Архимандрит Андрей (Конанос)

Не бойся Бога. Скажи Ему то, что не можешь сказать людям. Говори с Ним. Встань перед Его иконой и скажи Ему все, что хочешь.



Вопрос в том, можем ли мы, обычные люди, вынести подобное? Измерить себя мерой Христа, Который согласился быть поруганным и оплеванным, получить пощечину, распяться? Выдержим ли мы такое? Нет, не выдержим. Потому что для того, чтобы выдержать это, нужно очень хорошо понимать людей. А для того, чтобы понять другого человека, нужно прежде всего понять самого себя – узнать, какой ты внутри.

Одна девушка прислала мне пронзительное письмо. Когда я читал его, у меня волосы на голове вставали дыбом. Вот что она писала: «Я хотела бы поговорить со своими родителями о себе – о том, что я чувствую, что думаю, чем занимаюсь, – но не осмеливаюсь сделать это. Вы не можете себе представить, что будет, если я посмею открыть рот, – какие нападки начнутся, какой поток упреков и нареканий ожидает меня от родителей, и особенно – от мамы».

Итак, человек хочет поделиться с близкими своими проблемами, но не осмеливается – потому что они (и я, и ты) не в состоянии распять себя подобно Христу. Для нас невозможно превратиться в жертву – чтобы кто-то убил, уничтожил нас, как мы сделали со Христом. А Он показывает нам, что единственный способ примирить людей вокруг себя – это стяжать любовь, внутреннюю силу, полноту, сердце, полное любви…

И людям нужно попытаться сделать это – позволить причинить себе боль, пожертвовать чем-то, взять на себя чужое страдание со снисхождением, милосердием, пониманием, большим сердцем, широко раскрытыми объятиями – как Христос на Кресте – и при этом не осуждать других.

Мать этой девушки не собиралась принимать боль своего ребенка на себя. Она не хотела, чтобы дочь выплескивала на нее свое раздражение, свои проблемы, свои жалобы на жизнь, учебу, существующие (или наоборот, не существующие) отношения – хотя девушка была ранена, предана, раздавлена. Матери не хотелось всего этого – она заботилась лишь о своем имидже. Что это такое? Фарисейство.

На Страстной неделе мы видим, как Христос превращается в ничто – в прах, в землю. Он превращается в Того, на Кого мы с жалостью смотрим и говорим: «Господи, как Ты оказался здесь? Ты, Который сотворил чудо на свадьбе в Кане Галилейской, Ты, Который преобразился на горе Фавор… Что же это?»

Чтобы уподобиться здесь Христу, нам нужно испачкаться кровью – и своей, и своего ближнего. Вот почему так важно самопознание. На Страстной седмице (а вся наша земная жизнь – это Страстная седмица) Бог призывает тебя посмотреть, что происходит в твоей душе и как ты борешься с грехом, чтобы стяжать снисхождение и искренность – сначала по отношению к себе, а после того, как узнаешь себя, и к своему брату.

Я хотел сказать матери этой девушки, которая прислала мне письмо, что ее дочь не может открыться ей, поскольку мать не в состоянии взять ее боль на себя – так, как это сделал Христос. И хотя девушка не знает меня, а я не знаю ее, она рассказала о себе мне, а не своей матери, которая рожала ее в муках. А ведь девушке следовало бы поговорить именно с матерью. Но та не позволяет ей поделиться тем, что у нее на душе.

Как же все просто. И как же мы похожи друг на друга своими одинаковыми грехами – отсутствием любви к ближнему, ненавистью, завистью… И вот приходит Христос, чтобы утешить нас, чтобы взять на Себя нашу боль, наш крест, и говорит нам: «Я хочу успокоить вас!»

Пусть в Страстную седмицу каждый из нас по-своему увидит Распятого и Страдающего Христа. И тогда наша душа смягчится, тогда мы примиримся с самими собой и примем прощение, которое дает нам Израненный, но в то же время такой Удивительный Христос.

Годами я напоминаю людям, с которыми общаюсь, что, прежде всего, им нужно простить самих себя, потому что Господь уже простил их. Он знает, что ты носишь в своей душе, знает, какой ты, и знает то, о чем ты сам как-то сказал мне: «Какой же я плохой человек!» Он знает, какой ты плохой. Знает, и прощает тебя, потому что любит. Вопрос в том – простил ли ты себя сам? Позволил ли Христу простить тебя?

