Первая. Ближний наш — это брат наш, он раб Божий, по образу Божию созданный, Кровью Христовой искупленный, один из членов единой Церкви, к вечной жизни призванный.
Вторая. Кто любит, тот пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин 4:16). Великое дело — с Богом соединение.
Третья. Кто любит, тот Христов ученик (Ин 13:34-35).
Четвертая. Прочие дарования, как-то: многими языками владеть, чудеса творить и прочее, без любви ничто (1 Кор 13:2). «Без любви, — говорит святой Иоанн Златоуст, — все дарования не полезны тем, кто их имеет» (Беседа 22 на 1 Послание к коринфянам).
Пятая. И Бога не может тот любить, кто брата своего не любит (1 Ин 4:20). «Любовь больше всех жертв, и никакие жертвы без любви не приемлет Бог», — говорит святой Иоанн Златоуст (Беседа 16 на евангелиста Матфея).
Шестая. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете (1 Ин 2:10).
Седьмая. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и в смерти пребывает, и есть человекоубийца (1 Ин 2:11; 3:14—15).
Восьмая. Любовь — это предвкушение вечной жизни, в которой будет одна только любовь друг к другу, друг о друге радость и утешение.
Девятая. Насколько в ком больше и чище любовь, настолько тот более Богу уподобляется, Который есть вечная любовь и благостыня.
Десятая. Общее всех благополучие от взаимной любви происходит. О, как бы благополучно все жили, если бы друг друга взаимно любили! Не было бы тогда воровства, разбоев, хищения, убийств, насилия, обманов, лукавства, укорения, злословия, поношения, клеветы, насмешек, ругательств; не укрепляемы были бы амбары для сохранения имущества, не требовались бы сторожа, не нужны были бы замки; не было бы столько плачущих и кровавые слезы проливающих; не слышались бы жалобные голоса на небо вопиющих вдовиц, сирот, бедных и беззащитных людей; не отягощены бы были судебные места жалобами; не скитались бы по улицам голодные, не тряслись бы от холода и мороза полунагие меньшие братья Христовы; не были бы наполнены темницы узниками, за долги сидящими; не было бы наконец нищих и убогих, но все было бы безопасно, спокойно, мирно: все были бы равны. По этой причине и Господь Бог, отечески сожалея о роде человеческом, дал заповедь: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:39).
О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно.