...Заповеди ты легко соблюдешь, и не будут они трудны, если будешь убежден, что их можно соблюсти, но если ты положил в сердце своем, что они не могут быть соблюдены человеком, то не соблюдешь их... если не соблюдешь этих заповедей и пренебрежешь их, то не спасешься... (св. Ерм, 94, 198).

***

...Исполняющий их <заповеди> прославится в Царствии Божием, а избирающий другое погибнет вместе со своими делами (ап. Варнава, 94, 52).

***

...Если мы хотим ходить во свете Христовом, то да не отступаем от заповедей Его и наставлений... (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 401).

***

Старайтесь исполнить... веления Духа, коими оживятся души ваши и при посредстве коих восприимите вы Господа в самих себе: они суть безопасный путь (прп. Антоний Великий, 89, 50).

***

Все мы обязаны исполнять оные <заповеди> по силе нашей: малосильный — сообразно немощи своей; сильный— соответственно силе своей (прп. авва Исайя, 59, 53).

***

...Заповедь Божия — есть жизнь вечная (прп. авва Исайя, 59, 186).

***

...Тех, кои удаляются от Бога и нерадят о Его заповедях, окружают демоны (прп. авва Исайя, 59, 191).

***

Горе нам, что мы в исполнении Божественных заповедей не оказываем ни страха рабов, ни тщания наемников, ни любви сынов (прп. авва Исайя, 59, 191).

***

...Душа, преступив заповедь, утратила свой образ (прп. Макарий Египетский, 67, 85).

***

Когда человек преступил заповедь, диавол всю душу его покрыл темной завесой (прп. Макарий Египетский, 67, 149).

***

После того как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство... (прп. Макарий Египетский, 67, 272).

***

...Любящим Бога удобен и приятен труд исполнения заповедей, потому что любовь Божия делает подвиг легким и вожделенным... (прп. Макарий Египетский, 67, 335-336).

***

Бесчестит Бога <тот>, кто преступает закон Его; кто же хранит его, тот прославляет Творца своего (авва Евагрий, 89, 609).

***

...К духовному разумению закона и более ясному познанию заповедей вовсе недостаточно того, что вложено в него <в человека> природою, если не придет к тому Божественное просвещение и не осветит внутренних чувств его (авва Пинуфий, 56, 218).

***

...Касательно соблюдения главных заповедей надобно твердо постановить, за них даже и смерти не должно избегать, если это необходимо будет, для них надобно непоколебимо говорить: я поклялся и постановил. Это должно быть для соблюдения любви, для которой все надобно презирать, чтобы не нарушилось спокойствие и совершенство ее. Также должно... и для чистоты целомудрия, не иначе надобно нам делать для веры, трезвости и правды; все это надобно соблюдать с неизменным постоянством, и отступать от них хоть немного было бы предосудительно (прп. авва Иосиф, 56, 492).

***

Отвергший Божественную заповедь и решившийся прогневлять Детоводителя преступлениями умирает без милосердия... (свт. Кирилл Александрийский, 65, 36).

***

...Никто не удостаивается приять небесные дары Святаго Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей... (прп. Нил Синайский, 72, 245).

***

...В число предателей включаются и христиане, которые не исполняют заповедей, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым хотениям (прп. Нил Синайский, 73, 50—51).

***

Где заповедь Божия, там, конечно, и искушение, и вражеские козни (прп. Нил Синайский, 73, 107).

***

Не должно пренебрегать и малых по видимому заповедей, но надобно исполнять и их вместе с великими (прп. Нил Синайский, 73, 379).

***

...Какого утешения не имеют заповеди Христовы? — Но произволение не устремляется к исполнению их, ибо если бы устремлялось, то, при помощи благодати Божией, все было бы для него легко (прп. Зосима, 91, 115).

***

Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божии, столько и Дух Святый производит в нас Свои плоды (прп. Марк Подвижник, 89, 489).

***

Духовный закон суть заповеди Христовы, из которых первая и величайшая есть любовь; она не мыслит зла, но вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (1 Кор. 13, 5, 7), по слову Писания. Сею любовью различаемся мы один от другого, но (полноты) ее достоинства никто из нас не достигает, а ожидает, что благодать Христова восполнит наши недостатки, если только мы не вознерадим о делании по силе нашей, ибо Бог знает, сколько мы не можем сделать по немощи и сколько не исполняем дела любви по нерадению. Но так как любовь укрепляется не только произвольными трудами, но и случающимися скорбями; посему-то много нужно нам терпения и кротости, при содействии помощи Божией (прп. Марк Подвижник, 89, 538).

***

Одни, не исполняя заповедей, думают, что веруют право; другие, исполняя их, ожидают Царствия как должного возмездия. Те и другие погрешают против истины (прп. Марк Подвижник, 89, 539).

