Понятие о Промысле Божием

Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. «Пространный катихизис».

Что убеждает в существовании Божественного Промысла?

1) Молитва
2) Представление о Боге как абсолютном свободно-разумном Существе
3) Ограниченность мира
4) Устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония

Действия Промысла Божия

Мирохранение

«По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе» (Пс. 118:91).
«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12:10).

«Природа, если удалить от нее Промысл и могущество Творца, есть совершенное ничто». /Лактаций/

«Бог не только создал тварь, но и сохраняет Свое создание. Укажешь ли ты на Ангелов, или Архангелов, или на высшие Силы, и вообще на все видимое и невидимое — все находится под Его промышлением, и если бы стало вне Его деятельности, то распалось бы, разрушилось бы и погибло бы». /свт. Иоанн Златоуст/

Мироправление

Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели.
«Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его» (Сир. 43:28).

«Промысл есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется» /Преп. Иоанн Дамаскин/

«Как музыкант, настроив лиру и искусно сводя густые звуки с тонкими, и средние с прочими, производит одно требуемое сладкогласие; так и Слово — Божия Премудрость, содержа вселенную, как лиру, и что в воздухе сводя с тем, что на земле, а что на небе — с тем, что в воздухе, целое сочетавая с частями и обращая Своим мановением и изволением, прекрасно и стройно производит единый мир и приводит единый мир в порядок». /Свт. Афанасий Александрийский/

Предметы Божественного Промысла и виды Промысла

Промысл Божий распространяется на весь мир.

«Промышление Божие бесконечно и неизреченно проявляется в малом и великом, в видимом и невидимом». /свт. Иоанн Златоуст/

Промысл Божий есть обо всём мире и о каждом человеке.

Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников.

Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

«Подьемлет и носит Господь мир, как питающая млеком своим матерь с любовию носит плод, порожденный из чрева ее.
Милосердый Отец родил нас и питает Кровию Сына Своего. Так матерь дает сосцы свои детищу своему, чтобы напитать его... Младенец не умеет обратиться в другую какую-нибудь сторону и в другом где-нибудь месте искать себе пищи, а не у матери своей. Также и мир от Тебя только, Творец, заимствует поддержание жизни, и никто не может дать ему пищу, кроме Тебя одного. Не нужно ему и просить, чтобы получить от Тебя поддержание жизни; потому что, и не прося, имеет у себя пищу. Не просьба младенца заставляет матерь дать ему сосцы свои. Она подает ему сосцы свои, хотя младенец и не просит; питает его млеком, хотя не слышит молений его; держит его на персях, хотя и не просил он о сем прежде. Так Праведный дает просимое нами не ради молитвы нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам; потому что сотворил нас». /прп. Ефрем Сирин/

«В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных». /свт. Василий Великий/

«Все от Бога — и благое, и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. И по благоволению — когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству — когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же — когда и вразумляемые не обращаемся». /прп. Ефрем Сирин/

«Как река, разделяясь на множество потоков, орошает страну, по которой протекает, так и промышление Божие окружает нас со всех сторон, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляет нам безопасность и непреодолимую помощь, но и духовную радость». /свт. Иоанн Златоуст/

Промысл Божий всё — и доброе и злое — управляет на пользу и во благо человеку.

«Все существующее Бог сотворил к нашей пользе. Ангелы охраняют и научают нас. Демоны искушают, чтобы мы смирялись и прибегали к Богу. Сладостное в мире сем: здоровье, благоденствие, крепость сил, покой, радость, свет, знание, богатство, успех во всем, мирное устроение, наслаждение, честь, власть, изобилие, - приводит нас к благодарению и благоразумию в отношении Благодетеля и к тому, чтобы любить Его и делать по силе своей доброе. Мнимые же бедствия: болезнь, злополучие, бедность, неудачи во всем, боязнь, лишения, бесчестие, удручение, скудость - приводит нас к терпению, смирению и не только благой надежде в будущем, но и в нынешнем веке бывает для нас причиною великих утешений». /сщмч. Петр Дамаскин/

«Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, — потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, — так и Бога должно прославлять за всё; и тем более, что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением». /свт. Иоанн Златоуст/

Два вида Промысла:

а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами;

б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

Образы Божественного промышления о мире

Естественный образ Промысла

Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством установленных Им сил и законов, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит (Пс. 118:90). В Священном Писании о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс. 148:6).

Сверхъестественный образ Промысла

Сверхъестественный Промысл есть управление миром и попечение о нем посредством чудес.

Чудеса — это действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием.

Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла

Отец:

«Отец Мой доныне делает...» (Ин.5:17).
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16).

Сын: — Зиждительная сила мироздания (см. Кол. 1: 17).

Промысл Сына о мире выражен в совершенном Им искуплении.

Господь есть Глава Церкви (см.: Еф.1:22; Еф.2:20; Кол.2:19).

Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13).
«В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет всяческая во всех» (1 Кор. 15:24, 28).

Дух Святой:
✦ глаголал через пророков и апостолов;
✦ воздействует на душу человека (см.: Деян.2);
✦ совершает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову (см.: Ин.14:17);
✦ действует в церковных таинствах;
✦ дарует новую жизнь, обновляет творение:
«Если кто не родится свыше... не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:3, 5-6).

