В Российской империи на рубеже XIX–XX столетий наблюдался высокий интерес к практике общенародного церковного пения.

Документы русского Поместного собора 1917–1918 гг., певческих съездов, отчеты о деятельности церковных братств и обществ, публикации в прессе позволяют в полной мере представить, с каким размахом было организовано общенародное пение на богослужениях. Особую роль, безусловно, здесь сыграла поддержка высшего церковного священноначалия, что демонстрируют указы Святейшего Синода, изданные еще в 1804 и 1847 гг. Несомненно, изучение истории общенародного пения и накопленного богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда вновь наблюдается возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощным средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере.

На рубеже XIX–XX столетий в России наблюдается настоящий расцвет общенародного церковного пения[1]. Размах и основательность подхода к широкому введению этой формы богослужебного пения особенно ощущается при чтении материалов певческих съездов[2] и Поместного собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов[3].

Так, из опубликованных протоколов заседаний Собора мы узнаем, что многие крупные церковные деятели высказывались в поддержку общенародного пения за богослужением, и наиболее активными его сторонниками были Д. И. Зарин[4], В. Д. Прилуцкий, диакон Василий Богословский[5]. Они полагали, что введение такой практики пения в храме позволит преодолеть ряд кризисных явлений в церковной жизни, таких как стремительно распространяющееся сектантство, низкий уровень знаний основ христианской веры, нерегулярное участие прихожан в Таинствах Церкви и незнание уставного богослужения, чрезмерно малое число грамотных головщиков, певцов и чтецов, трудности восприятия церковнославянского языка.

Особенно широко общенародное пение стало вводиться в храмах Московской, Новгородской, Подольской, Херсонской, Курской, Архангельской, Пензенской и других епархий. И, как показало детальное изучение этого вопроса, одни из самых ярких примеров такого рода связаны с трудами священнослужителей Петербургской епархии.

Так, в журнале «Хоровое и регентское дело» за 1909 год, в частности, сообщалось о совершении 1 ноября в Исаакиевском соборе Божественной Литургии[6], на которой сослужащих возглавил митрополит Антоний (Вадковский), а песнопения были исполнены общенародно под руководством протоиерея Михаила Дубенского.

В описании события также говорилось о том, что ему предшествовала особая подготовка: за две недели до памятной Литургии участники посещали спевки, организованные на внебогослужебных беседах, проходивших в столичных приходских храмах и церковных залах под руководством псаломщиков.

Для облегчения дела епархиальным Миссионерским советом в количестве 30 000 экземпляров была издана брошюра «Слово жизни в церковных песнопениях православной церкви, избранных для общенародного пения» (все экземпляры которой были раскуплены за неделю!).

Спевки проходили преимущественно в будние дни, с 8 до 11 вечера; участие в них принимали как мужчины, так и женщины, без возрастных ограничений. При этом автор публикации отмечал, что большинство были выходцами из простого народа, но присутствовали и представители интеллигенции.

Наконец, 28 октября в 8 часов вечера состоялась общая спевка в Исаакиевском соборе, на которой присутствовало около 7–8 тысяч человек.

Корреспондент журнальной хроники сообщал также и некоторые подробности происходившего в самый день 1 ноября. Обычно собор наполнялся в течение церковного года только один-два раза, на великие праздники, а в тот день полиции пришлось перекрыть вход в храм – настолько он был наполнен богомольцами.

Хором «Исаакия» исполнялись только ектении, а все прочие песнопения – всеми присутствующими. «Поразительно, захватывающе было это пение 20 тысяч человек. Казалось, невозможно управить таким хором, но на самом деле он пел, как строго дисциплинированный, и по сравнению с ним хор Исаакиевских певчих представлялся жалким»[7].

Через год, в 1910 году, в журнале «Хоровое и регентское дело» появилась еще одна заметка неизвестного автора, где он делился впечатлениями от общенародного пения на поздней Литургии в Исаакиевском соборе, отслуженной 21 февраля[8].

В частности, он сообщал: возвышаясь на кафедре в центре собора, пением вновь руководил свящ. Михаил Дубенский; в начале богослужения пела только некоторая часть храма, но постепенно запели все присутствующие, воодушевленные «величественным, захватывающим, неотразимым влиянием этой могучей волны, объединяющей всех в живое религиозное единство чувств». Как и ранее, отмечалось, что пение хора Исаакиевского собора в сравнении с общенародным казалось «маленьким, слабеньким, холодным»[9].

Следует несколько слов сказать о протоиерее Михаиле Дубенском. Он родился в 1878 году в семье псаломщика Алексеевской приходской церкви Старо-Ладожского Успенского женского монастыря Семена Семеновича Дубенского. В 1899 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и в 1903 году был рукоположен в диаконы Иоанно-Предтеченской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на Выборгской улице (ил. 2); с 1909 по 1930 годы являлся настоятелем храма св. Анны Кашинской на подворье Кашинского Сретенского монастыря (ил. 3), а после 1930-го был уволен за штат. В 1934–1935 годах он значился заштатным священником Ленинградского Сампсониевского собора, а 7 марта 1935 года был осужден и приговорен к высылке из Ленинграда в Вологду; дальнейшая судьба его неизвестна[10]. Стоит особо отметить, что за руководство общенародным пением иерей Михаил Дубенский 11 ноября 1909 года был награжден набедренником[11].

Несомненно, изучение истории общенародного пения и особенно накопленного здесь богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда мы вновь наблюдаем возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощнейшим средством не только церковного объединения людей, но и просвещения и воспитания их в христианской вере.




[1] Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26–28 ноября 2019 г.). Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. С. 76–89.

[2] IV Всероссийский съезд регентов: Протоколы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 2: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века [в печати]. Благодарю составителей С. Г. Звереву и А. В. Лебедеву-Емелину за возможность ознакомиться с материалами подготовленного к изданию тома.

[3] Русол Е. В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002. С. 27.

[4] Д. И. Зарин — автор методических пособий по школьному церковному и светскому пению, организатор регентских съездов.

[5] Диакон В. П. Богословский — клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, был приглашен на Русский Поместный Собор 1917–1918 гг. в качестве консультанта.

[6] Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 289-290.

[7] Там же. С. 290.

[8] Хоровое и регентское дело (раздел «Из жизни»). 1910. № 3. С. 67-70.

[9] Там же. С. 69.

[10] Дубенский М. С., свящ. // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: база данных ПСТГУ. URL: http:// kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee8YUX8XZc8Wf674Zf8Khfe8ct* (дата обращения: 28.09.2021).

[11] Распоряжения епархиального начальства // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1909. № 23. С. 5.

Ольга Александровна Емельянова