Есть воздержание в языке - не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не обижать словом, не клясться, не празднословить о чем не должно, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше.
Есть воздержание и для глаз - владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное и на что-либо неприличное.
Есть воздержание и в слухе - владеть слухом и не поражаться пустою молвою.
Есть воздержание в раздражительности - владеть гневом и не вдруг воспламеняться.
Есть воздержание от славы - владеть своим духом, не желать прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах.
Есть воздержание помыслов - низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помысл обольстительный и воспламеняющий, не услаждаться им.
Есть воздержание в снедях - владеть собой и не выискивать снедей в обилии предлагаемых яств дорогих, не есть не вовремя, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться к алчности добротою снедей и не желать то одной, то другой снеди.
Есть воздержание в питии - владеть собою... и не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием - пить искусно приготовленные смеси, не употреблять без меры не только вина, но, если можно, и воды.
Есть воздержание в пожелании и в порочном сластолюбии - владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает к себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсти страхом Божиим. Ибо тот поистине воздержан, кто вожделевает небесных благ и, к ним устремляясь умом, отвращается от плотского вожделения, гнушается плотоугодием.
Воздержан тот, кто не любит смотреть на женские лица, не пленяется телесною наружностью, не привлекается красотами, не услаждается приятным для обоняния, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно нескромными, не длит бесед с женами.
Велика награда за воздержание, и нет предела ее величию. Поэтому подлинно блажен, кто действительно приобрел воздержание.
Блаженны воздержные, потому что их ожидают райские утехи.
Будем трудолюбивыми, но в делах обыкновенных не более, чем в деле Божием.
За то воздержание, каким изнурил ты себя здесь, красота твоя воссияет в брачном чертоге.
«Душевный лекарь - поучения святых отцов.»