Причины революций XX века
О действии Промысла Божия в истории
История — это действие воли Божией во взаимодействии с волей человеческой. Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения.
Ярким примером сему является минувшее столетие.
Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, история XX века знает многие примеры жертвенного служения Христу, а рубеж XX и XXI в. стал временем нового обращения людей к Богу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа, хотя и небольшой его части.
XX век – трагический век в жизни России. Это век революций, террора, репрессий, войн, духовного оскудения. Век испытаний, страданий и очищения, век великих подвигов и явления множества новых святых. Победа над болезнями и обнаружение новых заболеваний, гибель миллионов и увеличение в разы численности населения планеты, небывалая доступность информации и общий духовный кризис — на этих противоречиях строилась история XX века.
Еще рано делать объективный анализ событий этой эпохи: прошло слишком мало времени, еще живы дети и внуки свидетелей тех лет. Но мы можем попытаться извлечь духовные уроки из прошлого.
Прежде всего выявим причины русской трагедии.
Причины революций XX века
«Грех помрачил наш народный разум, и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные» /Патриарх Тихон/.
Истинным отцом и духовным кормчим всех революций является люцифер - «первый революционер», поднявший бунт против Бога.
Глубинная причина русских революций – утрата обществом живой и искренней веры в Бога, что привело к обмирщению (духовному умерщвлению) и расцерковлению русского общества, отказу от традиционных нравственных норм и потере критического восприятия чуждых философских и политических идей.
Процесс расцерковления начался еще при императоре Петре I, во время правления которого произошла европеизация и секуляризация России, подчинение Церкви государству, утрата патриаршества, управление ею царскими представителями - обер-прокурорами, гражданскими лицами, со всеми вытекающими последствиями.
Веками нараставшие в Российской империи социальные противоречия между высшим сословием и простым народом, распространение разрушительных идей, понимание свободы как вседозволенности, нагнетание атмосферы страха, — всё это постепенно разрушало веру русских людей.
Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому управлению. Секуляризация —процесс снижения роли Церкви и религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной верой, религиозным менталитетом и мировоззрением, религиозной традицией и культурой, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Секуляризация противоположна сакрализации. Сакрализация — (от лат. sacro освящать, объявлять священным) превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира.
Пример: Абсолютная монархия российского царя-помазанника традиционно являлась воплощением абсолютной Божественной воли. Выражением Божественной воли традиционно в государстве считалась и Церковь, т.к. ни какие серьезные начинания в жизни людей и государства не начинались без ее благословения.
«Коренной причиной революций стало крайнее ослабление качества духовной жизни народа, вследствие неведения, неверия, и нерадения». Свщмч. Владимир (Богоявленский).
✦ Неведение (непросвещенность в слове Божием) порождает неверие.
✦ Неверие (в Бога и Богу) приводит к нерадению (бездействию) в деле спасения.
✦ Нерадение о спасении приводит к деятельному невежеству, саморазрушению, духовной деградации, расчеловечиванию, озверению и гибели.
К началу XX века секуляризация особенно усилилась. Безразличие к религии, неприязнь к Церкви и духовенству, охватившие не только правящий слой и интеллигенцию, но большое число рабочих и крестьян, способствовали восприятию социалистической и атеистической пропаганды.
Социально-культурными причинами духовно-нравственного кризиса русского общества явились: изменение отношения власти и общества к Церкви, снижение уровня духовного образования, падение авторитета Церкви.
Мировоззренческим основанием кризиса были идеи рационализма, материализма, атеизма, мистицизма.
Либеральная интеллигенция и генералитет довели анархический бунт до революции.
С приходом к власти большевиков революция приобрела антирусский, антицерковный, богоборческий характер.
Результатом отхода русских людей от Бога стали три революции, гражданская война, смута, убийство царской семьи, жесточайшие гонения на Церковь…
Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: «Переживаемые нами бедствия, внутри и извне, посланы от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего… Россия забыла Бога; утратила веру в Него; оставила Закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, - достойное возмездие за свою гордость, - за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. - Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи».
11 ноября 1917 года Собор Русской Православной Церкви издал «Воззвание к народу». В нем говорилось: «Никакое царство не может держаться на безбожии, оно гибнет от внутренних распрей и партийных раздоров. По сему и рушится Держава Российская. На наших глазах происходит Суд Божий над народом, утратившем Святыни».
