Протоиерей Александр Зелененко

Невозможно спастись без всего комплекса свойств богопосвященности: без богообщения, богопознания, богопочитания, богоуподобления, богоугождения, богопрославления, богобоязненности, благоговения, благодарения, деятельно-жертвенного боголюбия и Богу служения, выраженного в богопреданности (или верности до самопожертвования)

«Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединен с Богом, мыслит Богом, делает Богом, творит добро Богом». /Преп. Иустин Попович/

Богообщение

Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20)

Виды богообщения

1. Молитва, чтение слова Божия и богослужение

Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5: 17).

«Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу». /Свт. Игнатий Брянчанинов/

Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20)

Кто говорит: «Я, и молясь дома, могу привлекать к себе Небесный Дух», тот походит на человека, который надеется утолить жажду одним воображением воды. /Святитель Феофан Затворник/

2. Таинства Церкви, особенно таинства Крещения и Евхаристии

«При посредстве церковных таинств мы вступаем в существенное общение с Господом» /свт. Игнатий Брянчанинов/

Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3: 27)
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6: 56).

«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру» /Свт. Кирилл Александрийский/

3. Богообщение обретается через добродетели, полученные с помощью даров благодати Святого Духа, каковыми являются Его плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23).

Для приобретения добродетели нужны: правая вера, доброволие, сознательность, рассудительность, любовь, воздержание и самообладание, умеренность во всем, духовная ревность, покаяние, богоподобное смирение, послушание воле Божией (и Его Заповедям).

4. Богообщения сподобляются соблюдающие заповеди:
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей
(Ин. 15: 10).

«Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах» /свт. Иоанн Златоуст/
«Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим...» /свт. Игнатий Брянчанинов/

5. Особый вид богообщения - избранничество и призвание Божие в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1: 9).

В таком общении с Создателем были пророки и апостолы (см.: 1 Ин. 1: 3).

Сущность общения души с Богом состоит в том, что она бывает один дух с Господом (1 Кор. 6: 17).

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15: 5).

Т.о., Богообщение - обоюдный богочеловеческий, целожизненный, процесс разной глубины, формы, характера, осуществляющийся, как правило, через духовную сферу жизни: молитву, слово Божие, таинства Церкви, христианское благочестие.

Богопознание

Во всех путях твоих познавай Его и Он направит стези твои (Притч. 3: 6).

Никтоже знает Сына токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти (Мф. 11:27)

«Единственное и неоцененное приобретение человека на земле — познание Христа и усвоение Христу» /свт. Игнатий Брянчанинов/

Богопознание возможно
✦ с помощью благодати Божией
✦ через видимый мир
✦ через Священное Писание и Предание
✦ через совесть /свт. Иоанн Златоуст/
✦ через чистоту /прп. авва Исаия/
✦ через доброту /прп. Антоний Великий/
✦ через смирение и молитву /прп. Никита Стифат/
✦ через самопознание /сщмч. Киприан Карфагенский/
✦ через исполнение заповедей Божиих /свт. Василий Великий/
✦ через веру и любовь /свт. Григорий Богослов/

Всякий любящий знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 7-8).

Для богопознания необходимо: освобождение от страстей, терпение искушений, удаление от греха, стяжание добродетели… /прп. Максим Исповедник/.

Богопознание позволяет человеку знать себя как отображение Бога на земле; видеть свое несоответствие Ему; искать исправления и совершенства.

Богопознание (боговедение) - богочеловеческий процесс естественного и сверхъестественного характера, протяженный в вечность, имеющий разную степень глубины и зависящий от любви, веры, нравственной чистоты, духовного опыта и качества богообщения.

Бог столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою… /Преп. Симеон Новый Богослов/

Когда время искать Господа? Отвечу кратко: целую жизнь... /свт. Григорий Нисский/

Богопочитание

Все сотворенное должно почитать и прославлять своего Творца и Промыслителя (см.: Пс. 18: 2-5; 118: 81-91). В особенности человек, которому богопочитание заповедано словом Божиим: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17: 1). Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Лк. 4: 8).

Сам Сын Божий, жизнью Своею прославивший Отца, являет нам истинный пример богопочитания: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17: 4) и призывает нас уподобляться Ему в этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16).

Почитание Пресвятой Богородицы

Приснодеву Марию мы почитаем как Пречистую и Пренепорочную, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим (превыше святых и Ангелов). Пресвятая Дева именуется Владычицей и Царицей Небесной, потому что Она Матерь Владыки и Царя Небесного.

Почитание Святых

Святые угодники Божии достойны нашего почитания: В вечной памяти будет праведник (Пс. 111: 6); Память праведника пребудет благословенна (Притч. 10: 7).

