По трудам патриарха Сергия (Страгородского)
Спасение есть избавление человека от греха, проклятия и смерти.
Спасения – путь креста, а не льготной жизни.
Дело спасения столь важно, что все дела мира сего, как бы они не казались великими и важными, в сравнении с этим делом, первейшим и важнейшим, суть как бы безделье или как тело без духа. Евангелие именует это дело - главным на потребу, а святые отцы называют дело спасения наукой из наук и искусством из искусств – судьбоносным делом всей жизни.
/Прп. Симеон (Желнин), старец Псково-Печёрского монастыря/
+ + +
«Чтобы понять учение Иисуса Христа, надо обратиться к библейскому повествованию о сотворении человека.
Намереваясь создать человека, Бог в отличие от животных благоволил наделить его Своим образом и подобием (Быт. 1: 26).
«Образ» и «подобие» — это неоднозначные термины.
Образ — это те свойства, способности и таланты, которые Бог заложил в нашу природу.
Образ Божий надо относить не к телу человека, а к его невещественной душе.
К проявлению образа Божия в человеке относят наличие у нас бессмертной души, разума как отображения бесконечного ума Божия, свободной воли, дара слова как образа Предвечного Слова — Иисуса Христа; возможность творить — творческие способности, совесть как возможность оценить свои поступки с позиции добра и зла.
Подобие — это уподобление Богу в Его совершенствах.
Если образ — это неотъемлемое свойство нашей природы, то подобие — это лишь потенциальная возможность уподобления Ему в добродетели вплоть до святости.
Образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив к тому от Бога эту возможность и всё необходимое: пример жизни Христа и святых, Божественное Откровение в слове, Его Заповеди, вспомоществующая благодать Святого Духа, Его Тело и Кровь, превыше и более нет ничего.
Подобно этому, нам также дана от Бога вера (как чувство, но и многие другие способности и таланты…), но собственными усилиями мы призваны к преумножению этих талантов, чтобы принести Богу достойные поощрения плоды. От чувства веры обрести знание веры, характер отношений и образ жизни по вере, опытность и мудрость в вере, постоянство и устойчивость, крепость, самоотвержение и жертвенную любовь.
Бог бесконечно мудр, добр и справедлив. Он хочет, чтобы и мы, Его дети, по возможности совершенствовались в этих свойствах.
Естественно, никто не может мгновенно, одним скачком воображения стать мудрым или добродетельным. Надо поработать над собой, исправиться, усовершенствоваться. Такова была цель создания человека, такова она и осталась!
Грех внес разлад в нашу природу, стал помехой на пути к совершенству. Яд греха оказался настолько силен, что никто из людей своими усилиями не мог освободиться от него.
Явилась необходимость прийти в мир Сыну Божию. Он не только научил людей правильно жить, но, приняв нашу природу, Он влил в дряхлый человеческий организм свежую струю Божественной жизни и таким образом дал нам силы к нравственному возрождению.
Это приобщение человека к Божественной жизни осуществляется в Церкви созданной Богом, как Богочеловеческий организм, именуемый телом Христовым (1 Кор. 6: 15; Еф. 4: 12).
Процесс духовного обновления начинается в Таинстве Крещения, в котором человек освобождается от яда греха и приобщается к благодати Божией.
Он изымается из мира, лежащего во зле, и вводится в ограду Церкви.
Господь Иисус Христос и Его апостолы всегда противопоставляли мирскую жизнь, мир, во зле лежащий — христианской жизни.
Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, — наставляет ап. Павел (Рим. 12: 1-2).
Благодатная сила Крещения настолько велика, что человек, крестившись, становится как бы новым творением: Кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5: 17).
В Крещении христианин умирает для всего греховного (см. Рим. 6:11). Приобщаясь к возрождающей силе крестных страданий Спасителя, он умирает для всего греховного и начинает жить новой жизнью. Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира, — пишет апостол Павел. — Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (Гал. 6: 14-15).
С этого мгновения у христианина происходит полная переоценка ценностей: он начинает желать и искать главного на потребу – душеспасения, то, чем он раньше пренебрегал, и начинает презирать то, чем раньше пленялся.
Это состояние Священное Писание именует переходом от смерти в жизнь (Ин. 5: 24; 1 Ин. 3: 14) и воскресением с Христом (Кол. 3: 1-17).
Бог переводит его из области тьмы в Царство света, где его озаряет Дух Святой (1 Пет. 2: 9-10). Поэтому «Церковь в переводе с греческого языка «Экклисия», означает «вызывание», потому что верные, в Церкви находящиеся, вызваны из власти сатаны в Царство Христово, от тьмы греха, неверия и неведения в чудный Его свет» — писал схимрхимандрит Иоанн (Маслов) в своей книге «Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении.
Поэтому так да светит свет, ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного, — призывает нас Господь Иисус Христос (Мф. 5: 16).
В мире нет ничего выше христианского звания. Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы, — ободряет верующих апостол Петр (1 Петр. 2: 9-10). Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5: 8-9).
Естественно, что это подразумевает новую ступень нравственной свободы: свободу от необходимости творить зло; и небывалую близость к Богу: Будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11: 45; 1Петр. 1: 16).
Святость подается даром Святого Духа, но христианин должен беречь ее и усиливать ее в себе: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12: 14).
Евангелия и апостольские Послания однозначно призывают все более и более уподобляться Богу в Его совершенствах: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5: 1). В конкретном плане это означает подражать воплотившемуся Сыну Божию.
Наша цель — это стать похожими на Христа и как бы облечься в Него: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27-29). Поэтому: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, — наставляет апостол (Флп. : 5).
Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (Ин. 2: 6). Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу… Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов, — пишет апостол Павел (1 Кор. 4: 16; 1 Кор. 2: 16).
Чем больше христианин преуспевает в уподоблении своему Первообразу, тем глубже совершается его таинственное соединение с Ним. Господь Иисус Христос говорил: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23). Цель земной жизни — стать причастниками Божеского естества (2 Петр. 1: 4), чтобы достигнуть и вечности с ним.
Цель эта настолько высока, что, естественно, человек поначалу боится её, считает недостижимой для себя. Тем не менее, Бог помогает ему на пути к совершенству и постепенно возводит все выше и выше к Себе.
Вот почему нередко Священное Писание уподобляет Церковь высокой горе (См.: Пс. 2: 6; 23: 3-5; Ис. 2: 2-3; 11: 1-10 и 26 гл.; Дан. 2: 34).
Став христианином, человек вступает на подножье горы. Его дальнейшая жизнь — это постоянное восхождение по лествице (лестнице) совершенствования. На самом верху Горы — Господь, окруженный сонмом праведников. Только в этом контексте понятным становятся слова апостол Павла, который пишет христианам: Вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Ев. 12: 23).
Эти слова замечательны тем, что они удостоверяют в достижимости святости — конечно, в меру нашего существа.
Итак, эти и многие другие места Священного Писания убеждают в том, что спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. Рай, в первую очередь, — это состояние обновленной души.
Бог милостиво призывает нас в Свое Небесное Царство, нам надо приложить усилие, чтобы достичь его. Поэтому: Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все при ложится вам (Мф. 6: 19-34). Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3: 12-14).
Бог призвал нас стать Его детьми. Естественно, Он желает, чтобы мы уподоблялись Ему. Грех совратил нас на гибельный путь. Христос пришел, чтобы разрушить дела диавола (грех, смерть, ад) и исправить поврежденное. Он помогает нам вернуться на правильный, спасительный путь. Поэтому Христианство — это не столько учение, теория, сколько путь и образ жизни.
Поняв это, человек поймет и логичность, и целесообразность всего того, что составляет отличительную сторону Православия — его учение о подвиге и воздержании; его Таинства, посты, богослужения и праздники; его церковную архитектуру, пение и живопись.
Все это вспомогательные средства на пути духовного совершенствования, на пути спасения, сущность, смысл и последняя цель которого состоит в избавлении от греха и в даровании человеку вечной святой жизни в общении с Богом.
Некоторым людям, привыкшим формально и упрощенно воспринимать Христианство, может показаться новым и даже странным то, о чем мы здесь пишем. «Если нужно трудиться и совершенствоваться, то где же спасающая вера и благодать Христова?» — спросят они.
Это недоумение решается очень просто. Мы нисколько не умаляем значение веры и благодати Христовой, а, напротив, уясняем их надобность.
Проиллюстрируем это следующим примером.
Богатый филантроп (добрый к людям человек) решил предложить дикому босоногому юноше, живущему в джунглях, возможность учиться в самой дорогой и престижной школе.
Он берет на себя все расходы в связи с обучением: оплату обучения, квартиры, питания, учебников, всех нужных компьютерных и лабораторных пособий. Школа отличается самыми прекрасными условиями, которые только может пожелать студент. По окончании школы юношу ожидает блестящая карьера. Все, что ему нужно, это воспользоваться добротой филантропа и не лениться, ведь никто не может насильно вложить знания в его голову. Без его личного усилия все благие намерения филантропа не смогут осуществиться, и лентяю придется вернуться в свои джунгли
Подобным образом и благодать христианства дает нам все нужное для спасения — совершенно даром, без каких-либо заслуг с нашей стороны. Бог прощает наши грехи, потому что Христос искупил их на Кресте.
Бог обновляет наши души, лечит струпья наших страстей, просвещает разум, умиротворяет сердце, дает нам духовные силы, ведет нас за руку и помогает на каждом шагу.
Но Он не может, не нарушая нашей свободы, сделать нас добродетельными. Здесь необходимы наше желание и старание. Разъяснению этой темы и посвящено все Писание Нового Завета.
Как же разбойник на кресте спасся без всяких трудов, одним только покаянным вздохом?
Дело в том, что Бог каждому человеку определил свою меру совершенства. Ведь и некоторые язычники спасутся, потому что поступали в соответствии с тем, что подсказывала им совесть (См.: Рим. 2: 14-16).
Но нельзя забывать, что кому дано много, с того много и потребуется (Лк. 12: 48).
Если кому-нибудь кажется христианство слишком трудным, то не ропщите на милующего Бога.
