Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, - и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы...
Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию.
Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый хотя бы претерпел тысячи оскорблений, может удержаться.
Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).
Не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души! Кто оправдывается и старается доказать свою правоту (невиновность), тот, может быть, и наведет справедливость, но только тем разрушит планы Божии об исцелении души.
Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.
Схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря (XX век).
Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее против своего греха, который возбуждает твое сердце против оскорбителя.
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).
Те, которые на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане? Любим ли врагов наших? – и познанию в сем нашей немощи.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).