Гибельное злословие — это злой дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него, и всегда имей мир с братом твоим (св. Ерм, 94, 181—182).
***
...Ни о ком не говори дурно и не люби слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; и веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего (св. Ерм, 94, 181).
***
Воздерживайтесь... от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют... (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 171).
***
Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти ( Василий Великий, 6, 100).
***
Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не злословь( Ефрем Сирин, 30, 72).
***
Приятность, с какою оговариваем других, означает, что полны ненависти (прп. Ефрем Сирин, 30, 87).
***
Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобою худо, то вини больше себя, нежели другого... Не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь... (прп. Ефрем Сирин, 31, 110).
***
Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).
***
Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверсть уста (прп. Ефрем Сирин, 33, 107).
***
Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу ( Ефрем Сирин, 33, 113).
***
Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).
***
Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).
***
Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).
***
Злословие может заступить место убийства, язык — послужит вместо меча (прп. Ефрем Сирин, 34, 352).
***
Кто не дозволял себе ни проклятия, ни злоречия, того прежде всех ожидает райское благословение (прп. Ефрем Сирин, 34, 386).
***
Хотя и совесть чиста, однако же должно избегать злоречия. А язык всего готовее злоречить (Григорий Богослов, 16, 112).
***
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если сам ты совершен, то, может быть, и поверю тебе.
***
А если ты очень худ, то прошу тебя говорить обо мне всегда и еще хуже. Это может сделать меня совершеннее всех; прекрасно быть в ненависти у порочных (свт. Григорий Богослов, 16, 251).
***
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший, а зло делаешь самому себе. Для меня врачевством в этой беде служит такое рассуждение. Если Великий Бог благоволит к тебе, то в ином благоволит и ко мне. А если прогневается на тебя, то во сколько строже будет суд! (свт. Григорий Богослов, 16, 251).
***
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если говоришь справедливо, то виноват я, который дал повод твоему языку. А если несправедливо и ложно, что мне до твоих речей? Говори даже всякому: за это, без сомнения, большее наказание получишь от Бога (свт. Григорий Богослов, 16, 252).
***
...Полезно не оскорбляться злословиями других и не раздражаться обидами ближних! Можно и от них получить себе великое и важное благо, как было и с мытарем (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545).
***
...Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления ( Иоанн Златоуст, 46, 300).
***
...Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).
***
...Как, открыв гробы, мы наполнили бы города заразою, так и скверные уста, открываемые с бесстыдством, заражают всех обращающихся с ними тягчайшею болезнью (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).
***
<От злословия> ничего не потерпит добродетельный человек, напротив, он чрез это еще более прославится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 163).
***
Если изрыгаемые им <злоязычником> слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их ( Иоанн Златоуст, 50, 446).
***
...Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь... клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых... поедаешь собственную плоть свою... страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим... стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 581).
***
Ты хочешь, чтобы про тебя не говорили худо? Не говори поэтому и сам худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473).
***
Будем... скорбеть не о том, что слышим худые речи о себе, а о том, что слышим такие речи заслуженно... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).
***
...Те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому что они не будут давать ответа за то, что сказал худо другой... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).
***
...Когда, будучи злословим, не только не злословит, но и благословляет, то этим наносит обидчику более тяжкий удар, чем если бы осыпал его бесчисленными ругательствами (свт. Иоанн Златоуст, 55, 680).
***
Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоястие в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием. А если от яств воздерживаешься, а сквернишь себя злословием, то уподобляешься человеку, который недолго молится, а большую часть времени богохульствует ( Исидор Пелусиот, 60, 250).
***
Хотя любителям добродетели не иметь врагов почитаю делом невозможным, однако же и вражду можно им обращать на добро. Если любомудрые не падают, то делают тем пользу себе, а врагам обращается это в наказание. Но если падают, то пользуются от врагов; потому что нередко постигшее человека злословие уврачевывает душевную болезнь, которой он не знал или о которой нерадел. И благо- искусным нужны или искренние друзья, или пламенеющие злобой враги. Одни советами, а другие злоречием предотвращают падения. А как дружба ныне для свободного слова худогласна, лучше же сказать, безгласна, на лесть и приветы она говорлива и громогласна, а на совет и выговор нет у нее голоса, то от врагов должно выслушивать истину и исправляться (прп. Исидор Пелусиот, 61, 301—302).
***
...Кто незаконно отверзает уста, заключенные Божественными уставами, тот, как видится, отверзает их сам на себя... (прп. Исидор Пелусиот, 61, 308—309).
***
...Не унывай духом, если ты... почувствуешь, что острейшие изощренных копий языки уготованы на тебя, но ожидай, что чрез сие-то наипаче будешь ты знаменит ( Исидор Пелусиот, 62, 435).
***
Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом (прп. Нил Синайский, 72, 239).
***
Если желаешь избежать тяжести мучения, никого никогда не злословь, ибо сие прогневляет Бога (прп. Нил Синайский, 72, 243).
***
Как скоро злословит кто ближнего, немедленно поражается проказою в сердце (прп. Нил Синайский, 73, 82).
***
Неправедные уста заграждаются молитвою... (прп. Исаак Сирин, 58, 301).