Почитание Ангелов

«Почитать и прославлять Ангелов — наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям» /Иоанн Златоуст/.

Ангелы – безгрешные духи, возносящие наши молитвы к престолу Божию (Откр. 8: 3-4), служащие Богу и делу нашего спасения (см.: Мф. 18: 10; Лк. 15: 10).

Почитание одних людей другими

Истинное богопочитание научает нас почитанию других людей, как носителей образа Божия, к чему призывают нас святые Отцы: «чти человека как бога после Бога» /Евагрий Понтийский/.

Почитание одних людей другими проявляется в целом комплексе душевных состояний, таких как вера и доверие, страх и благоговение; любовь и покорность; смирение и послушание.

Богопочитание – это благоговейное отношение и хождение пред Богом - нашим Творцом, Промыслителем, Искупителем, и покорность воле Его.

Богопочитание обнимает
✦ наши внутренние благоговейные размышления о Боге,
✦ расположения и чувствования к Нему;
✦ выражение их в наших словах и действиях;
✦ общественное служение Богу;
✦ домашнее поклонение Ему в духе и истине;
✦ и обращение всей нашей жизни и деятельности к прославлению Его.

Богоуподобление

Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15)

Богоуподобление выражается в деятельном последовании Христу во всем. Мы призваны подражать Христу:
✦ в долготерпении в страданиях (1 Петр. 2: 21);
✦ в любви к ближнему (Еф. 5: 2);
✦ в готовности служить ближнему (см.: Рим. 15: 23);
✦ в смирении (см.: Фил. 2: 5, 8);
✦ в добродетели (Ин. 13: 15);
✦ в соблюдении заповедей (Ин. 14: 23).

«Последует Христу тот, кто держится заповедей Его, подражает учению и делам Христовым...» /сщмч. Киприан Карфагенский/

«Ничем столько человек не уподобляется Богу, как благотворением другим» /авва Евагрий/

«Кто желает быть подобным Богу, пусть будет кротким, смиренным, терпеливым» /свт. Иоанн Златоуст/

«Мы можем уподобиться Богу тем, если будем любить всех, даже и врагов, а не тем, если будем совершать знамения...» /свт. Иоанн Златоуст/

«Сердце становится богоподобным, когда оно отрешается от всех привязанностей земных и прилепляется к вещам духовным и небесным» /свт. Феофан, Затв. Вышенский/

Богоугождение

Чтобы угодить Богу будь благочестив, независтлив, добр, целомудр, кроток, щедр по силе, общителен, неспорлив; не осуждай никого, но лучше свою жизнь рассматривай, угодна ли она Богу /прп. Антоний Великий/

Украшай душу исповеданием грехов, молитвами, милостынями, единомыслием другими... /свт. Иоанн Златоуст/

Какими делами угодили Богу удалявшиеся в горы и жившие в пещерах? Никакими, кроме дел покаяния с верою и любовью... /прп. Симеон Новый Богослов/

Всякое дело нужно делать по одной любви к Господу и по одному желанию благоугодить Ему /прп. Никодим Святогорец/

Благодарение

Что дается от Бога, все должно принимать с благодарением /свт. Григорий Богослов/

Все мы должны всегда благодарить Бога за общие и особенные Его благодеяния. Общие суть четыре стихии и все от них происходящее, и все в Божественных Писаниях изложенные чудные и страшные дела Божии. Особенные же — то, что Бог дал каждому человеку: богатство для милостыни; бедность для терпения с благодарением; здоровье для помощи нуждающимся и трудов по Богу; болезнь для венца за терпение; знание и силу для приобретения добродетелей; незнание для повиновения в безмолвии, со смирением и удаления от вещей; лишение вещей для помощи тем, которые не могут достигнуть нестяжания; покой и благоденствие для того, чтобы добровольно подвизаться и трудиться в добродетелях, так чтобы сделаться бесстрастными и иные души спасти; искушение и злополучие, чтобы поневоле спастись тем, которые не могут отсекать своих хотений или для совершенства тем, которые могут потерпеть с радостью. Лучше же всего упомянутого — терпение скорбного /сщмч. Петр Дамаскин/

Богоединение

Быть в единый дух с Господом (1 Кор. 6:17)

Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним /прп. Никодим Святогорец/

Жительство по Евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом, навершается это соединение Божественною благодатию и причащением Всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых /свт. Игнатий Брянчанинов/

Потщимся сохранить Божественные заповеди и очистить сердца свои слезами и покаянием, да узрим Самого Христа /прп. Симеон Новый Богослов/

Текст для слушателей курса "Основы православной веры и духовной жизни" взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма составил протоиерей Александр Зелененко.