Протоиерей Александр Зелененко
«Неискушенная (не подвергнутая испытаниям) добродетель, добродетелью (как таковой) не является» (святоотеческое выражение).
1. Нет добродетели - без правой веры – истинного Богопочитания. Потому что, не веруя, отвергая и не почитая должным образом Бога, как подателя дара жизни и всех жизненных благ, приписывая всякое достижение и успех себе или кому-то, или чему-то, помимо Бога, мы обманываемся и заблуждаемся, в этом нет правды Божией, ибо ложь от лукавого духа и ума противна Богу. «Всё что не по вере – грех есть», пишет апостол Павел (Рим. 14:23); «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», о чем упоминает в своём послании апостол Иаков (2:26); так и дела без веры – мертвы; «добродетели без Богопочитания (непризнания того, что всякое благо исходит от Бога, как первоисточника всех благ) – есть добродетели падшего разума» и делу спасения не содействуют.
2. Нет добродетели - без доброволия – свободного волеизволения человеком совершать добро. Если у человека нет свободного волеизволения к добру, а он совершает его под давлением, угрозой пристыжения или наказания со стороны, то истинно добрым и Богоугодным такое дело не является. Об этом пишет свт. Николай Сербский: «Только то добро, которое по-доброму (без принуждения и насилия) делается».
К нравственному (истинно-доброму) нельзя приобщить путем, методами и действиями безнравственными. Пример: а) заставлять верить под давлением и угрозой наказания; б) принуждать к молитве, к чтению Св. Писания, посту или посещению храма, Воскресной школы и т.д. окриками, угрозами, подзатыльниками, пинками и побоями.
3. Нет добродетели вне сознательности, потому что всё, что делается бессознательно, автоматически (на автопилоте), то не имеет ценности в очах Божиих, потому что человек Богом создан не как биоробот, а как Ему подобное свободно-разумное существо; и только добровольная (как сказали прежде), сознательно-добродетельная деятельность на благо ближних, во имя Господа имеет истинно-добродетельный, а значит и душеспасительный характер.
4. Нет добродетели без рассудительности. «… Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые; не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17) Ничего доброго сделать без взвешенной, в духе святом рассудительности, с опорой на веру, Божьи Заповеди, совесть, духовный опыт и интуицию, которыми аппелирует рассудительный человек, мы не можем. Без рассудительности человек уклоняется в безрассудство, извращающее всякую добродетель.
5. Нет добродетели без покаяния, потому что человек не способен творить доброе без греховной примеси: тщеславия, гордости, корысти, самоутверждения и т. д., которые прощаются и изживаются через покаяние.
6. Нет добродетели без послушания воле Божией (и Его Заповедям), ибо без послушания - лишь самочиние, своеволие, самоуправство и греховный произвол.
«Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17) Тому же самому учит и главная христианская молитва, слова которой «да будет воля Твоя» мы произносим каждый день.
Воля Божия: - в слове Божием и Его Законе: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16). - в примере святой жизни Христа, Матери Божией и святых; Христос – возвеститель и идеальный исполнитель воли Божией; Носителем, передающим волю Божию является Дух Святой; Молитва и добросовестная духовная жизнь – условие слышания и следования воли Божией.
7. Нет добродетели без воздержания и самообладания; т.е. разумного самоконтроля, требующего рассудительности и волевого усилия над собой; ибо человек, не всемогущий Бог, а существо, ограниченное рамками дозволенного, и только при сохранении этих рамок посредством самообладания и воздержания, он способен быть добро делающим.
8. Нет добродетели без богоподобного смирения, ибо гордым Бог противится, а смиренным дает благодать, без которой мы ничего подлинно доброго сделать не можем: «Без Меня ничего доброго сделать не можете». Тщеславием и гордостью о своих добродетелях мы оскверняем их, полагая в «бочку мёда добрых дел, ложку дёгтя», тем самым портя все содержание этих добродетелей.
9. Нет добродетели без духовной ревности, понуждения себя к ней в деле спасения – ибо все доброе совершается через волевое усилие над собой и само «Царство Божие нудится» по слову Господа (в другом месте – «силою берется») и «нуждницы (делающие усилие над собой) восхищают его».
10. Нет добродетели без сохранения границ или рамок добродетельной свободы и разумной душеспасительной меры (умеренности во всём), чтобы не уйти за рамки душеспасительной меры нравственной свободы в область недозволенного греха).
Невоздержанность есть бог страстей.
11. Нет добродетели без любви. Где нет истинной любви, там нет и добродетели. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими…, если имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и веру…, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, - то я ничто» (1Кор. 13:1-2). Без любви – как и без Бога – всё ничто…; Бог – есть любовь, а любовь – совокупность всех совершенств (всего самого доброго). Без любви всё обесценивается, обессмысливается и не достигает спасения.
Преподобный Силуан Афонский считал, что зло всегда действует «обманом», прикрываясь добром, но добро для своего осуществления не нуждается в содействии зла, и потому там, где появляются недобрые средства (лукавство, ложь, насилия и подобное), там начинается область чуждая духу Христову. Добро злыми средствами не достигается, и цель не оправдывает средства. «Добро, не по-доброму сделанное, — не есть добро», т.к. к духовному и нравственному безнравственными средствами и методами не приобщить!
Без любви всякая добродетель искажается и вырождается.
1. Нет добродетели - без правой веры – истинного Богопочитания.
2. Нет добродетели - без доброволия – свободного волеизволения человеком совершать добро.
3. Нет добродетели вне сознательности.
4. Нет добродетели без рассудительности.
5. Нет добродетели без покаяния.
6. Нет добродетели без послушания воле Божией (и Его Заповедям).
7. Нет добродетели без воздержания и самообладания.
8. Нет добродетели без богоподобного смирения.
9. Нет добродетели без духовной ревности, понуждения себя.
10. Нет добродетели без сохранения границ или рамок добродетельной свободы и разумной душеспасительной меры,
11. Нет добродетели без любви.