Человек Богом поставлен господином над видимым миром. «Да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею…» (Быт. 1: 26).
Владычество человека не ограничено земным пространством. Преп. Симеон Новый Богослов: «Бог в начале создал человека царем не только земного, но и того, что находится под кровом небесным: ибо и солнце, и луна, и звезды созданы для человека».
Окружающий мир подчинен человеку. Поэтому мир зависит от человека, от его пожеланий, поступков, привычек и образа жизни.
В первозданном мире, прежде грехопадения, человек проявил свою власть над ним, дав имена всем животным.
Дарование владычества имело определенную цель. Человек получил эту власть, чтобы возделывать и хранить рай (Быт. 2: 15), т. е. хранить и сотворчески возделывая, улучшать Богозданное, как в себе, так и в окружающем мире. Это созвучно с понятием аскетики (упражнять = возделывать) по выражению прот. Василия Зеньковского, «Аскетика, –– есть путь к богоподобному устроению личности, а через неё и мира».
Средством преображения должны были быть не столько усилия человека, сколько Божественная благодать, которая, в зависимости от поступков человека, должна была воздействовать на всю вселенную.
Человек онтологически связан со всем тварным миром, а по благодати с Богом.
Через духовное совершенствование человека в сотворческом соработничестве Богу, весь тварный мир должен был преобразиться и достичь обожения.
Изначальный Замысел Божий в отношении человека не изменился и после грехопадения.
Как реализовался бы замысел Божий о человеке и мире, если бы человек не согрешил?
Этот вопрос задает и пытается ответить на него преподобный Максим Исповедник.
В осуществлении человеком своего предназначения преп. Максим выделяет пять принципиальных этапов, обусловленных состоянием тварного мира.
Он выделяет при этом пять онтологических разделений, существующих в созданном Богом мире.
✦ Бог и тварный мир
✦ Мир видимый и умопостигаемый
✦ Небо и земля
✦ Рай и остальная земля
✦ Мужчина и женщина
1. Бог и тварный мир
Это разделение между нетварным и тварным бытием.
Божественная сущность трансцендентна (запредельна или непостижима) в отношении созданного Им мира.
Бог и мир не единосущны между собой, а поэтому между ними — онтологическая (изначальная) пропасть, которую призван был преодолеть Адам и последующее за ним человечество через возрастание в Богоподобие вплоть до Богоединения или обожения: «Пребудьте во Мне и Я в вас… Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (см. Ин. 15: 4-6).
2. Мир видимый и умопостигаемый.
Видимый (материальный) - зримый физическими очами, а умопостигаемый (духовный), невидимый зрительно, но умопредставимый и умопостигаемый.
Это разделение тварного мира на чувственную и сверхчувственную сферы бытия.
Одна часть мира доступна для восприятия через внешние органы чувств человека, а другая — только для духовного (мысле-образного) созерцания.
Эти два мира образуют единое целое, но способ восприятия, познания и существования в них принципиально разный.
В человеке одновременно соприсутствуют эти два мира (видимый физический и невидимый душевно-духовный), которые по благодати составляют единое органичное и гармоничное целое.
3. Небо и земля
Это физическое, пространственное разделение чувственного, видимого мира на небо и землю.
Тварные существа и стихии разделяются на те, кто «прикован» к земле (вода, тяжелые предметы, большинство животных и др.), и те, которые такой зависимостью жестко не ограничены (огонь, воздух, облака, птицы, пар и др.).
4. Рай и остальная земля
Это изначальное разделение земли на две сферы существования человека.
В раю человек имел благоприятные условия для своего существования, остальная же земля была дана ему для творческого преображения.
5. Мужчина и женщина
Это разделение внутри человеческого естества на два половых типа бытия человека.
Предназначением человека в раю было преодоление этих пяти разделений путем богоугодной жизни в Божественном Духе, в послушании Его воле, выраженных в райских Заповедях.
Средства для такого восхождения находятся внутри человека – это весь комплекс религиозно-нравственных чувств (вера, надежда, любовь, стыд, совесть, Божий страх, ответственность…) и сознания (добра и зла).
Конечно, созданный Богом мир был прекрасен, но через осуществление своего предназначения человек должен был возвысить его до качественно иного, облагодатствованного (обоженного) состояния.
Человек был призван осуществить единство всего мира, обожить весь тварный космос через полноту своего единения с Богом – обоженности или святости.
Человек должен был преодолеть эти разделения, последовательно восходя от последнего - 5-го, к первому.
Преодоление этих разделений не есть их уничтожение, но возвышение над ними путем духовного (высшего, Богоподобного) совершенствования: «Святы будьте, ибо Я свят».
Сначала человек, шествуя по пути бесстрастной райской жизни, должен был раскрыть в себе полноту подобия Божия.
Поскольку Бог не имеет в Себе разделения на мужское и женское начала, то и человек, достигнув определенной полноты подобия Божия, мог бы преодолеть в себе половую разделенность и ограниченность в том смысле, что мог бы жить, не имея природной обусловленности в половом отношении (то, чего достигали через бесстрастие святые).
Во времена новозаветные, путь монашеской жизни стал реальным примерам духовного преодоления этого разделения. Принимающие монашеские обеты подражают ангелам, у которых нет разделения на мужское и женское естество.
Об этом состоянии учит и апостол Павел, говоря, что «во Христе нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Об этом же говорится в диалоге Христа с саддукеями: «… чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. (Лк. 20: 34-36).
Разделение между раем и остальной землей человек был призван преодолеть через святость своей жизни, а именно:
Во-первых, избавиться от каких-либо пристрастий и предпочтений в отношении рая и остальной земли – достичь бесстрастия.
Во-вторых, через возделывание преобразить всю землю в рай. Для человека все земное пространство должно было стать единым домом — Царством Божиим.
Разделение между землей и небом могло быть устранено через всецелое устремление души человека к Богу. В житиях святых описаны случаи, когда угодники Божии во время молитвы по благодати Божией поднимались над землей и перемещались в пространстве (прп. Мария Египетская, св. Иоанн Русский и др.). Это подтверждает мысль преп. Максима об условности физических рамок бытия для человека, стремящегося к Богу.
В этом случае человек избавился бы и от многих физических ограниченностей своей природы. Святых преподобных называют небесными человеками и земными ангелами.
Преодоление разделения между чувственным миром и духовным должно было произойти в человеке через умное созерцание сверхчувственного мира.
Совершенная чистота ума и сердца человека сделала бы эту грань бытия незначимой для него. Человек должен был уподобиться ангелам в сверхчувственном познании.
Последнее и самое главное разделение — между Богом и тварным миром человек призван был преодолеть через совершенную любовь, которая соединяла бы его, а в нем и всю вселенную, с Богом.
В этом случае человек приобрел бы по благодати многое из того, что Бог имеет по природе.
Так как эту миссию, данную человеку, не выполнил Адам и все в Адаме согрешившие, то мы можем провидеть ее в деле Христа и всех во Христе живущих и ищущих через возрастание в добродетели спасения.