Успокойся! Христос распялся за тебя.

Но вокруг можно увидеть людей, которые не воспринимают такое Прощение. Их постоянно мучает совесть, одолевает чувство вины, потому что это чувство – всегда с ними.

И Страстная седмица дана нам как раз для того, чтобы мы избавились от этой тяжести, от этой тревоги; чтобы мы признали – да, мы такие.

Как я говорил одной женщине: успокойся и поверь в то, что Богу все известно. Он знает, кто ты и что ты сказала. При этом я не хочу сказать, что ты полностью очистилась от грехов, что ты святая, что ты окончательно исправилась. Я говорю тебе, что Бог любит тебя такой, какая ты есть. Он не отворачивается от тебя и всегда будет помогать тебе преодолевать себя.

А она ответила, что не в состоянии избавиться от угрызений, воспоминаний, огорчений, чувства вины. Потому что ей кажется, что если она избавится от всего этого, то не сможет жить. Такой человек словно говорит себе: «Что я буду делать, если однажды утром проснусь и не почувствую никакой тревоги? Сейчас священник отпустит мне грехи – и Бог освободит меня от них. Я начну улыбаться, и мой ребенок, глядя на меня, также поймет, что Христос видит и любит нас. Но я не могу так. Мне нравится чувствовать муки совести, нравится эта тяжесть на душе…»

Вот почему я говорю тебе о том, что мы не понимаем смысл Страстной седмицы. По крайней мере, я еще не понял, и не знаю, сколько лет мне еще потребуется для того, чтобы почувствовать и пережить все эти события и благодаря им понять, насколько велик Господь и как смиренно, мягко, просто и по-человечески снисходительно Он отнесся ко всем нам.

И при этом человеческое отношение Христа к нам – это отношение Бога. Бог пришел к людям в образе Человека. Облекшись в человеческую плоть, Бог стал Человеком. И Он говорит нам: «Дети мои, я знаю вас. Я люблю вас и знаю, что вы говорите, о чем думаете. Я был в ваших домах, покупал на ваших рынках, ходил по вашим дорогам, видел все ваши страсти, все ваши преступления — блуд, разврат, грабежи… Я знаю, какие вы».

И тогда мы, люди, поругали Его. А сейчас любим. Мы говорим, что любим Христа – Того Самого, Которого распяли. А после этого снова предаем Его. И так – всю жизнь. Предаем и любим Одну и ту же Личность. Как женщина, которая говорит, что иногда любит своего супруга, а иногда ненавидит и не может понять, как так может быть. Любовь и ненависть к одному и тому же человеку.

Как нам преодолеть это? Преодолеем, когда в наших сердцах воцарится любовь к Богу. Раны излечиваются любовью и долготерпением. Это произойдет тогда, когда ты все поймешь, когда сможешь сказать, как сказал Христос: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34) Но, Господи, ведь эти люди – плохие! – Нет, они не плохие. – Но они распинают Тебя! – Да, распинают, но делают это не потому, что плохие, а потому, что носят все это зло в своем сердце.

Помню, я как-то исповедовал человека в больнице за полчаса до его смерти. И он говорил мне такое, что было ясно – даже в преддверии смерти его сердце билось словно посреди пыльной грязи. И я понял: человек – таков. И я внутри себя такой же.

Страстная седмица – время, когда мы можем разбить эту витрину, отбросить ложные маски и стать настоящими людьми, снисходительными к окружающим. И в этом нас объединит общая боль, общее стремление ко Христу и общая смерть, ожидающая всех нас.

А человек приходит на исповедь и говорит: «У меня все хорошо, все отлично, но я не люблю такого-то человека». Ну что тут сказать? Никого нельзя заставить полюбить насильно. И я могу не любить кого-то – даже если сегодня Страстная Пятница, или Великая Суббота, или Светлое Воскресенье.

Потому и говорится, что Воскресенье – это не только праздничный день Пасхи. Воскресением может стать любой миг, в который ты воскресаешь, оживляя все полученные тобой когда-то дары. В тебе оживают возможности – возможность проснуться, возможность стать другим человеком, не прячущим свои таланты.

Ведь талант – это не только способность к рисованию, пению, сочинительству. Это еще и способность любить и жить, превозмогая боль, преодолевая страдания своих детей, супруга, самого себя.