О возможности познания Промысла Божия человеком

Не должно человеку допытываться, почему так или иначе происходит что-то в мире.

«Должно видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не дозволяя себе бесплодных суждений». /свт. Игнатий Брянчанинов/

«Мы должны быть убеждены в одном только, что Богом все посылается для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его». /свт. Иоанн Златоуст/

Однажды Антоний Великий начал сетовать, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве и т. д.? На это ему был дан от Бога ответ: «Антоний, внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

«Нужно убедиться только в том, что все устрояется для нас Богом на пользу, а каким образом — об этом не спрашивать, равно как не беспокоиться и не унывать, если мы не знаем этого. Знать это и невозможно, и неполезно; первое — потому что мы смертны, второе — потому что скоро впадаем в гордость». /свт. Иоанн Златоуст/

Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века.

Нужно всё принимать с благодарением

«Если наш разум не может постигнуть судеб Божиих, то тем более будем благоговеть перед Его судьбами и за все прославлять Его». /свт. Иоанн Златоуст/

«Надобно без ропота принимать, куда ни будет повернуто кормило, которым Бог изводит меня из борьбы и жизни, пока не взойду в тихую пристань, если только не напрасно построил Он этот корабль, но для доброго и благоуспешного конца». /свт. Григорий Богослов/

«Мы должны благодарить Бога не только за то, что Он сотворил нас разумными, одарил властью свободного произволения, даровал благодать крещения, сообщил знание закона и помощь, но и за то, что Он доставляет нам ежедневным промышлением Своим, именно освобождает нас от наветов врагов, содействует нам, чтобы мы могли победить плотские пороки, покрывает нас без нашего ведома от опасностей, ограждает от грехопадения, помогает и просвещает нас, чтобы мы самую помощь могли понимать и познавать, тайно вдыхает сердечное сокрушение о нерадении и грехах наших, посещает нас спасительным вразумлением, иногда даже влечет нас к спасению, наконец, самый свободный произвол наш, который склоннее бывает к порокам, направляет к лучшему делу и, посещая Своим наказанием, обращает на путь добродетелей». /прп. Иоанн Кассиан/

«Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение». /свт. Иоанн Златоуст/

«Вверься в простоте сердца Тому, у Кого и власы главы твоей сочтены: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная Чаша». /свт. Игнатий Брянчанинов/

«Люди и бесы — лишь слепые орудия Божественного Промысла — приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает». /свт. Игнатий Брянчанинов/

«Нередко и через неверных предзнаменуется будущее по устроению Божию...» /свт. Иоанн Златоуст/

«Бог не оставляет нашей души ни в постоянном покое, ни в продолжительной скорби, устрояя то и другое по Своей мудрости. Бог не попускает нам наслаждаться всегда покоем, чтобы мы не сделались беспечнее; но не попускает также быть и в непрерывной скорби, чтобы мы не упали духом и не пришли в отчаяние». /свт. Иоанн Златоуст/

«Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение». /свт. Иоанн Златоуст/

«Если бы Бог действовал только по правосудию, то все погибло бы; а если бы только по человеколюбию, то многие сделались бы еще более беспечными. Поэтому для спасения людей он разнообразит Свои действия, совершая тем и другим их исправление». /свт. Иоанн Златоуст/

«Как мать не смотрит на то, хороши ли ее дети, но исполняет закон природы, — так, и даже более, Бог постоянно печется, никогда не оставляет, всегда действует в одной и той же мере». /свт. Иоанн Златоуст/

«Нежно любящие отцы ни в каком случае не дозволят себе дать детям нож или горящие уголья, когда те просят их, потому что хорошо знают, что удовлетворение такой просьбы пагубно для них. Так точно и Бог не может дать просящим гибельного в качестве полезного, поскольку знает, что это будет им на погибель». /свт. Иоанн Златоуст/

«Кормилица, прежде нежели дитя станет ходить, носит его на руках, а когда приходит время ходить, учит его ходить, сперва поддерживая за руки, потом приучая ходить одного, впрочем, наблюдая, чтобы не упало; когда же вырастет, то для укрепления сил позволяет бороться со сверстниками или переносить соразмерные силам тяжести. Так и Отец Небесный иных носит на руках, иных оставляет собственному произволу для упражнения сил, впрочем, так, что всегда вспомоществует труждающемуся, слышит призывающего, не оставляет ищущего Его, иногда избавляет от напасти и незнающего». /прп. авва Херемон/

Бог всегда готов помочь и помогает, но и сам человек должен прилагать усилия.

«От Божественного Промысла зависит — оказать помощь пловцам, а дел пусть требует каждый сам от себя». /прп. Исидор Пелусиот/

Домостроительство Божественное

Домостроительство Божественное:
1) осуществление предвечного Божественного замысла о мире;
2) осуществление предвечного Божественного замысла о спасении человека.

Целью Божественного Домостроительства является спасение, или искупление, с точки зрения конечного призвания человека – обoжение.

Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Бога Отца при общении Святого Духа.

Во Христе исполняется замысел Промысла Божия о всем мире, домостроительство Благодати Божией о всем творении, направленное на спасение, освящение и обожение всех в Богочеловеке.

Составлено для учащихся взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма. Курс "Основы православной веры и духовной жизни".