Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
(Энциклопедия «Кругосвет»)
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
(Толковый словарь русского языка Ушакова)
Милосердие - это божественное снисхождение и абсолютная благодарственная милость к человеку.
Милосердие - это всепрощающая любовь, которая снисходит к нам, даже если мы ее совершенно не заслужили.
Милосердие - это лишь неустойчивое мысленное представление, до тех пор, пока она не реализована в делах.
Милосердие – наивысшая форма любви к ближнему.
Преимущества милосердия
Милосердие предоставляет возможность – приблизиться к пониманию церковных заповедей.
Милосердие дает силы – их хватает даже для прощения врагов.
Милосердие дает уверенность – в правильности дел и поступков, вызванных этим чувством.
Милосердие дает радость – радость отказаться от негативных эмоций.
Проявления милосердия в повседневной жизни
Евангелие от Матфея; Послание апостола Павла римлянам – милосердие воплощается в участливом отношении к людям и противопоставляется пренебрежению.
Благотворительность – последовательное милосердие предполагает не просто доброжелательность, но и понимание другого человека и деятельное участие в жизни другого. В общественной жизни служение такое участие может появляться в форме благотворительности.
Молитва – молитва за грешника лучший пример милосердия.
Правосудие – условное наказание за реальное преступление есть ни что иное, как милосердие к преступнику.
Как развить в себе милосердие
Чтение. Чтение религиозной литературы (это справедливо по отношению к любой религии) учит милосердию.
Участие в благотворительных акциях. Действенное милосердие легче проникает в душу и закрепляется в ней.
Образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек учится милосердию.
Чуткость и внимательность к окружающему миру. Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека может быть по-настоящему милосердным.
Высказывания о милосердии
Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. ...Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; сиротам будь как отец и матери их — вместо мужа.
(Сир. 4:1-10)
Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову...
(Ис. 1:11-17)
Кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья.
(Сир. 29:1;13-15)
Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва.
(Паисий Святогорец)
Всё потраченное сверх этого украдено у кого-то, чья нужда больше, чем наша. Это не омрачает существование, это приносит радость: делиться, давать и принимать. Пока есть хоть один голодающий, и з л и ш е к удовольствий, излишек удобства — воровство.
(Свящ. Александр Ельчанинов)
Не подают милостыни потому, что, мол, пропьют и т. д. Если и пропьет, то это меньший грех, чем то озлобление, которое мы в нем возбуждаем нашим отказом, и та черствость и осуждение, которое мы в себе культивируем.
Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам - в его душу входят светлая, целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердый, наоборот, сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
Не нужно думать, что есть только один вид богатства — деньги. Можно быть богатым богатством молодости, иметь сокровище таланта, дарований, обладать капиталом здоровья. Все эти богатства — тоже препятствия к спасению. Богатство материальное порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает наше сердце, гнетет нас заботами, страхами, требует жертв себе, как ненасытный демон. Не оно служит нам, а мы обычно служим ему. Но не то же ли и с богатствами здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Не так ли и они усиливают нашу гордость, берут в плен наше сердце, отводя его от Бога. Да, поистине блаженны нищие в смысле имущества — как легко им приобрести евангельскую легкость духа и свободу от земных пут, но блаженны и не имеющие здоровья и молодости (потому что страдающий плотью — перестает грешить), блаженны некрасивые, не талантливые, неудачники — они не имеют в себе главного врага — гордости, так как им нечем гордиться...
(Митр. Антоний Сурожский)
Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: "Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра. Так спасается человек: от малого происходит великое. "Верный в малом” оказывается верным в великом.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Лишь в мыслях своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который в большинстве случаев бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя подозрение, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь - физическую и душевную. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: Ты говоришь о себе, я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,17). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять... Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто из корысти делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Разве все это не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души - высшее счастье? Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие внутри нас. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая — низводит проклятье. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. «Мое только то, что я отдал», — говорит св. Максим Исповедник. Отдал... кому? — Богу, нуждающимся людям. Как написано: «расточил, раздал нищим, правда его пребывает во век» (Пс. 111:9). Человек может сделаться богатым и щедрым в делах милосердия. Среди богатых есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее христианское отношение к ценностям земли.
(Арх. Иоанн (Шаховской)
Наше сердце часто захлопывается перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах.
(Генри Лонгфелло)
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её.
(Джек Лондон)
Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
(Хелен Келлер)