По учению Евангелия, нашей веры, именно гордыня — грех, который ангела превратил в дьявола. Все мы склонны к гордости. Что такое гордость? Гордость — это желание представить себя лучшими, чем мы есть. Когда двое пришли в храм молиться Богу, фарисей считал себя самым богобоязненным. Он молился Богу так, как будто Бог его должник, а не наоборот, он должник Божий. Я пощусь два раза в неделю, говорил он, а в сущности, евреям тогда было дано прало поститься только раз в год, а он аж два раза в неделю! Дает десятину от всего на содержание храма, причем не только от пшеницы и скота, но от всего. И заявляет: я не такой, как другие люди. То есть он делает Бога своим должником. Другой же человек пришел в храм молиться Богу, но не смел даже головы поднять. Он молился, говоря: «Господи, помилуй меня, грешного!» Могу Вам сказать, что второй, а не первый, ушел домой оправданным. Ибо каждый, кто возвысится, будет унижен, а каждый, кто унизится, будет возвышен. Бог противится гордым, а смиренным дает благодать. Если Бог не может приблизиться к тому грешнику, тому гордецу, как Он сможет ему помочь? Вот в чем дело.
Действительно, люди в наше время зачастую не могут понять речи Христа, прежде всего из-за своих грехов. Между тем те, кто был ближе ко Христу во времени и по своей жизни, понимали Его слова лучше. Нищие духом, по словам Иоанна Златоуста, те, кто всегда чувствуют свой долг перед Господом, чувствуют, сколько Бог делает для них и как мало они воздают Ему за Его доброту и милость, они всегда чувствуют себя Его должниками. Гордый человек думает наоборот. Гордыня — главный человеческий порок. Нужно иметь в виду и помнить, например, специалисты говорят, что нередко чистый и сытый ребенок в пеленках начинает плакать. Почему? Потому что хочет привлечь к себе внимание матери, отца, бабушки, дедушки, всех, быть центром вселенной.
То желание казаться лучше, чем мы есть на самом деле, иногда переходит в полную бесчеловечность. В природе человека принижать того, кто лучше, клеветать на него, чтобы расстояние между нами было больше в нашу, неправильно понятую, пользу. Пусть каждый сам заглянет в свою душу.
Нужно смирение. Молодой послушник говорит своему духовному отцу: «Отец, люди плохо говорят о тебе». А духовник отвечает: «Сын мой, они говорят так, как видят. Что сказали бы они, если бы видели и то, что внутри». Я далек от того, чтобы не уметь сердиться, хотя осознаю, что гнев — отступление перед злом. Гневом ничего сделать нельзя, и больше того — гневаясь, мы прежде всего вредим себе самим, человек искажается, у него колотится сердце, все органы работают ненормально. К чему тратить силы на то, что вредно и нам и другим?

***
Знаете, у евреев был обычай: когда мальчику исполнялось 12 лет, он становился сыном закона и должен был выучиться хотя бы одному ремеслу. Имея в виду эту заповедь, данную через Моисея, Иисус Христос в 12 лет, став сыном закона, научился плотничать, потому что его отчим Иосиф был плотником и обучил Его этому ремеслу. Смотрите, от 12 до 30 лет Он был плотником и ничуть не стыдился этого. Святой апостол Павел был ткачом, ткал сумы и ковры из козьего волоса. Он говорил: «Меня, как и других апостолов, может содержать народ. Но я не хотел этого, и меня содержали мои руки». Если он проповедовал днем, то ночью работал, а если проповедовал ночью, то работал днем.
Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов, закончив Академию в Афинах и приняв постриг, не боялись физического труда. Святой Григорий пишет: «У меня на руках и сейчас еще остались следы чистки огорода от камней».
Преподаватель математики, профессор Михайло Петрович с Философского факультета, еще в детстве, будучи учеником шестого класса, научился ремеслу рыбака. Не обычному рыболовству, а ловле сетью. Как профессор университета, он занимался этим вместе с настоящими рыбаками, для которых это было единственным источником заработка. Он любил говорить: «Когда я занимаюсь умственным трудом, то отдыхаю физически, когда работаю физически, то отдыхаю от умственного труда».
Значит, не нужно стыдиться никакой работы. Самая грязная работа не может унизить нас. Только грех унижает нас.

