Каждый великий праздник в Православной Церкви — это прямое и недвусмысленное свидетельство о чуде.
День святой Троицы — это свидетельство о чуде Церкви, одном из самых трудноразличимых чудес. Слишком просто плениться явными знамениями – исцелениями, явлениями – наглядными до осязаемости, часто выходящими за границы Церкви. К сожалению, люди любят такие чудеса и места, служащие их «неиссякаемыми источниками». Создается впечатление, что Христос и Церковь не нужны для чуда, просто какой-то Deus ex machina…
А то чудо, что в Пятидесятницу Господь Духом Своим Святым сотворил новую реальность человеческого бытия — Церковь Свою, пропускается мимо. Бог дал измученному человечеству Живоносный источник, воды которого по словам церковных песнопений – приводят в жизнь вечную. И главное чудо преображенной церковной реальности – Евхаристия, требующая от человека самопожертвования и глубокой внутренней работы веры, — тоже проходит мимо тех, кто хочет жить яркими, поражающими ум знамениями.
Даже не очень образованный и не очень начитанный христианин знаком с житиями святых — мерой чуда является только его включенность в церковный опыт, который и описан в житиях. Слишком большая жажда чуда — опасна. В Библии говорится, что и жрецы фараона умели совершать многие необъяснимые чудесные вещи. Но все истинные чудеса происходят под действием Духа Святого в людях, Церкви, мире. И именно этого Духа мы должны принять, а раз приняли — значит, жить в Нем.
Давным-давно во время паломничества во Святую Землю мне рассказывали такую историю. Был в гостях у монахинь некоего монастыря один старец из Египта. И когда он уезжал, они стали его просить:
-Благословите нас, отче!
Он начал отнекиваться:
-Да как я вас благословлю, да чем, да кто я такой…
-Нет, благословите! Скажите нам что-нибудь утешительное!
И наконец, он сказал:
-Ну, сестры, раз вы так просите — благословляю вас умереть за Православие!
Сестры опешили и сначала даже расстроились. А потом утешились.
Протоиерей Игорь Пчелинцев
Тут есть два момента.
Во-первых, современному человеку вообще тяжело воспринимать слово о смерти. Смерть в представлении мирского сознания — это что-то ужасное. Бесповоротное и безнадежное. Но предстоит ли нам умереть мученически или трагически или просто, спокойно, как поется в церкви — непостыдной, мирной, безболезненной кончиной отойти ко Господу — и то, и другое может быть за Христа, и то, и другое может быть не за Православие.
Чтобы люди не пугались, будто батюшка их благословляет завтра же лечь на амбразуру — скажу, что это в какой-то степени даже проще, чем жить обычной христианской жизнью, жить Евангелием, со Христом и Его Таинствами, и в конечном итоге спокойно удостоиться того, о чем мы молимся каждый день — этой самой непостыдной безболезненной кончины.
Вспомним, что такое праздник Пятидесятницы. Это день сошествия Святого Духа на апостолов. Дух Божий — животворит, наполняет предельным конечным смыслом и жизнь и смерть, и последующее за смертью бытие.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Маэста (фрагмент). Дуччо.
А теперь второй момент. Нам надо понимать свою ответственность именно как православных христиан, которые уже должны бы были быть уже просвещены Духом Святым через Крещение, Миропомазание, участие в Таинствах. Мы уже должны быть ответственны за то, чтобы вслед за нами просвещался и весь мир.
Святой Силуан Афонский молился: «Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли!» Уже все народы, наверное, за исключением туземцев совсем удаленных и неизвестных земель, слышали о Господе, знают о существовании такой книги как Евангелие. Но познать Господа Духом Святым, без лишних эмоций, без заламывания рук и закатывания глаз, без ложного мистицизма, а мирно и кротко — удалось пока еще не всем.
Когда Дух Святой приходит в сердце, Он преображает человека, если тот не сопротивляется. А сопротивление встречается часто: «Вот сейчас меня будет Святой Дух преображать, а я еще не готов! Я еще последнюю сигарету не докурил! Приди ко мне, Господи, Духом Твоим Святым послезавтра! Я сегодня еще должен докурить, а завтра — допить». Апостол Павел говорит, что не нужно угашать Духа — нельзя сопротивляться благодати.
А «не сопротивляться благодати» — значит всем сердцем и сразу откликнуться на зов Святого Духа.
Фото прот. Игоря Пчелинцева
Преподобный Серафим Саровский говорил, что принять благодать очень просто, для этого не нужно никаких ухищрений. Дух Святой дается не за образование и не за его отсутствие, не за сверхъестественную молитву и не за ее отсутствие, а за ровную и спокойную — мирную — христианскую жизнь. И она сама по себе и есть яркое свидетельство того, что в данном человеке есть Дух Святой. Потому что человек этот мирен и кроток, и самые простые истины Нагорной проповеди живут в его сердце, и через него приходят другим людям.
Так вот, умереть за Православие — это не обязательно значит, что нужно искать мученического венца. В древности даже существовала секта, члены которой были одержимы идеей мученической смерти. Они, собираясь в группы, нападали на прохожих и требовали, чтобы те умерщвляли их, чтобы эти фанатики стали мучениками. Если люди отказывались, то сектанты убивали их самих. Так вот, обращаю внимание, — это не наш путь!
Чаще всего умереть за Православие значит просто жить с Богом и просто с Ним умереть.