Таким образом, революционные события были попущены Богом за людские грехи, как следствие обмирщения христианского общества, духовной деградации, для духовного очищения, обновления и будущего возрождения.
Ценностные и смысловые подмены
Смысловые и ценностные подмены, которые привели к трагедии XX века, имеют место и по сей день. Важно выявить их.
Христианские ценности всё более замещаются т. н. общечеловеческими моральными ценностями и нормами. Но нельзя забывать Евангельское выражение: «что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк. 16: 15).
1. Вера была замещена «убеждённостью» в том, что Бога нет; высшей убеждённостью считалась «партийная или коммунистическая».
а) А сейчас чаще говорят: «бог один – всеобщий, не важно, в какого бога ты веруешь…»
б) Вера в Бога и грядущее Царство Небесное замещена верой в людей, человеческий прогресс и светлое коммунистическое будущее – «рай без Бога на земле», неисчерпаемые (вплоть до всемогущества) человеческие возможности.
в) Закон Божий – вечный и неизменный – «Слово Господне пребывает вовек» (1 Петра 1:25) замещен законами человеческими, временными, постоянно меняющимися.
г) Современные люди больше:
✦ ищут человеческой правды и справедливости, а не правды Божией;
✦ самоутверждаются друг перед другом, а не самоотвергаются ради других;
✦ стремятся к самообожанию, чем к обожению и святости;
✦ стремятся не к святости, а к сытости;
✦ занимаются более собой внешними, чем собою внутренними – добродетельными качествами души;
✦ живут более душевной жизнью, а не духовной;
✦ сообразуются с людьми, а не с Богом;
✦ имеют больше страха человеческого и вражьего, чем Божьего, ведущего к рассудительности, мудрости и праведности;
✦ радеют более о строительстве домов, чем о домостроительстве спасения души;
✦ ищут земного успеха, благополучия и счастья, вместо вечного спасения;
✦ ищут комфорта и уюта более, чем уклада и лада через качество отношений и спасительного устроения духовной жизни;
✦ стремятся к чести, славе и почестям человеческим, а не Божественным.
2. Религия как поиск единства с Богом через духовную жизнь в лоне святой Церкви, была замещена идеологией, с идеей светлого будущего, поиском лишь земного жизнеустройства и самообеспечения, как первостепенного и главного устремления человека, в противоположность призыву Спасителя: «…Ищите прежде Царства Божия и правды Его, все остальное приложится вам» (Мф. 6:33).
3. Понятие Церкви было нивелировано до понятия «социальный институт».
4. Понятие богообразной личности свели к физическому лицу и индивиду.
5. Понятие любви извратили и низвели до уровня чувственных, плотских отношений и секса.
6. Правила благочестия заменили правилами светского приличия и этикета.
«Без Христа наша жизнь пуста, бесцельна и бессмысленна» /св. прав. Иоанн Кронштадтский/; «… без основания (веры, как внутренней опоры) позади и без перспектив впереди» /К.Д. Ушинский/.
Уроки столетия 1917-2017
Уроки для общества и государства
Жизнь человека и общества нельзя построить без Бога.
Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, – жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман (Матюшин)
Общество без Бога подобно дому, построенному на песке, который неминуемо ожидает великое падение, разрушение и посрамление (Мф. 7:26). Только строительство на крепком основании правой веры, истинных духовных ценностей, данных Господом в Евангельских заповедях, является залогом духовного здоровья, мира и социального благополучия общества.
Свобода без Бога невозможна. Свобода от Бога – это самое большое рабство. Желая получить свободу от Бога и Церкви, человек попадает в рабство к диаволу. В XX веке мнимая «свобода» привела к тоталитарному режиму и десяткам миллионов жертв.
Вера должна быть разумно-деятельной, живой и искренней. Она не может ограничиваться формальным исполнением обрядовых норм, но должна стать нормой повседневной жизни.
Жизнь каждого человека неповторима и ценна. «Незаменимых людей нет», - говорил Сталин. Для эфемерного счастья в туманном будущем абстрактного большинства в жертву были принесены жизни многих людей. Но чтобы человек имел истинную ценность, она должна быть основана на четких критериях добра и зла. «Если Бога нет, то всё позволено» /Ф.М. Достоевский/.
