Протоиерей Александр Зелененко
Без Христа наша жизнь пуста, бесцельна, бесплодна и бессмысленна…
/Св. прав. Иоанн Кронштадтский/
В основе всякого человеческого учения, дела и творчества, должно быть Евангельское Учение Иисуса Христа, которое проливает Свет Божественной Истины на все человеческие дела, пути и творчество.
Все мы, молясь в храме, слышим удивительной глубины и силы слова: «… и весь живот наш Христу Богу предадим!» Смысл этого молитвенного обещания пред Богом, заключается в посвященности Богу всей нашей жизни, т.к. от купели Крещения, наша жизнь – Богу посвящение.
Что под этим подразумевается и как это понять? Это говорит о том, что вся наша жизнь своим центром должна иметь не себя, кого-то или что-то, а Господа нашего Иисуса Христа, т.е. быть Христоцентричной (а не эгоцентричной). Человек, предпочитающий себя Богу, становится неким «божком, идолом и самоистуканом», любящим себя до самообожания, при этом не осознавая страшной подмены, искажающей отношения с Богом и окружающим миром, и уродующим всю его жизнь.
Всецелую истину о человеке, о цели и смысле его бытия, человек познает только через Богочеловека. "Без Него и вне Его нет истинного человека, ибо человек является истинным только Богочеловеком и в Богочеловеке" /преп. Иустин Попович/
Термин "христоцентричность" чаще всего употребляется в богословии, философии, истории, антропологии, аскетике, а в последнее время и в трудах православных педагогов. Именно при христоцентричном подходе, когда за основу берется Боговоплощение и Евангельское благовестие о Христе в духе вероучения Православной Церкви, обретается истинное понимание богословия, истории, философии, антропологии, аскетики, педагогики и всего, с чем бы мы не соприкоснулись. Только во свете Христа – Божественной Истины все может верно определяться, оцениваться, осмысляться и правильно ориентировать человека в этом многообразии мира на пути спасения.
На первом месте ценностно, по достоинству и в центре всего для христианина должен быть Христос, Спаситель мира, как центр, на Котором все зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни.
На Нем, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6).
Он открыл в Своем Лице средоточие беспредельного единения Бога с человеком: Я - Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не пребудете во Мне (Ин. 15: 4).
И вместе с тем, Он дал в Своем Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства, до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).
Христоцентричность является основополагающим Первопринципом всей нашей жизни, ибо Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Необходимо сообразовывать всю жизнь и деятельность со Христом: на Него ровняться, Ему уподобляться, к Нему устремляться (подобно дереву к солнцу), с Его всеблагой волей согласовывать свою волю. Важно, чтобы Господь стал центром нашего внимания, сознания, жизни души, молитвенно-сердечного обращения, непрестанного стремления к богообщению, богопознанию, богопочитанию, богоуподоблению, богоугождению, богоединению, богопрославлению и благодарению за всё в нашей жизни.
Примером подлинной христоцентричной жизни и служения был св. прав. Иоанн Кронштадтский, писавший: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувствую, воображаю, радуюсь, памятую, упокоеваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов видимых и невидимых, торжествую победы над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю, прославляю, благодарю, люблю… С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные».
Поясним, как одно качество богопосвященности раскрывается из другого. Веру, с которой начинается все благое и спасительное, можно определить как приятие Христа или - богоприятие. Однако недостаточно только верить, признавая Бога умом, но не познавая опытно сердцем. Поэтому необходимо богообщение (молитва, чтение с уразумением слова Божьего и участие в Церковных таинствах), через которое мы обретаем богопознание. Повышая через глубину и качество духовной жизни меру богопознания, христианин обретает всё большее богопочитание. А богопочитание предрасполагает к богоугодному житию через богоуподобление, которое свт. Феофан Затворник называет - «богожитие». Высшей степенью богообщения и богоуподобления является богоединение. Пребудьте во Мне, и Я в вас пребуду (Ин. 15:4). Кто пребудет во Мне, тот плод много сотворит (Ин. 15:5).
