Необходимость и своевременность прихода Спасителя
![](/_pu/241/14434855.jpg)
После грехопадения человек утратил не только истинное ведение о своем Создателе, но и о себе, и о своей жизни: ее цели, смысле, предназначении и призвании.
Человек попал в бедственное положение: ему предстояло прожить в трудах и скорби всю жизнь, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из–за отделения от Бога.
И выйти из этого положения сам человек не мог.
Но Бог — благ, милосерден и человеколюбив.
И после грехопадения Бог не оставил Свое творение и заботился о всех созданиях Своим всемогущим Промыслом, оберегая весь мир от самоуничтожения.
Сразу после падения прародителей Бог дал им обетование о том, что семя жены сотрет главу змия.
![](/_pu/241/15755335.jpg)
Когда настала полнота времен, Иисус Христос совершил наше спасение через искупительную смерть на Кресте («…СВЕРШИЛОСЬ!»), открыл путь ко спасению, в надежде, что мы пойдем этим путем за Ним (уподобляясь Ему в добродетели).
Однако от грехопадения до искупления прошли многие века… Почему Бог ждал так долго?
Это время было необходимо, чтобы люди смогли:
1. Осознать свое бедственное состояние и духовное бессилие в борьбе с грехом и диаволом.
2. Обратиться к Богу с просьбой о даровании Спасителя и ждать Его пришествия.
3. Возрастить Деву, достойную стать Матерью Мессии.
Только когда все необходимое пришло в должное состояние, совершилось рождение Спасителя.
![](/_pu/241/44172320.jpg)
Что нужно для спасения?
Чтобы спасение совершилось, нужны две вещи, которые мы сами не можем сделать:
1) Оправдание — т. е. разрушение греховной преграды между человеком и Богом, и
2) Освящение — т. е. исцеление нашей падшей природы.
Именно эти две вещи и осуществил Господь в домостроительстве (т. е. устроении) нашего спасения.
Оправдание есть разрушение средостения между человеком и Богом (Еф. 2:14), а средство для этого разрушения есть жертва.
Ветхозаветные жертвоприношения прообразовывали грядущую Жертву Христа.
Жертва, способная искупить всё человечество, должна была быть, во–первых, смертью человека, а во–вторых, — выше человеческой - Богочеловека.
Господь Иисус Христос и есть Бог, принявший в Себя человеческое естество, кроме греха, — Богочеловек. Его добровольная смерть на Кресте поэтому и явилась искупившей и оправдавшей всякого человека.
Освящение наше состоялось чрез воплощение Бога, в том числе и потому, что надлежало привнести нечто новое в падшую человеческую природу, влить в нее новые, высшие силы; понятно, что сделать это может только Бог.
Христос – Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек
![](/_pu/241/45074454.jpg)
Догматические положения из Халкидонского вероопределения:
1) Сын Божий, неизменный в Своем Божестве, воспринял совершенную человеческую природу и стал истинным Человеком, не переставая быть Богом.
2) По Своей человеческой природе Он единосущнен нам и подобен нам во всем, кроме греха.
3) Он родился от Духа Святого и Марии Девы Богородицы ради нас и ради нашего спасения.
4) Его человеческое естество не уничтожилось от соединения с Божественным, свойства каждого естества сохранились.
5) Два естества во Христе соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно в одном лице, в одной ипостаси Бога Слова.
Иисус Христос – истинный совершенный Бог и истинный совершенный Человек.
Он был совершенным Младенцем, совершенным Отроком, совершенным Юношей, совершенным Мужем. При этом Его человеческая природа непрестанно изменялась, как и у всех людей.
Он безгрешен не только по Своей Божественной природе, но и лично безгрешен. Прожив на земле 33 года, «Он не сделал никакого греха» (1 Пт. 2: 22), - ни делом, ни словом, ни помышлением.
Безупречные страсти
Спаситель воспринял безгрешную человеческую природу, однако не в том состоянии, в каком она была присуща первозданному Адаму, но свободно подчинив Себя последствиям грехопадения, дабы «во всем уподобиться братиям» (Евр. 2: 17).
В святоотеческом богословии эти последствия греха называются естественными или безупречными страстями. Это — голод, жажда, утомление, труд, слезы, боязнь смерти, предсмертная мука, пот, капли крови, что по природе присуще всем людям.