А когда с Ним умираешь — рождаешься в жизнь вечную.
День святой Троицы — это свидетельство о чуде Церкви, одном из самых трудноразличимых чудес. Слишком просто плениться явными знамениями – исцелениями, явлениями – наглядными до осязаемости, часто выходящими за границы Церкви. К сожалению, люди любят такие чудеса и места, служащие их «неиссякаемыми источниками». Создается впечатление, что Христос и Церковь не нужны для чуда, просто какой-то Deus ex machina…
А то чудо, что в Пятидесятницу Господь Духом Своим Святым сотворил новую реальность человеческого бытия — Церковь Свою, пропускается мимо. Бог дал измученному человечеству Живоносный источник, воды которого по словам церковных песнопений – приводят в жизнь вечную. И главное чудо преображенной церковной реальности – Евхаристия, требующая от человека самопожертвования и глубокой внутренней работы веры, — тоже проходит мимо тех, кто хочет жить яркими, поражающими ум знамениями.
Даже не очень образованный и не очень начитанный христианин знаком с житиями святых — мерой чуда является только его включенность в церковный опыт, который и описан в житиях. Слишком большая жажда чуда — опасна. В Библии говорится, что и жрецы фараона умели совершать многие необъяснимые чудесные вещи. Но все истинные чудеса происходят под действием Духа Святого в людях, Церкви, мире. И именно этого Духа мы должны принять, а раз приняли — значит, жить в Нем.
Давным-давно во время паломничества во Святую Землю мне рассказывали такую историю. Был в гостях у монахинь некоего монастыря один старец из Египта. И когда он уезжал, они стали его просить:
-Благословите нас, отче!
Он начал отнекиваться:
-Да как я вас благословлю, да чем, да кто я такой…
-Нет, благословите! Скажите нам что-нибудь утешительное!
И наконец, он сказал:
-Ну, сестры, раз вы так просите — благословляю вас умереть за Православие!
Сестры опешили и сначала даже расстроились. А потом утешились.
Протоиерей Игорь Пчелинцев
Тут есть два момента.
Во-первых, современному человеку вообще тяжело воспринимать слово о смерти. Смерть в представлении мирского сознания — это что-то ужасное. Бесповоротное и безнадежное. Но предстоит ли нам умереть мученически или трагически или просто, спокойно, как поется в церкви — непостыдной, мирной, безболезненной кончиной отойти ко Господу — и то, и другое может быть за Христа, и то, и другое может быть не за Православие.
Чтобы люди не пугались, будто батюшка их благословляет завтра же лечь на амбразуру — скажу, что это в какой-то степени даже проще, чем жить обычной христианской жизнью, жить Евангелием, со Христом и Его Таинствами, и в конечном итоге спокойно удостоиться того, о чем мы молимся каждый день — этой самой непостыдной безболезненной кончины.
Вспомним, что такое праздник Пятидесятницы. Это день сошествия Святого Духа на апостолов. Дух Божий — животворит, наполняет предельным конечным смыслом и жизнь и смерть, и последующее за смертью бытие.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Маэста (фрагмент). Дуччо.
А теперь второй момент. Нам надо понимать свою ответственность именно как православных христиан, которые уже должны бы были быть уже просвещены Духом Святым через Крещение, Миропомазание, участие в Таинствах. Мы уже должны быть ответственны за то, чтобы вслед за нами просвещался и весь мир.
Святой Силуан Афонский молился: «Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли!» Уже все народы, наверное, за исключением туземцев совсем удаленных и неизвестных земель, слышали о Господе, знают о существовании такой книги как Евангелие. Но познать Господа Духом Святым, без лишних эмоций, без заламывания рук и закатывания глаз, без ложного мистицизма, а мирно и кротко — удалось пока еще не всем.
Когда Дух Святой приходит в сердце, Он преображает человека, если тот не сопротивляется. А сопротивление встречается часто: «Вот сейчас меня будет Святой Дух преображать, а я еще не готов! Я еще последнюю сигарету не докурил! Приди ко мне, Господи, Духом Твоим Святым послезавтра! Я сегодня еще должен докурить, а завтра — допить». Апостол Павел говорит, что не нужно угашать Духа — нельзя сопротивляться благодати.
А «не сопротивляться благодати» — значит всем сердцем и сразу откликнуться на зов Святого Духа.
Фото прот. Игоря Пчелинцева
Преподобный Серафим Саровский говорил, что принять благодать очень просто, для этого не нужно никаких ухищрений. Дух Святой дается не за образование и не за его отсутствие, не за сверхъестественную молитву и не за ее отсутствие, а за ровную и спокойную — мирную — христианскую жизнь. И она сама по себе и есть яркое свидетельство того, что в данном человеке есть Дух Святой. Потому что человек этот мирен и кроток, и самые простые истины Нагорной проповеди живут в его сердце, и через него приходят другим людям.
Так вот, умереть за Православие — это не обязательно значит, что нужно искать мученического венца. В древности даже существовала секта, члены которой были одержимы идеей мученической смерти. Они, собираясь в группы, нападали на прохожих и требовали, чтобы те умерщвляли их, чтобы эти фанатики стали мучениками. Если люди отказывались, то сектанты убивали их самих. Так вот, обращаю внимание, — это не наш путь!
Чаще всего умереть за Православие значит просто жить с Богом и просто с Ним умереть.
А когда с Ним умираешь — рождаешься в жизнь вечную.