Страстная седмица – прекрасная возможность, которую дарует нам Всемилостивый Бог, чтобы мы приблизились ко всему этому. И ничего страшного, если в этом году тебе не удалось преуспеть во всем. Все-таки совсем нелегко вместить в сосуд своего сердца океан Благодати. И пусть в этом году сосуд не наполнится до краев, но в него попадет хотя бы что-то.

Посиди и подумай об этом. Подумай о том, сколько ты сможешь вместить сейчас, с Божией помощью. Пусть твоя Страстная неделя проходит спокойно, без ажиотажа вокруг покупок и приготовления еды. Конечно, все это тоже имеет место. И я буду разговляться на Пасху – и все мы будем разговляться и веселиться.

Но в первую очередь загляни в себя. К чему ты хочешь прикоснуться в эти Страстные дни? К Любви, не правда ли? И вот Некто показывает тебе, что очень сильно любит тебя. Он говорит тебе: «Подойди и выплесни на Меня весь свой гнев, чтобы тебе стало легче. Подойди и ударь Меня, распни Меня!»

Ведь мы уже сделали это с Ним. Сделай и ты – сейчас. Обрушь на Господа все, что накопилось у тебя внутри. Выскажи Ему все, что мучает тебя. Рассердись на Него. Я не осмеливаюсь сказать – распни Его! – потому что это будет уже оскорблением. Но разве не это мы делаем тогда, когда негодуем на жизнь, когда жалуемся Богу, когда в лицемерии говорим Ему: «Почему это произошло? Почему Ты так поступил со мной?»

Тебе может не нравиться то, что я говорю, но именно это мы и делаем – распинаем Христа. И Он выбирает это. Он хочет, чтобы у тебя была связь с Ним. Он говорит: «Ругайся на Меня, но – говори, говори со Мной! Спорь со Мной, но только не уходи! Давай поругаемся! При этом Я не ругаю тебя, но тебе кажется, что Я не слышу тебя, не обращаю на тебя внимания, что Я – плохой. Скажи Мне все это!»

Бог хочет общаться с тобой – даже если ты при этом бранишься на Него. А наше отторжение убивает Его – когда мы покидаем Его, когда не обращаем на Него внимания, когда начинаем жить так, будто Его нет.

Один отец как-то жаловался на своего сына. Его спрашивали: «Что с ним? Он наркоман? Вор? Бездомный?» – «Вовсе нет». – «Но что же он делает?» – «Он не обращает на меня внимания. Придя домой, он запирается у себя в комнате и не разговаривает со мной – как будто меня нет. Это убивает меня. Мой сын убивает меня, делая так». Вот оно – отсутствие связи.

На Страстной седмице у человека появляется сильная связь со Христом. Это та связь, которой мы причиняем Ему страдание и боль, которой наносим Ему побои и раны. Как и тогда, мы бьем Христа, распинаем Его и одерживаем над Ним «победу».

А Господь, как и тогда, продолжает любить нас. Любить и отвечать нам тем, что у Него есть, – Любовью. Потому что Его сердце – не такое, как у нас. В нем нет места страстям, злобе и мести – тому, чем обладаем мы. Поэтому из тех ран, что мы наносим Ему, на нас изливаются соки Любви и Благодати – и ничего больше.

Когда я сейчас говорю тебе все это, ты можешь подумать обо мне: «Ах, какой он хороший человек!» Но если ты причинишь мне боль, я не отвечу тебе на это любовью. Потому что, помимо любви, во мне живет множество других чувств – зависть, ненависть, месть, гнев, ярость.

Как-то один человек оскорбил меня, и я долго не мог с ним разговаривать. Понадобились месяцы на то, чтобы отношения между нами наладились, чтобы мы снова стали друзьями и полюбили друг друга в мире.

У Христа не было такой реакции на оскорбления, не было таких переживаний. Его сердце было другим – в нем жила только Любовь.

Вот что мы переживаем в Страстные дни. Мы наносим Ему побои, а Он говорит нам: «Люди мои, что Я сделал вам? Почему вы так обращаетесь со Мной?» И – Иуде: «Почему ты предаешь Меня? Я люблю тебя». «Возьмите, ешьте Тело Мое! – говорит Христос. – Я люблю вас и даю вам Свое Тело. Соединитесь со Мной и пребывайте со Мной!»