***

...Если мы с горячею ревностью начнем исполнять заповеди Божии, тогда благодать, освящая все наши чувства в глубоком некоем ощущении, будет попалять все наши греховные воспоминания, сердце же наше, услаждая некиим миром любви непрестающей, будет приучать нас к тому, чтобы помышлять духовное, а не плотское. Сие очень часто случается с приближающимися к совершенству, кои непрестанно имеют в сердце своем память о Господе (блж. Диадох, 91, 62).

***

...Заповеди постановлены вопреки страстям, для уврачевания преступной души... (прп. Исаак Сирин, 58, 244).

***

Никто не должен извиняться в неисполнении Евангельских заповедей своею немощию; ибо есть души, которые сделали более, нежели сколько повелевают заповеди (прп. Иоанн Лествичник, 57, 177).

***

Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 216).

***

О соблюдении заповедей подвизаемся, чтоб освободиться от страстей... (авва Фалассий, 91, 320—321).

***

За заповеди Божии подвизайся даже до смерти, ибо, очистившись через них, внидешь ты в живот <Жизнь Вечную> (авва Фалассий, 91, 325).

***

За умерщвлением ума чрез преступление заповедей необходимо следует и смерть тела (авва Фалассий, 91, 336).

***

Исполнение заповедей очищает душу... делает ее причастною света (авва Фалассий, 91, 337).

***

Против всякого пути неправедного даны нам от Господа противоположные тому заповеди, — и если кто оставляет какую-нибудь из них, то вместе с тем вступает на противоположный ей путь неправды (прп. Максим Исповедник, 91, 135).

***

Мир имеет много нищих духом, но не по надлежащему; много плачущих, но или об утрате имения, или о потере детей; много кротких, но к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но того, чтобы похищать чужое неправедно и собирать корысти; много милостивых, но к телу и телесному; и чистых сердцем, но по тщеславию; и миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгоняемых, но за свое бесчиние; много поносимых, но за срам­ные грехи. Блаженны же одни те, которые действуют и страждут за Христа и о Христе (прп. Максим Исповедник, 91, 203).

***

...Деятельное повиновение Божественным заповедям совсем умерщвляет его <грех> мечом Духа (прп. Максим Исповедник, 91, 306).

***

...Если будем всегда исполнять волю Божию, вместе будем там <в Царствии Небесном> в радости нескончаемой (прп. Феодор Студит, 92, 42).

***

...Чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от <исполнения> заповеди (прп. Феодор Студит, 92, 93).

***

...Заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и сему соответствует как исполнение их, так и нарушение (прп. Феодор Студит, 92, 127).

***

...Нарушение <заповеди> губит все великие ваши исправности (прп. Феодор Студит, 92, 128).

***

...Кто Бога имеет в себе чрез исполнение святых Его заповедей, тот именитым делается и на небе и на земле (прп. Феодор Студит, 92, 270).

***

...Многая сокровиществуется вам награда на небесах, если до конца будете внимать себе и верно исполнять все заповеданное вам... (прп. Феодор Студит, 92, 332).

***

...Заповеди Христовы легки и облегчающи... (прп. Феодор Студит, 92, 420).

***

Если... в презрении у нас соблюдение повелений Его <Божиих>, коим покорствует вся тварь, то как назовем себя верными мы — почтенные паче всякой твари... (свт. Феодор Едесский, 91, 347).

***

...Нам потребно великое себя хранение, много телесных трудов и очищение души, да вселим Бога в сердца наши, чтобы... безгрешно исполнять Божественные Его заповеди и чтобы Сам Он учил нас блюсти твердо Его законы, испуская, как солнечные лучи, Свои на нас воздействия... (прп. авва Филимон, 91, 367).

***

Когда настало время кончины аввы Исаака, собрались к нему старцы и спросили его: «Авва! Как проводить нам жительство по твоем отшествии?» Он отвечал: «Вы видели, как я жил. Если хотите, то подражайте мне: храните заповеди Божии, и Бог пошлет вам благодать Свою, а место это сохранит. Если же не будете соблюдать заповедей Божиих, то не пребудете и на месте этом. И мы скорбели, когда умирали наши отцы, но, соблюдая заповеди Божии и завещания наших отцов, прожили как бы в сожительстве с ними. И вы поступайте так, и спасетесь» (106, 247-248).

***

Авва Макарий спросил авву Захария: «Скажи мне, какое дело монаха?» «Тебе ли спрашивать меня, отец?» — отвечал Захария. Авва Макарий сказал: «Я хорошо знаю тебя, сын мой, но некто заставляет меня спросить тебя об этом». Тогда Захария говорит ему: «По мне, отче, тот монах, кто во всем принуждает себя исполнять заповеди Божии!» (97, 83).


***

Один брат сказал авве Феодору: «Я хочу исполнить заповеди». Старец отвечал ему: «И авва Феона также некогда говорил: «Хочу при помощи Божией выполнить намерение свое». Принеся в пекарню муку, он испек из нее хлебы. Когда попросили у него бедные, он отдал им хлебы; когда же попросили еще и другие, отдал им корзину и одежду, которую носил, и вошел в свою келью, опоясанный мафорием. Но при всем том он осуждал себя за то, что не исполнил заповеди Божией» (97, 284).