«Христианство замечательно тем, что оно открывает перед человеком неограниченные духовные возможности.
Оно не только предоставляет ему честь называться сыном Божиим, но и уподобляться своему Отцу и обрести вечность с Ним.
И в то же время оно не диктует человеку определенный образ жизни, не требует непосильных подвигов. Оно каждому предоставляет свободу расти столько, сколько он желает.
Если тебе кажется трудным получить докторскую степень, то получи хотя бы степень бакалавра. Кажется и это трудным — закончи среднюю школу. Средняя школа слишком трудна? Закончи начальную или хотя бы первый класс.
Главное — не оставайся праздным и не зарывай талант веры. Если же ты отказываешься и от самой малой работы над собой, то хотя бы смиряйся перед Богом и кайся в лености. Главное же — прошу тебя — не унижай учения Христова и не говори, что ты уже спасен и что совершенствование не нужно — потому что в нем именно сущность христианства!».
/Епископ Александр (Милеант)/
+ + +
Спасение – это живые, творческие отношение с Христом, земными и небесными лицами
«Спасение — это не мертвящая скорлупа, а всегда живые, творческие отношения с Христом. Спасение не гарантировано исполнением правил морального поведения, которые важны. Разбойник благоразумный из бездны своих грехов и страданий, перед лицом вечности и неотвратимости смерти нашел силы обратиться к Христу и услышал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). Есть множество исторически подтвержденных случаев, когда человек из падшего состояния обращался к Богу и Господь мгновенно поднимал его на высоты прощения, примирения и спасения». /Протоиерей Николай Доненко/
Наше спасение осуществляется между страхом (боязнью Бога, греха и вечных мук) и надеждой (на Божью милость к нам грешникам).
+ + +
Что необходимо для спасения?
Из записок в Бозе почившего афонского иеромонаха Арсения
1. Иметь твердую православную веру, как учит мать наша Святая Церковь: никаким расколам и ересям не следовать, ибо оные приводят к погибели.
2. Чаще посещать храм Божий и с усердием молиться, помнить, где стоим и зачем пришли. Крестное знамение полагать на себе правильно. Если кто в храме Господнем стоит небрежно и всякое Божие дело совершает нерадиво, таковой наводит на себя гнев Божий, по сказанному в Священном Писании: проклят всяк творящий дело Господне с небрежением. Подобно сему, гневу Божию подлежат и те, кои в делах своих не на Бога надеются, а на себя или на людей: сердце их, как говорит Священное Писание, отступило от Господа.
3. Посты или постные дни строго соблюдать и всего более опасаться и воздерживаться от неумеренного употребления горячих напитков и происходящей от них блудной страсти, чрез что много людей погибает. Таковые, без покаяния умершие, вечно будут гореть в геенне огненной, где будет плач и скрежет зубов.
4. Каждый год должно говеть в Великий пост, а кто может, то и в прочие посты должно говеть, — это большая помощь к спасению души и неоцененный дар Божий.
5. Иметь со всеми любовь, жить в мире и согласии, а если с кем кто находится во вражде, то молитву таковых не приемлет Бог. Если бы ты и не виноват был, но первый поспеши примириться, и за это от Бога получишь награду, по слову Св. Евангелия: блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. : 9). Если кто не имеет любви к ближним, то ни посты его, ни молитвы, и ничто не угодно Господу.
6. Никого не осуждать, а себя считать хуже и грешнее всех, никому ни в чем не завидовать, родителей своих и всех старших почитать. Кого видим грешащего, сожалеть о нем и помолиться Богу за него, а не осуждать. Кто кого осуждает, тот грехи его на себя возлагает.
7. Чужого не брать и не желать, а своим делиться с неимущими по силе своей. Дающего рука не оскудеет,— сказано в Священном Писании.
8. Не божиться, не лгать, не клеветать, не празднословить, не кощунствовать,— это ведет к пагубе души. Снам, ворожбам и разным приметам не верить,— все это бесовские козни.
9. Посещать и утешать больных и скорбных, удерживать от погибели заблудших, пьяниц и распутников вразумлять, что они вечно будут гореть в огне геенском. Если кто погибающего наставит на путь спасения, то таковому от Бога великая награда в этом и будущем веке.
10. Чаще помнить смертный час и просить Бога даровать христианскую кончину, ибо за гробом нет покаяния; здесь должно слезно каяться, умолять Бога, пока есть время, не надеяться ни на какие дела свои, а на единое милосердие Божие, ибо без Бога мы не можем сами ни одной добродетели совершить. Если что делаем доброе, но относим оное к себе, к своему старанию, то уподобляемся тогда упоминаемому в святом Евангелии фарисею. Должно все доброе, сделанное нами, относить к Богу.
11. Чаще и усерднее со слезами молиться Богу, просить прощения грехов своих, каждый час читать про себя молитву «Богородице Дево, радуйся!» до конца и каждый день, назначив себе время удобное, обдумывать жизнь свою: каково живем, и смертный час приводить себе на память — ибо неизвестно, когда постигнет человека оный час — и быть к нему готовым каждый день.
Кто будет все это исполнять, тот спасет душу свою.