Необходимо правильное воспитание. Прошедшее столетие показало гибельность безбожного образования и важность духовно-нравственного воспитания молодого поколения, с опорой на непреходящие и жизненные ценности Православия.
Необходимы симфонические отношения государства и Церкви. Необходимо сотрудничество государства и Церкви в деле сохранения наследия исторической Руси, православной веры, культурных традиций, воспитания детей и молодежи, сохранения духовности и согласия в обществе, сопротивления всякого рода злу, экстремизму и терроризму.
Необходима внятная государственная идеология. Ныне наше государство объявлено светским; в Конституции заявлено, что у нас нет никакой идеологии. Но даже в этих условиях государство должно сделать все, чтобы не потерять собственную национально-культурную идентичность нашей цивилизации, основой которой является Православие и русская культура в целом.
В России должна быть сильная и авторитетная государственная власть. «Но эта власть должна быть ответственной и творческой; с дальнозоркой, большой идеей, с чистыми руками и с жертвенным служением народу». /Иван Ильин/
Для общества опасны две крайности:
С одной стороны, пассивность, равнодушие к государственным и общественным делам, теплохладность в защите традиционных ценностей и веры православной.
С другой стороны, – стремление к полному разрушению исконных базовых ценностей, существующих порядков («до основания, а затем…») и радикальному их переустройству.
Государство должно своевременно реагировать на существующие социально-экономические и национальные проблемы. Лучше решать проблемы сверху, чем ждать бунта низов.
Необходима цензура СМИ и рассудительное отношение к массовой пропаганде. В начале XX века СМИ безнаказанно очерняли Императрицу и Императора. Сегодня современные технические средства позволяют тиражировать любую пропаганду с невиданной ранее скоростью и в невиданных объемах. Поэтому очень остро стоит задача контроля и цензуры СМИ.
Уроки для Церкви
Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории: дореволюционной, советской и постсоветской. Причина тому — Богочеловеческая природа Церкви, соединение вечного с временным, видимого с невидимым, небесного с земным. Хотя некоторые деятели Церкви пошли в сотрудничество и услужение безбожникам, большинство проявило верность Православию, приняло гонения, пытки и мученическую смерть.
Полная огосударствленность Церкви, которая началась с Петра I, мешает ей играть более активную роль в обществе. Церковь не должна втягиваться в политику, сливаться с властью или противостоять ей без достаточных оснований. Она должна твердо, последовательно и настойчиво отстаивать идеалы Православия, защищать права и интересы православных христиан.
Церковь должна непоколебимо хранить святую веру православную, не поддаваясь на соблазны разного рода «обновленчества» и «экуменизма».
Церковь является защитником веры, нравственности и культуры. Строительство храмов не является достаточным для укрепления веры и нравственности. Единственная гарантия от повторения трагедии – это созидания благодатью Божией храма в каждой душе православного христианина. Неоценима роль Церкви в создании сильной России как оплота Православия и традиционных ценностей.
Необходимо, по слову апостола Павла, стараться сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
Один из главных уроков и предмет для изучения – исповеднический подвиг и стойкость в вере новомучеников Церкви Русской.
Значение и уроки новомучеников
«Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников…. Церковь побеждает, когда ей вредят». Сщмч. Иларион (Троицкий)
Правление большевистской партии в России, особенно его первые два десятилетия, было ознаменовано небывалыми по размаху гонениями на Церковь. Антицерковные репрессии достигли пика в 1937 году. Только за 1937-1938 гг. было арестовано более 160 тыс. служителей Церкви (в это число входят не только епископы, священники, монахи, но и миряне), из которых более 100 тыс. были расстреляны.
