...Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, обрелся истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем (св. Ерм, 94, 182).

* * *

Не только поклонявшиеся идолам, но и предавшие истину осуждены, как чуждые (свт. Афанасий Великий, 2, 37).

* * *

И новое и духовное вино, кипящее Духом Святым, т. е. никогда не стареющееся разумение истины, должно быть вливаемо в человека нового, который, всегда мертвость Иисусову в теле нося (ср.: 2 Кор. 4, 10), справедливо может быть назван мехом новым (свт. Василий Великий, 5, 237).

* * *

...Плотский человек, у которого ум не упражнялся в созерцании, лучше же сказать, весь, как в тине, погребен в плотском мудровании, не может воззреть на духовный свет истины (свт. Василий Великий, 7, 266—267).

* * *

Каким образом иной содержит истину в неправде (см.: Рим. 1, 18)? — Когда дарованные от Бога блага употребляет во зло по собственным своим хотениям... (свт. Василий Великий, 9, 209).

* * *

...Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от истины (прп. Ефрем Сирин, 32, 41).

* * *

Истина да будет наставницею мне, поклоннику Твоему, <Господи>; она и вблизи и вдали да содержит меня в целомудрии (прп. Ефрем Сирин, 33, 231).

* * *

Прекрасна истина, но и она делается безобразною, если прикрывает собою обман (прп. Ефрем Сирин, 34, 336).

* * *

Я желал бы и сам быть в числе подвизающихся и ненавидимых за истину, даже похвалюсь, что действительно принадлежу к сему числу. Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего с Богом (свт. Григорий Богослов, 12, 66).

* * *

...Истина есть несомненное понятие о сущем (свт. Григорий Нисский, 18, 266).

* * *

Умалчивать истину значит золото зарывать в землю (авва Евагрий, 89, 603).

* * *

...Таково свойство истины, что она возвышается и тогда, как многие восстают против нее (свт. Иоанн Златоуст, 45, 538).

* * *

...Свидетельства (о вере) неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; и это дело есть благоискусной Премудрости Божией, когда она и врагов истины делает свидетелями истины... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 614).

* * *

Сила Божественных истин есть источник, постоянно текущий, никогда не оскудевающий и не истощающийся (свт. Иоанн Златоуст, 47, 614).

* * *

...Во всем нужна благонамеренность души; если коснется такой души истина, то удобно овладевает ею, а если не овладевает, то это происходит не от слабости самой истины, а от неразумия души. Так и солнце, когда касается чистых глаз, то легко освещает, если же не доставляет света, то это знак не бессилия солнечного света, а болезни глаз (свт. Иоанн Златоуст, 51, 225).

* * *

...Таково свойство истины, что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает чрез то, чем хотят затмить (свт. Иоанн Златоуст, 51, 377).

* * *

Держащийся истины, если никто не совращает его, не был бы крепким любителем истины, а когда многие совращают его, тогда он делается славным (свт. Иоанн Златоуст, 52, 300).

* * *

...Кто ищет истины, в том должны соединиться все добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 53, 77).

* * *

Кто ищет истины, тот не пристращается к земле, потому что все неистинное — от земли. Это видно из того, что все внешние (язычники) служат страстям, следуя собственным мудрованиям (свт. Иоанн Златоуст, 54, 203).

* * *

...Препоясанный истиною, во-первых, никогда не почувствует изнеможения; во-вторых, хотя бы он и утомился, все же получит подкрепление в той же истине. В самом деле, скажи мне, заставит ли страдать его бедность? Нисколько. Мысль об истинном богатстве успокоит его, а бедность напомнит ему об истинной нищете (духовной) (свт. Иоанн Златоуст, 54, 204).

* * *

...Никогда не придет в разумение истины тот, кто начинает учиться с исследования, потому что враг, видя, что он больше полагается на суждение свое, нежели отцов, легко доводит его даже до того, что ему будет казаться излишним и вредным даже и то, что весьма полезно и спасительно. И хитрый враг так насмеется над его самонадеянностью, что, полагаясь на свое неразумное мнение, он будет почитать для себя святым только то, что по упорству своему ошибочно будет принимать правильным и праведным (авва Пиаммон, 56, 498).