***
...Ни о ком не говори дурно и не люби слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; и веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего (св. Ерм, 94, 181).
***
Воздерживайтесь... от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют... (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 171).
***
Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти ( Василий Великий, 6, 100).
***
Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не злословь( Ефрем Сирин, 30, 72).
***
Приятность, с какою оговариваем других, означает, что полны ненависти (прп. Ефрем Сирин, 30, 87).
***
Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобою худо, то вини больше себя, нежели другого... Не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь... (прп. Ефрем Сирин, 31, 110).
***
Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения (прп. Ефрем Сирин, 31, 627).
***
Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверсть уста (прп. Ефрем Сирин, 33, 107).
***
Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу ( Ефрем Сирин, 33, 113).
***
Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).
***
Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).
***
Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу (прп. Ефрем Сирин, 34, 335).
***
Злословие может заступить место убийства, язык — послужит вместо меча (прп. Ефрем Сирин, 34, 352).
***
Кто не дозволял себе ни проклятия, ни злоречия, того прежде всех ожидает райское благословение (прп. Ефрем Сирин, 34, 386).
***
Хотя и совесть чиста, однако же должно избегать злоречия. А язык всего готовее злоречить (Григорий Богослов, 16, 112).
***
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если сам ты совершен, то, может быть, и поверю тебе.
***
А если ты очень худ, то прошу тебя говорить обо мне всегда и еще хуже. Это может сделать меня совершеннее всех; прекрасно быть в ненависти у порочных (свт. Григорий Богослов, 16, 251).
***
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший, а зло делаешь самому себе. Для меня врачевством в этой беде служит такое рассуждение. Если Великий Бог благоволит к тебе, то в ином благоволит и ко мне. А если прогневается на тебя, то во сколько строже будет суд! (свт. Григорий Богослов, 16, 251).
***
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если говоришь справедливо, то виноват я, который дал повод твоему языку. А если несправедливо и ложно, что мне до твоих речей? Говори даже всякому: за это, без сомнения, большее наказание получишь от Бога (свт. Григорий Богослов, 16, 252).
***
...Полезно не оскорбляться злословиями других и не раздражаться обидами ближних! Можно и от них получить себе великое и важное благо, как было и с мытарем (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545).
***
...Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления ( Иоанн Златоуст, 46, 300).
***
...Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).
***
...Как, открыв гробы, мы наполнили бы города заразою, так и скверные уста, открываемые с бесстыдством, заражают всех обращающихся с ними тягчайшею болезнью (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479).
***
<От злословия> ничего не потерпит добродетельный человек, напротив, он чрез это еще более прославится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 163).
***
Если изрыгаемые им <злоязычником> слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их ( Иоанн Златоуст, 50, 446).
***
...Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь... клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых... поедаешь собственную плоть свою... страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим... стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 581).
***
Ты хочешь, чтобы про тебя не говорили худо? Не говори поэтому и сам худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473).
***
Будем... скорбеть не о том, что слышим худые речи о себе, а о том, что слышим такие речи заслуженно... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).
***
...Те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому что они не будут давать ответа за то, что сказал худо другой... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).
***
...Когда, будучи злословим, не только не злословит, но и благословляет, то этим наносит обидчику более тяжкий удар, чем если бы осыпал его бесчисленными ругательствами (свт. Иоанн Златоуст, 55, 680).
***
Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоястие в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием. А если от яств воздерживаешься, а сквернишь себя злословием, то уподобляешься человеку, который недолго молится, а большую часть времени богохульствует ( Исидор Пелусиот, 60, 250).
***
Хотя любителям добродетели не иметь врагов почитаю делом невозможным, однако же и вражду можно им обращать на добро. Если любомудрые не падают, то делают тем пользу себе, а врагам обращается это в наказание. Но если падают, то пользуются от врагов; потому что нередко постигшее человека злословие уврачевывает душевную болезнь, которой он не знал или о которой нерадел. И благо- искусным нужны или искренние друзья, или пламенеющие злобой враги. Одни советами, а другие злоречием предотвращают падения. А как дружба ныне для свободного слова худогласна, лучше же сказать, безгласна, на лесть и приветы она говорлива и громогласна, а на совет и выговор нет у нее голоса, то от врагов должно выслушивать истину и исправляться (прп. Исидор Пелусиот, 61, 301—302).
***
...Кто незаконно отверзает уста, заключенные Божественными уставами, тот, как видится, отверзает их сам на себя... (прп. Исидор Пелусиот, 61, 308—309).
***
...Не унывай духом, если ты... почувствуешь, что острейшие изощренных копий языки уготованы на тебя, но ожидай, что чрез сие-то наипаче будешь ты знаменит ( Исидор Пелусиот, 62, 435).
***
Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом (прп. Нил Синайский, 72, 239).
***
Если желаешь избежать тяжести мучения, никого никогда не злословь, ибо сие прогневляет Бога (прп. Нил Синайский, 72, 243).
***
Как скоро злословит кто ближнего, немедленно поражается проказою в сердце (прп. Нил Синайский, 73, 82).
***
Неправедные уста заграждаются молитвою... (прп. Исаак Сирин, 58, 301).