Священное Писание о кротости
Кротость входит в число новозаветных заповедей блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36: 11).
Кротость также является одним из девяти плодов Святого Духа (см.: Гал. 5:22-23)
На кого воззрю, глаголет Господь, токмо на кроткого и безмолвного… (ср.: Ис. 66: 2).
Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим… (Мф. 11: 29)
Что такое кротость?
Под Божественной кротостью понимается всепрощающая любовь Бога, выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех.
Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их.
Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести, и в бесчестии пребывает одинаковым. Это искусство из искусств, состоящее в сохранении трезвенного самообладания в любых обстоятельствах, во владении собой и страстями. /Лествица, Слово 24/.
Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым. Только мужественный человек кроток /прп. Иоанн Лествичник/.
Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит против огорчения (прп. Иоанн Лествичник).
Кротость — смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественною благодатию /свт. Игнатий Брянчанинов/.
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство, оно называется кротость (свт. Игнатий Брянчанинов).
Кротость есть дочь плача и внучка смирения /свт. Николай Сербский/.
Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего без смущения и искренне о нем молиться.
Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся, а сама она не колеблется.
Кротость есть утверждение терпения, матерь любви, начало рассуждения духовного, ибо Писание говорит, что Господь направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим (Пс. 24: 9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святаго.
Кроткий – какой он?
Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти называются кроткими /свт. Василий Великий/
Кротость делает нас равными Ангелам /свт. Иоанн Златоуст/.
Кроткий украшен всяким добрым делом: если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов;далек от лукавства и лицемерия, не покоряется зависти,отвращается злоречия, не терпит наушничества/прп. Ефрем Сирин/
Человек кроткий и сам себе приятен, и остальным полезен, а гневливый — и сам себе неприятен, и прочим вреден.
Кроткий — отец сирот, заступник вдов, попечитель о бедности, помощник обижаемым, всюду правдив /свт. Иоанн Златоуст/.
Признак глубокой кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему... /прп. Иоанн Лествичник/.
Чему подобна душа кроткого?
Душа кроткого похожа на некоторое уединенное место, где царствует великая тишина...
Душа кроткого похожа на некоторую вершину горы, где веет легкий ветер и куда падает чистый луч солнца/свт. Иоанн Златоуст/.
Плоды кротости
Кротость есть начало смирения /сщмч. Петр Дамаскин/.
Кротость есть матерь незлобия /свт. Василий Великий/.
В сердце кротком почивает премудрость... /авва Евагрий/
Кротость вводит душу нашу в постоянный мир, служит для нас источником всякого успокоения /свт. Иоанн Златоуст/.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5).
Что значит: «наследуют землю»?
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев, я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть... /свт. Игнатий Брянчанинов/
Каким образом мы можем стяжать кротость?
Если будем постоянно размышлять о своих грехах, если будем скорбеть, сокрушаться сердцем и плакать. Душа, погруженная в такое сетование, не может ни раздражаться, ни гневаться /свт. Иоанн Златоуст/.
Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость... /прп. авва Исаия/.
Тебя ударили в ланиту? Для чего же допускаешь, чтоб другая твоя ланита оставалась без приобретения? С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду; пусть снимут даже и третью. Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за клянущего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? Твой долг — делать добро /свт. Григорий Богослов/.
Нет ничего могущественнее кротости
Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу.
Как луч солнца, появившись, быстро прогоняет тьму, так добрый и кроткий быстро изменяет смущение и ссору в мир и тишину.
Как вылитая вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев.
Будь кроток со всеми, будет ли то друг или враг, великий человек или малый, потому что в этом и состоит смирение /свт. Иоанн Златоуст/.
Что такое природная кротость?
Это унаследованное свойство характера человека. Внешне это выглядит так: человек мягок в общении, не злобив, легко прощает своим обидчикам, учтив и приветлив по отношению к людям, никогда не повышает голоса. При благоприятных условиях эта черта характера развивается и утверждается в человеке. Для посторонних людей это очень приятный человек, с которым легко общаться.
Внутренняя же суть такого человека, не имеющего в себе Бога, находит самоудовлетворение в созданном его воображением образе, которым он любуется и даже им гордится. Самоправедная кротость совершенно бесполезна в глазах Бога и спасения не приносит. Такой самоправедный человек говорит сам в себе: "вот какой я хороший, добрый, никого не обижу, всем прощаю, все меня любят и тянутся ко мне". Человек служит своему образу, лелеет его, другими словами, поклоняется самому себе. Это не есть христианская добродетель кротости, а есть просто идолопоклонство.
Что такое Божественная кротость?
Это полный отказ от своего "я" в угоду Богу.
Что здесь имеется в виду?
1. Вынесение Бога на первый план. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). Это возможно только при помощи благодати Божией.
2. Стать подобным кроткому Агнцу – Иисусу Христу. Ведь, Он, будучи на кресте, умолял Отца простить своих палачей. Это также требует полного подчинения всех своих чувств, амбиции, помыслов Богу. Даже когда вас бьют, унижают, обкрадывают, хулят, вы остаетесь кроткими, но уже не для себя самого, а для Бога. Такая кротость является Божественной и угодна Богу. Она дается свыше, как дар, культивируется человеком и в дальнейшем приносит плод – дух кротости – украшение для верующего человека. Это уже не просто внешнее проявление кротости, но внутреннее обожествление.
3. Божественная кротость следует рука об руку со смирением. Иисус Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Мы же часто смиряемся с какими-то неблагоприятными ситуациями в уме, но сердце продолжает бунтовать: оно возмущается, осуждает, пребывает в непримиримости, держит обиду. Божественная кротость предусматривает полный мир и покой в сердце верующего.
Божественная кротость не имеет ничего общего с боязливостью, робостью, нерешительностью. Сам Иисус Христос, будучи кротким и смиренным сердцем, явил праведный гнев на людей, превративших храм Божий в дом торговли. Он был полностью послушным Сыном и действовал по воле Божьей.
Только кроткий человек способен привести людей к Богу, будучи чувствительным к нуждам других. Только такой человек с характером Агнца способен угасить всякий гнев и всякий раздор между людьми. Такому человеку Бог обещает дать в наследие землю.
Христос – идеал кротости
Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное.
Подлинную кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.
«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21: 5-6)
Наименование Иисуса Христа Агнцем Божиим указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого (см.: Отк 5:6, 7:9-17).
Примеры кротости святых
Самое великое благо — кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, сколько человеку видеть можно (прп. Нил Синайский).
Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость. Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: «Делайте со мною, что вам угодно».
Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.