![](/_pu/241/41180160.jpg)
Смирение Христа
Тайна спасения по гордости падшего Адама была совершена через уничижение Сына Божия, смирившего Себя до крестной смерти:
1. Будучи всесовершенным Богом, Он умалил Свое божественное величие, восприняв ограниченную тварную природу, нуждался в пище, страдал от жажды, испытывал боль и смертные муки.
2. Будучи всесвятым Богом и непреклонным к личному греху Человеком, Он претерпел унижения, оскорбления и бесчестия как великий грешник, вплоть до позорной крестной смерти.
Как совершилось дело спасения?
✦ Бог еще в раю, сразу по грехопадении, дал обетование о Семени Жены, которое поразит диавола (Быт. 3:15).
✦ Затем в течение многих веков Господь устроял ту среду, из которой это Семя должно произойти. Для этого Господь избрал Себе особый народ (Израиль – борющийся с Богом) и Сам руководил его к истинному Богопознанию и Богопочитанию, открывая, что должен придти на землю Мессия, Спаситель. В этом — преуготовительная суть Ветхого Завета.
✦ Наконец, когда пришла полнота времен, Сам Бог, Господь Иисус Христос, Второе Лицо Св. Троицы, через непорочное зачатие Св. Девы Богородицы, пришел на землю, воплотился и родился в среде Израиля.
✦ Тридцати лет Он вышел на проповедь, учил людей Царству Божию, совершал великие чудеса, воскрешал из мертвых, исцелял болезни, призывал к покаянию и чистой жизни.
✦ Наконец, быв предан на смерть, в страшных муках умер на кресте, воскрес из мертвых в третий день, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, принеся таким образом Себя в жертву за всех людей и тем искупив человечество Своею кровию; и в Себе Самом исцелил падшее человеческое естество, упразднив Своею смертью, смертью Бога, — смерть человеческую.
Таким образом Христос стал новым Адамом, родоначальником нового, обновленного человечества, и теперь человек может спастись, приобщившись Иисусу Христу через веру, покаяние, Крещение и церковную жизнь по Его Заповедям. Спаситель разрушил средостение между человеком и Богом, принеся Себя в жертву, и являет Собою обновленное, восстановленное от падения человеческое естество. Во Христе мы имеем избавление от греха, проклятия и смерти, в Нем мы наследуем вечную жизнь.
Сотериологические образы в святоотеческом наследии:
Христос – Агнец Божий – жертвенный Агнец, взявший на Себя все грехи мира.Христос – Первосвященник – Сам Себя принесший в непорочную Жертву в храме тела Своего.
Христос – Новый Адам – восстановивший, обновивший и обоживший человеческую природу, отец всех людей по духу. (Cм. 1 Кор. 15: 45-49)
Христос – Божественная Премудрость – благодаря Своей безгрешности, чистоте и совершенству победивший диавола.
Христос – Царь, имеющий власть над чувственным и сверхчувственным миром, победивший ад, самовластно воскресший из мертвых и вознесшийся на небо.
Христос – Пророк – открывший людям Божественную волю, научивший их истинному боговедению и указавший путь спасения.
Христос – Учитель - научивший людей истиной вере и любви, боговедению и указавший путь спасения людей.
![](/_pu/241/13853812.jpg)
Результат Боговоплощения
Спасение не является отменой следствий грехопадения. Мы продолжаем быть подверженными нападкам греха и страстей, болеем и умираем.
Для того, чтобы обрести спасение, человек должен сам потрудиться «в поте лица своего». Здесь проявляется великая «педагогическая» справедливость Божия и уважение к свободе: не хочешь — не спасайся.
Но, по согласному мнению Св. Отцов, результат Боговоплощения — несравненно выше просто возвращения в состояние Адама до грехопадения. Человек получает не просто прощение, избавление от смерти, мир с Богом и исцеление, но и гораздо более, — обожение.
Освящение и благодать
Освящение – это благодатное воздействие Бога на верующих в Него людей и на окружающий их тварный мир для усвоения ими плодов искупительного подвига Спасителя.Для освящения мира и людей Господь создал на земле Церковь, даруя ей все необходимые духовные средства.