***
Это слова Христа: Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось от себя: лучше войти в жизнь с одним глазом, чем гореть в аду с двумя. Возьмите, к примеру, пьяницу. Как трудно ему освободиться от пьянства. Или курение: как трудно отвыкнуть от этого. Один юморист, Марк Твен, как-то сказал, что нет ничего легче, чем оставить курение: он оставлял раз тридцать. Современный человек ищет удовольствия, он все менее способен на жертвы во имя общего и истинного добра.
Человек мало-помалу становится рабом. Это уже не просто привычка, это наркотик, который входит в каждую клетку. Между тем святой евангелист Иоанн говорит, что заповеди Божии не тяжелы. А для нас — тяжелы. Почему? Потому что мы приобрели плохие привычки, которые повернули нас на другую дорогу, и теперь для нас легче то, что на самом деле тяжелее. Я помню 93-й год, когда девальвация была буквально почасовой. Как тут выжить? А рабы курения стояли в очередях за сигаретами!

***
Возникает вопрос цели и смысла жизни. Этот вопрос возникал и во времена Василия Великого в четвертом веке. Он отвечал: «Этим вопросом занимались ранее философы Древней Греции, но не пришли к единому мнению. Одни считали, что цель жизни — удовольствие. И сегодня в одной популярной у нас песне поется: «Возьми от жизни все, сегодня ты цветешь, а завтра увянешь». Другие считали, что цель — достичь славы в искусстве, науке, спорте. Третьи целью считали власть и то, что она дает, четвертые — богатство и так далее. А мы, говорит святой Василий, считаем целью человеческой жизни здесь, на земле, приобретение бессмертия в Царствии Небесном. Альберт Эйнштейн как-то сказал, что знать ответ на вопрос о смысле жизни — значит быть религиозным. Человек, который бы понял, что его жизнь и жизнь его близких не имеют цели и смысла, говорил он, был бы не только несчастлив, но еле-еле способен жить.
Посмотрите сами: Вы пришли сюда, и я пришел; Вы уйдете, и я уйду. Каждый наш поступок имеет цель и смысл. Возможно ли, чтобы наша жизнь в целом не имела никакого смысла?
Не удивляйтесь, дети ищут смысл жизни. Они многого не знают и, зачастую, даже их родители не нашли ответа на этот вопрос. Человек не может жить без цели и смысла. Даже пьяница имеет цель. Пьяницы говорят: «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». Люди находят причины и смысл даже для пороков.
Если цель жизни человека — удовольствие, он не может принять этого постулата. Видите ли, Бог нас создал такими: имеется желудок и имеется еда. В чем смысл питания? Это получение энергии взамен использованной в труде. Мне не нужно думать, завтракал ли я или обедал, инстинкт голода скажет все сам. Он скажет, когда энергия будет израсходована и ее нужно будет дополнить. Пока человек ест для питания, все в порядке. Но если он начнет есть для удовольствия, а не для восполнения энергии — это уже совсем другое. Во всем нужно соблюдать умеренность. Так, сильный отцовский и материнский инстинкт необходим, потому что без него не было бы детей. Ребенка нужно выносить, родить, кормить, ухаживать за ним. Кто бы это делал, если бы не было материнского и отцовского инстинктов? А мы хотели бы оставить в стороне всю ответственность и все, что создал Бог, чтобы посвятить себя удовольствиям.
Один индус, Махатма Ганди, сказал, что лучшие годы своей жизни в браке он провел тогда, когда жил с женой как брат с сестрой. Апостол Павел писал о случае, как в Коринфе один человек, принявший христианство, женился на своей мачехе! Есть свидетельства очевидцев, что в языческих храмах этого города более трех тысяч человек блудом зарабатывали деньги и пищу. То есть извращения появляются, когда мы стремимся к удовольствиям без обязанностей перед семьей и народом.