Иными словами, кто-то ненавидел Его, а Он отвечал на это бесконечной Любовью.

Господь «утопил» нас в Своей Любви. Вот Его реакция. И в этом – красота Страстной седмицы. Мы приобретаем связь со Христом – пусть через Крест, через Распятие, но мы любим Его, и молимся Ему, и говорим: «Господи, исцели наши израненные сердца, успокой мятущиеся души, сделай так, чтобы мы примирились с Тобой, чтобы мы успокоились, излив на Тебя свои чувства. Ты ни в чем не виноват. Это мы – запутавшиеся, заплутавшие существа, убежавшие от Твоей Любви и Твоего Учения, Твоих заповедей, Твоей кротости и смирения».

В эти дни мы просим Христа вылечить наши раны, помочь нам исцелиться, помочь стать хорошими людьми.

И когда мы поймем все это – может быть, через несколько лет или через несколько десятилетий, неизвестно, – мы покинем этот мир и смиренно отойдем к Смиренному Господу, Который распялся за нас. Мы отправимся ко Христу, Который – Господь зрелости, Господь святости, Господь мудрости. И мы станем такими же – после всех своих взлетов и падений.

Дни Страстной седмицы – это прекрасные дни, полные Любви ко всем нам, Милосердия и Прощения. Иди за Крестом, чтобы получить прощение. Не надо смотреть на Распятие со стороны и говорить себе: «Ах, Бедный Христос, почему я не могу отереть Кровь с Его Тела!»

Богу не нужна наша жалость.

В эти мгновения Он преисполнен Славы. Он силен в Своем Бессилии и Своем Смирении. Нам нужно подумать о себе и спросить себя: пришли ли мы ко Кресту для того, чтобы получить прощение, отпущение грехов от Иисуса Христа? Примирились ли мы с собой? Примирились ли со своими близкими – с супругой, детьми, братьями?

Присядь ненадолго и загляни в себя, чтобы понять, что происходит в твоей душе. Не бойся Бога. Скажи Ему то, что не можешь сказать людям. Говори с Ним. Встань перед Его иконой и скажи Ему все, что хочешь.

Помню, как однажды я говорил то же самое в церкви. И после этого ко мне подошли четверо человек (трое из них были совсем молодыми, двое молодых людей и девушка).

– Почему вы подошли ко мне? – спросил я.

– Потому что теперь нам стало легче. Мы узнали, что есть такой Христос. И с таким Христом мы могли бы разговаривать, такого Христа мы могли бы любить. Но мы так изранили Его! Он весь окровавлен от наших грехов, мы не оставили на Его Теле живого места…

– Тебе тяжело сейчас, – сказал я одному из них. – Почему же ты боишься говорить с Господом? Почему боишься доверить Ему все свои проблемы, все свои страсти, все ошибки? Бог любит тебя.

Будем молиться, чтобы в Страстную седмицу с нами рядом были такие люди, которые помогли бы нам почувствовать Этого Христа – Страдающего с Любовью. Будем молиться и о том, чтобы самим стать такими для своих близких, являя им Христа Жертвующего, Христа Распявшегося, никого не Осуждающего, а наоборот – пришедшего на суд к Пилату.

Но перед тем, как уподобиться Христу, позволь Ему исцелить тебя, потому что все это невозможно, если не почувствовать Его Любви. Если не почувствовать, что Бог любит нас такими, какие мы есть.

Ведь каким я вижу Христа, таким я представляю Его и в общении с другими людьми. То есть если я считаю Его строгим, то и к остальным людям я буду относиться строго.

Церковь – самое прекрасное место на земле. Это место Искупления и Прощения. Это место Креста и Воскресения, место, где протекает Кровь Любви – горячая и нежная, не желающая отмщения, а желающая простить, полюбить и обнять. «Я хочу вынуть из тебя весь твой ад, – говорит нам в эти дни Христос, – и взять его на Себя».

Мы убили Невинного Бога. А Он смотрит на нас, и Его взгляд говорит нам: «Дети мои! Успокойтесь теперь. Ведь вы отдали Мне все то, что тяготило вас. Мои руки и ноги пригвождены ко Кресту. С моего лба капает кровь. Я люблю вас. Теперь вы можете успокоиться?»

Будем молиться о том, чтобы обрести этот покой в Страстную неделю и все последующие недели нашей жизни, и чтобы делиться этим покоем с нашими близкими.