* * *

Кто вначале отпал от истины, тот, без сомнения, совратится с предположенного пути и придет к срамному концу (прп. Исидор Пелусиот, 61, 16).

* * *

Затемняющие истину искусственностью слов, по моему мнению, гораздо более жалки, нежели вовсе ее не постигающие. Последние не уловляют истины по медлительности мысли, и потому, может быть, достойны извинения. А первые по быстроте мысли уловляют истину, но злонамеренно делают ее неприметною и потому грешат непростительно (прп. Исидор Пелусиот, 61, 244).

* * *

Премудро, что истинно, особливо когда это просто и кратко, а ложь ужасна, хотя по видимому прикрашена силою речи и красными словами.

Более приятным и желательным почитаю быть побежденным, чтя истину, нежели, солгав, победить; потому что, когда храню истину, если почтут меня и побежденным, я победил, а когда одержу верх обманом, если почтут меня и победившим, я побежден (прп. Исидор Пелусиот, 62, 392).

* * *

...Похвал достоин не тот, кто истину преодолевает искусством, но кто безыскусственно выражает ее. Посему, отложив в сторону силу в слове, держись истины и, ее имея в виду, сообразуй с нею жизнь свою. Ибо, хотя возможешь вводить в заблуждение людей (но и от них всего чаще будешь уличаем), однако же не обманешь не дающегося в обман Судию (прп. Исидор Пелусиот, 62, 430).

* * *

...Господь дарует кроткому познание истины, как написано: научит Господь кротким путем своим (ср.: Пс. 24, 9) (прп. Марк Подвижник, 69, 26).

* * *

Кто за истину терпит оскорбление и бесчестие, тот идет путем апостольским, неся крест и облагаясь веригами (прп. Марк Подвижник, 69, 46).

* * *

...Истина есть дело не говорящего, но действующего (в Нем или на него) Бога (прп. Марк Подвижник, 89, 556).

***

Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума (прп. Исаак Сирин, 58, 187).

* * *

...Истина есть не другое что, как благодать Христова, для дарования нам коей и пришел Христос, распялся и умер! (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 201).

* * *

...Так как человек, самоохотно и без всякого насилия, принял ложь и поверил ей, то и осужден искать истину и не находить ее, тещи в след ее и не достигать. Впрочем, как укрылась от нас истина за то, что мы поверили лжи, таким же образом и опять обретается нами истина, когда веруем истине (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 308).

* * *

Под ведением истины разумей собственно благодатное чувство ее. Прочие мысли надлежит называть проявлениями разумений ее и показаниями предметов ее (прп. Григорий Синаит, 93, 180).

* * *

...Уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусили ее жизнью); непричастные же истины и непосвященные в нее, ища сего уразумения, почерпают его из объюродившей премудрости. Их Апостол назвал душевными, Духа не имущими (ср.: 1 Кор. 2, 14), хотя они величаются ведением истины (прп. Григорий Синаит, 93, 201—202).

* * *

Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопиим молитвою к этой Истине, — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 230).

* * *

...Подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 96).

* * *

Истина есть слово Божие, Евангелие; Истина есть Христос. Познание истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую, вшествие Свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром (свт. Игнатий Брянча­нинов, 39, 223-224).

* * *

Приятие Истины есть вместе приятие Святаго Духа... Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 166).

* * *

Познавшие и приявшие святую истину вступили под влияние, водительство Святаго Духа, суть часть Господня, жребий Его (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 471).

* * *

Надо, чтоб наш образ мыслей был проникнут Истиною. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смире­ния, вопрошают: что есть Истина? (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 519).

* * *

Истина засвидетельствована на земле Духом Святым... Где нет свидетельства от Духа, там нет доказательства Истины (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 519—520).

* * *

Дело все в том, чтобы истина воспринята была сердцем, исполнила его и разогрела. Это значит, что душа вкусила истину, если вкусила, то и попиталась (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 178).