***
Молитесь механически. Эта механическая молитва, если Вы регулярно молитесь, приведет Вас к молитве истинной. Святой Иоанн Кронштадтский, великий русский молитвенник, в начале века путешествовал из города в город в ответ на мольбы народа о духовной помощи. В одном городе священник сказал ему: «Отец, мне трудно молиться». А Иоанн Кронштадтский ответил: «Мне тоже трудно, но будем исполнять это, как долг, а затем придет умиление».
Когда ребенка держит за руку отец или мать, он не боится ни собак, ни гусей, ни мышей. Так и мы. Все мы, хоть мы и взрослые, дети Божии. Когда ухватимся за Его руку, мы становимся стабильнее, увереннее. Без этого появляется тот самый невроз и прочие душевные муки.

***
Помните, как говорила сыну мать Евросима: «Сын мой, не говори не по правде ни для рода своего, а говори лишь по правде Бога истинного. Лучше тебе голову потерять, чем взять грех на душу». Это народ сказал устами матери. Но это же и учение Христа: Что пользы человеку, если получит весь свет, а душу свою потеряет.
Когда князь Лазарь шел на Косово, он не шел чужую свободу отнимать, землю, веру. Он вышел на защиту своей свободы, своей земли и веры. Какое царство предпочесть, земное или небесное?! Он рассуждал так: земное царство кратко, а небесное на век и во веки. Царь любил царство земное, но, поставлен перед выбором, он выбрал Царство Небесное. В этом смысле я говорю: наш долг всегда был в том, чтобы быть и оставаться людьми, народом Божиим. Мы на зло не смеем отвечать злом. Убить обезоруженного — этого ни за что нельзя делать. Есть способы избежать опасности от злодеев, но не такие.

***
Потери и поражения тяжелы, но они проходят, хотя нам и кажется, что проходят слишком медленно. Только вера наша спасет нас… Вера без дел была бы мертва, ибо без дел ее и нет. Христианская вера, как теория без практики, так же несовершенна, как и практика без теории. Как человеку делать то, что нужно, если он не знает, что нужно? Но он может отлично знать, что нужно, а поступать наоборот. Значит, христианство, которое принимаем умом, нужно проводить в жизнь. Когда мы применяем его в жизни, то понимаем еще лучше, а тогда еще лучше и применяем. Это путь Православия, евангельский путь в Царствие Небесное.
Как сказал святой Иоанн Златоуст, наш долг не в том, чтобы убедить противника, а в том, чтобы изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать. Если он не хочет, мы не должны заставлять его. Его собственный долг — убедиться, потому что де-факто никто никого не может убедить, пока тот не убедится сам. То есть наш долг изложить истину, а имеющий уши да услышит, как сказал Христос. Тому, как говорит апостол Павел, кто нашел себе учителей, угождающих ученику, тех, что будут рассказывать приятные сказки, избегая истины, мы не можем помочь. Значит, наш долг помочь всякому, кто может и хочет слышать.
… человек из гордости или тщеславия весьма чувствителен к попыткам унизить его, но это бессмысленно. Человек не должен тратить силы на бессмыслицы. В целом мире нет человека, могущего унизить меня. Можно отрубить мне голову, но унизить нельзя.

***
Я надеюсь, что в этом мире всегда будут добрые люди. К сожалению, будут и злые. В Царствии Небесном, когда попадем туда, будут только добрые: добрые, лучшие и наилучшие. Нужно стараться быть ближе к Богу, так мы сможем быть ближе друг к другу.

Из интервью с Патриархом Сербским Павлом, журнал «Вива», Белград, январь 1997 года