В Русской Православной Церкви на всей территории СССР к началу Второй мировой войны на кафедрах осталось всего четыре архиерея (из примерно 200), служение в церквах продолжали несколько сот священников (до 1917 года их было более 50 тыс.). Репрессиям подверглось не менее 90% духовенства и монашествующих (большинство из них были расстреляны), а также значительное число активных мирян. За веру в СССР пострадали около 1млн. человек… На сегодняшний день в Собор новомученников и исповедников Русской Православной Церкви внесены имена более 2000 святых. Но исследования продолжаются, и это список будет пополнен. Всех же святых – явленных и неявленных – знает Господь. Все эти люди стали святыми не «благодаря» гонениям, а благодаря своей праведной жизни, несмотря на все трагические обстоятельства. Жизнь новомучеников еще задолго до начала гонений была благочестивой, даже подвижнической. Они вызревали к высоте мученического подвига постепенно, через улучшение качества своей жизни, проявляемой в верности, любви и служении Богу. Многие из них, с детства впечатлившись подвигами древних святых мучеников, мечтали, чтобы Господь удостоил и их такой чести — пострадать за Него. И когда пришли грозные испытания, они оказались готовыми к ним.
Причины, по которым Богу угодно, чтобы являлись новые мученики /По преп. Никодиму Святогорцу/.
1 - Дабы обновлялась православная вера.
2 - Дабы маловерные не имели оправдания в Судный день.
3 - Дабы мученики служили славой и украшением Церкви Православной и свидетельством.
4 - Дабы служить примером долготерпения для христиан.
5 - Дабы вселять в сердца мужество и стойкость.
6 – Дабы являлись новые святыни: мощи, иконы и храмы.
7 – Дабы Церковь обогащалась новыми б/служебными текстами: молитвами, канонами, акафистами.
8 – Дабы верующие назидались житиями новомучеников, их проповедями и письмами.
Уроки новомучеников
Подвиг новомучеников имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения.
Пройдя через горнило испытаний – унижений, страданий, мук, – новомученики не были сломлены. Будучи глубоко верующими, преданными Богу людьми в минуту испытаний они находили укрепление и утешение в молитве. И сегодня, в любых искушениях и скорбях, средство духовного излечения остается тем же, что и ранее, – это благодать, которая подается человеку через твердую веру, молитву, покаяние и непрерывное упование на милосердие Божие.
Еще один важный урок – это определение ценностных приоритетов нашей жизни. Ведь главное, чем жили люди в условиях гонений, – это возможностью везде и всегда быть со Христом. Они необыкновенно ценили церковную службу, молитву, участие в таинствах. А насколько мы ценим возможность пойти в храм исповедоваться, причаститься?
Новомученики дают современным христианам примеры веры, верности, бесстрашия и мужества. Своим подвигом они показывают реальную возможность в любых обстоятельствах уподобляться Христу, пребывать со Христом и отвечать любовью на Его любовь.
Новомученики являются молитвенниками за нас пред Господом. Они преподают нам великий урок подлинной веры и благочестия, задают некую планку нравственной высоты, которая достижима и в наше время.
Подвиг новомучеников и исповедников помогает нам понять, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу.
Новомученики ХХ столетия явили нам беспримерный образец воплощенного идеала русского человека, сохранявшего во всех самых тяжелых земных обстоятельствах: веру, надежду на Бога, любовь, самоотречение во имя ближнего, терпение, сострадание, милосердие, верность, достоинство, другие качества личности, сохранившей в себе образ и подобие Божие.
Как жить современным христианам, чтобы в момент испытаний быть с Господом, остаться верными Христу и не предать Его?
Нам необходимо помнить о подвиге Самого Христа, с которым ничто не сравнимо; иметь страх отпасть от Него, стремиться к Богоугождению, не терять человеколюбия и держать в памяти подвиг новомучеников.
Подвиг новомучеников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в России.
Мудр тот, кто умеет исторический опыт перенимать и применять в своей собственной жизни. И дай Бог, чтобы трагедия, которая произошла с нашей Церковью, государством и народом, обогатила нас опытом, отталкиваясь от которого, мы бы сегодня могли соборно и мирно преодолевать те трудности, которые реально существуют и в жизни Церкви, и в жизни нашего народа, стараясь укреплять «единство духа в союзе мира».
Не зная прошлого, невозможно строить настоящее и созидать будущее. История дает много поучительного, но всегда наказывает за незнание ее уроков. Давайте постараемся стать ее хорошими учениками.
Составитель: Протоиерей Александр Зелененко
Фильм СПб Духовной Академии "Жизнь за веру".