В освящении, подаваемом через Крещение, происходит:
✦ Прощение прежних грехов
✦ Обретение нравственной чистоты
✦ Восстановление личных отношений с Богом для сознательного восхождения через богоуподобление к святости.
![](/_pu/241/46399163.jpg)
Великое дело освящения человека, его внутреннее возрождение и преображение для новой жизни во Христе происходит посредством божественной благодати, которая в силу искупительного подвига Иисуса Христа через действие Святого Духа изливается на верующих.
Благодать – это благой дар свыше, нетварная энергия (сила), подаваемая людям от Бога для их спасения.
Посредством стяжания благодати верующие приобщаются плодам искупительного подвига, очищаются от грехов, преображаются (обоживаются) и становятся способными исполнить свое предназначение.
Действие благодати
Присутствие благодати в душах людей проявляется в виде различных духовных плодов – добродетелей: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22-23) и сверхъестественных даров: «Дары различны, но Дух один и то же… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания; иному вера; иному дары исцелений; иному чудотворения, иному пророчество…» (1 Кор. 12: 4-10).
Благодать даруется человеку по мере его веры, надежды и любви при его добровольном и сознательном произволении.
Благодать и Пресвятая Троица
Благодать – дар Святой Троицы: она подается по воле Бога Отца через Сына в Духе Святом.
Бог Отец – Первоисточник нашего освящения благодатью.
Сын Божий – Виновник и главная Причина нашего освящения.
Дух Святой – собственно и есть Освятитель людей.
![](/_pu/241/85781544.jpg)
Принцип синергии
Дело спасения – двуединый богочеловеческий процесс и не может быть осуществимо без участия самого человека, без его синергийного соработничества с Богом.
Высший пример синергии со стороны человека явлен в лице Божией Матери, когда Она на призыв архангела Гавриила ответила: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Без Ее согласия невозможно было бы Боговоплощение.
![](/_pu/241/61595622.jpg)
«Се, стою у двери и стучу, - говорит Спаситель, - если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3: 20).
Бог стучит и ждет, когда человек сам отворит дверь. Он хочет, чтобы все спаслись, но никого не неволит.
«Дело Бога – предложить благодать, дело человека – принять и хранить эту благодать» (свт. Кирилл Иерусалимский).
![](/_pu/241/92396516.jpg)
Три условия
для реализация принципа синергии
в общении человека с Богом
✦ Правая вера в Бога и Его благодатную помощь ✦ Сознательное и добровольное желание жизни с Богом
✦ Благочестивая, богоугодная жизнь.
Хранительницей православной веры является Церковь, которая преемственно передает ее человечеству. Благочестивой жизни мы научаемся через Евангельский образ Христа, Матери Божией и житийные примеры святых.
Зачем надо было Богу воплощаться?
Неужели Он не мог как-то по-другому спасти нас?
Мог; но сделал так как сделал. Бог Сам, насколько возможно для нас, «объясняет» нам это.
✦ Во–первых, это «великая благочестия тайна — Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).
✦ Во–вторых, основание для Боговоплощения — это любовь Бога к созданию, хоть и падшему. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
✦ В–третьих, спасение сводится к оправданию и освящению до обожения падшего человека.
Путь ко спасению, к вечной жизни не может быть внешним; только внутри человека совершается спасение
через исцеление (приведение к целостности) расстроенной грехом природы.
Поэтому Бог для внутреннего общения с человеком, принял на Себя человеческую природу — всю, как она есть, только без греха — и тем самым наше естество обновилось, исцелилось, освятилось, приняло в себя божественную силу.
Господь, облеченный нашим естеством, претерпел смерть во плоти, а перед ней — страшные мучения, физические и нравственные; тем самым Господь прошел Своим Божественным естеством всеми путями человеческой жизни, не оставил человека одиноким — без Бога — ни в какой ситуации: ни в мучениях, ни в удаленности из-за греха, ни в самой смерти.
Воскрес Господь также во плоти, вознесся и сел одесную Бога Отца неразлучно и нераздельно с преображенной до обожения человеческой природой — тем самым сделав человека, его естество способным к воскресению, и более того — к вхождению в самое средоточие Божественной жизни.