Христоцентричность противоположна эгоцентризму, культивируемому светской нецерковной жизнью. Эгоцентризм ведет к погибели, и плоды его известны. «Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5: 19-20).
«Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал. 5:17).
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22).
Понимание Христоцентричности
Христианин должен оставить эгоистический, отчужденный от Бога, мирской взгляд на смысл своей жизни, по которому земное существование является самодовлеющей целью. Он должен переставить жизненную цель и волевой центр тяжести с собственной личности на Бога и ближних, полюбить Христа и ближних всей душой, и в этой любви, осуществляемой на деле, видеть смысл и цель своего существования. Тогда и все земное, все естественные принадлежности жизни получают высшее, подчиненное царству Божию и целям любви значение и освящение.
В послании к Колоссянам апостол Павел говорит о том, что стремление к горнему не означает забвения земных предметов, разрушения семейных и общественных связей. Нет, все земные отношения должны остаться, но они получают высший смысл и одухотворение, которые сообщают им отблеск небесного. Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3:17). Выполнение земных обязанностей в духе Христовом служит для всякого христианина необходимым условием получения небесного наследия, ибо в условия своей жизни он поставлен Божьей волей.
Апостол указывает христианские обязанности жен, мужей, родителей, детей, рабов, оправдывая на конкретных примерах справедливость основного принципа — возможности выполнения земного в духе Христовом. Таким образом, естественные родственные отношения, обязанности земного призвания, разнообразные виды труда, скорби и радости, — все это совершается и переносится христианином в Господе и ради Господа.
Невозможно спастись без Бога (человекам это невозможно, но Богу (Мф. 19:26)) и содействующей делу спасения благодати Святого Духа (Еф. 2:5).
Благодать – благой дар от Бога, особенная сила, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя и совершающая наше освящение, очищение от грехов; просвещение, обновление, преображение и обожение; оправдание перед Богом и возвращение в добродетели (как плод благодати и трудов по их стяжанию) для жизни вечной
В деле спасения важны – Божественная благодать и человеческое усердие (волевые усилия над собой) в побеждение греха, только при этом двуедином условии возможно спасение.
Благодатию вы спасены, это не от вас, - Божий дар (Еф. 2:8). Без Святого Духа Божия никто не может ни греха избежать, ни исполнить заповедей Божиих, укорениться в добродетельной жизни на пути спасения. /Преп. Симеон Новый Богослов/
Но и без нас (без наших усилий на пути спасения), Бог нас не спасет. Это поясняют евангельские примеры.
Находясь около трех лет рядом с Иисусом Христом, Иуда имел от Бога дар благодати, которая неоднократно, как голос совести, обличала его. Но он не сделал должных выводов и усилий над собой в преодолении соблазна, т.к. недуговал сребролюбием и вошел в сговор с врагами Спасителя, предав и продав Его им за 30 серебрянников. А апостол Петр по горячной гордости, переоценив себя, обещал Спасителю верность и готовность пострадать и умереть за Него, но был оставлен Божией благодатию для его вразумления и, смалодушничав, трижды отрекся от Господа. Но вскоре Петр одумался, повинился пред Господом и был восстановлен в апостольском достоинстве и благодати для исполнения предстоящего ему служения. Иуда же так и не отложился от своего греховного замысла, благодать покинула его, и он шед, удавился (Мф. 27:5).
Невозможно спастись без всего комплекса свойств богопосвященности: без богообщения, богопознания, богопочитания, богоуподобления, богоугождения, богопрославления, богобоязненности, благоговения, благодарения, деятельно-жертвенного боголюбия и Богу служения, выраженного в богопреданности (или верности до самопожертвования)
«Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединен с Богом, мыслит Богом, делает Богом, творит добро Богом». /Преп. Иустин Попович/