Виктор Пестерев
Просмотр в киноклубе фильмов Сергея Параджанова "Цвет граната" 1968 года и "Территория" 2014 года: отзыв прихожанина.
"Искусство - это разговор с Богом". Это ответственность художника перед собой, перед Богом и перед обществом, ради которого он творит.
Это служение во имя Отца, Сына и Святого Духа. И это не просто высокопарные слова, а сама жизнь, ибо художник - это творец, который вне Истины творить не может. И если это так, тогда это искусство опирается на многовековую культуру человечества, с её многонациональными традициями, условным языком общения в рамках данной культуры, и произрастает из корневой системы мышления, восприятия, понимания жизни народа.
Отсюда истоки искусства Параджанова. Оно архитипично? - Да. Оно - ассоциативно? - да. Оно образно? - вне всякого сомнения. Единство содержания и формы - безупречно. А главное - культура мышления и мера, выработанная в среде, в которой жил художник. Оно оттачивалось подобно алмазу мастерами слова и изображения Египта и Греции, Средней Азии, Ближнего и Дальнего Востока, искусством Византии и средневековой Европы. Весь этот конгломерат культур и помог ему возвести эстетическую форму в принцип жизни в Боге. Он так жил, он так мыслил, он так чувствовал.
Без учёта этого невозможно понять произведение искусства.
Оно или очеловечивает или расчеловечивает; оно подымает на уровень разговора с Богом, или окунает в бездну невежества и примитивного восприятия жизни.
Истинное искусство уважает Образ Божий в Человеке.
"Итак, будьте бдительны и наблюдайте как вы слушаете, ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, от того отнимется и то, что он думает иметь."
Искусство - это не игрушка, а это механизм тотального воздействия на мышление человека, а значит на его ум и сердце, на душу.
Один из персонажей классика литературы говорит: "Я из тебя таким инструментом душу выну, что ты и не пикнешь".
Давно не секрет, что американский стереотип мышления низкопробной культуры навязывается культуре и искусству всего мира. Он обслуживает политику и экономику. "Денежные мешки" с помощью рекламы просто лихорадят общественное мнение. К несчастью эта зараза проникла и в российское кинопроизводство. Искусственно возбуждаемый ажиотаж с помощью элементарных профессиональных приёмов подаёт безграмотные, недотянутые до требований норм киномастерства картины, как высокие образцы искусства. Где отсутствует художественный поиск, дух исследователя, первооткрывателя.
Архитектоника ткани художественного произведения неразрывна. Каждый элемент должен быть оправдан, ибо всё это ткёт смысл содержания. Возьмите, к примеру, Евангелие - здесь всё наглядно.
Сама природа учит нас естественному, здоровому, органичному восприятию жизни.
Почему же, так называемые, художники мучают нас своим разорванным мышлением, "искусством" монтажа?
Почему они так неоправданно используют ракурсы и приёмы съёмки, да и то уже кем-то придуманные и неоднократно опробованные?
Так просто спрятать свою режиссёрскую несостоятельность за красивыми пейзажами и крепкой литературной основой.
Нет единого образного языка, драматургия повествования разваливается, характеры персонажей не разработаны, актёры по психофизике и фактуре не соответствуют персонажам. Смысловые акценты смещены, идея произведения размывается порой пошлыми деструктивными сценами...
Откуда всё это? Лень или человек просто не доучился? Или просто кино-бомонду нужно отмыть и заработать денег на жизнь? Стоп. А где же ответственность за деградацию зрителя, общества, если тебе даны такие колоссальные возможности?
Где достоинство художника?
И опять мы возвращаемся к проблеме культуры, образования и воспитания. Как это всё взаимосвязано. И опять всё нужно начинать с азбучных истин. Терпеливо, последовательно объяснять, объяснять, объяснять...
Учиться, учиться и учиться...
Идёт борьба за души человеческие, а поле брани - сердца людей.
Итак "будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби" - этому и учит настоящее искусство.