С благословения настоятеля Спасо-Парголовского храма
протоиерея Романа Ковальского,
открываем страницы книги «Память Церкви».

«Память – преодоление времени, преодоление смерти.
Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг».

Лихачев Д.С.
Письмо о добром и прекрасном.
Письмо сороковое.

Блаженной памяти
протоиерея Василия Лесняка,
выпускника Ленинградской Духовной Академии 1955 года,
посвящается

Как неумолимо бежит время. Прошло уже 30 лет со дня упокоения приснопамятного протоиерея Василия Лесняка, который многие годы совершал свое пастырское служение в нашем Спасо-Парголовском храме, а с 1990 по 1995 год был его настоятелем.

Каждый год, 12 февраля в день празднования памяти Трех Святителей, мы всем приходом поздравляли отца Василия с Днем Ангела.

И именно к этому дню нового 2025 года на сайте нашего храма мы начинаем публикацию воспоминаний о нем его духовных чад и всех, кто помнит отца Василия, как Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец своих!

Слово настоятеля Спасо-Парголовского храма,
протоиерея Романа Ковальского,
выпускника Санкт-Петербургской Духовной Академии 2015 года.

«Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром».
(Пс. 28: 11)

Протоиерей Василий Лесняк был выдающимся пастырем Русской Православной Церкви второй половины XX века, сильным молитвенником и глубоким духовником. С 1990 по 1995 год он был настоятелем Спасо-Парголовского храма. В этом храме он провел большую часть своей священнической жизни.

Приняв священный сан в годы богоборческой власти, отец Василий ревностно нес свое пастырское служение, покрывая любовью всех приходивших к нему. Он сумел привести в лоно Церкви огромное количество молодых людей, многие из которых стали священнослужителями. Во многом благодаря его трудам и молитвам, была создана первая в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) церковно-приходская школа, а в общеобразовательные школы стали приходить священники и рассказывать детям о Боге и Церкви.

Многие люди вспоминают о батюшке как о любящем, отзывчивом человеке, прекрасном духовнике, который, несмотря на болезни, всего себя отдавал служению людям и Церкви. Отец Василий дарил свое внимание и любовь всем прибегавшим к нему за советом и молитвенной помощью. Непрестанно возносил он молитвы ко Господу за всех тех, кого посылал к нему Господь.

Прошло тридцать лет со дня его перехода в Вечность, но народная тропа не зарастает к его могилке. Как к живому приходят к нему люди из разных мест, чтобы рассказать о своих скорбях и радостях, попросить помощи, просто поплакать, вспомнить его живой, наполненный любовью взгляд.

Своим жизненным примером и пастырским служением он воплотил в жизнь слова Иисуса Христа: «Всякого грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6: 37). Да упокоит Господь его душу со всеми святыми в селениях праведных. Аминь.

Краткая биография
протоиерея Василия Лесняка

Василий Григорьевич Лесняк (1928-1995) родился в крестьянской семье в деревне Клейники Брестской области. Сейчас Клейники – пригород Бреста. А в 1920-х годах это была обыкновенная полесская деревенька. В 1951 году окончил Минскую Духовную семинарию, а в 1955-м – Ленинградскую Духовную Академию.


О. Василий Лесняк в библиотеке Духовной Академии

Выпуск Ленинградской Духовной Академии 1955 г.

Уже в первый год обучения в Академии его направили служить в Спасо-Парголовскую церковь; с ней, в основном, и связан его дальнейших жизненный путь служения, хотя с 1957 по 1976 год отец Василий служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и в Никольской церкви на Большеохтинском кладбище.


О. Василий Лесняк венчает молодых в Свято-Троицком соборе

С 1976 года и уже до самой своей кончины – он клирик церкви Спаса Нерукотворного Образа в Парголово, с 1990 года – её настоятель.


Прот. Василий Лесняк на солее Спасо-Парголовского храма

Протоиерей Василий Лесняк – один из самых авторитетных духовных наставниках в городе на Неве тех лет, около шестидесяти его чад, глядя на его пастырское служение стали архиереями, монахами и священнослужителями. Он создал первую в городе церковно-приходскую школу постсоветского времени. Благодаря отцу Василию еще в конце 1980-х в некоторых школах Ленинграда был введен предмет «история религий». Он один из начинателей движения трезвости в нашем городе!

Воспоминания протоиерея Александра Зелененко
кандидата богословия, выпускника СПб ДА 1997 года

Незабвенные воспоминания о духовном отце

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения,
доколе не изобразится в вас Христос!»
(Гал. 4:12)

Имя протоиерея Василия Лесняка известно православным петербуржцам. Многие его видели и слышали, некоторые знали лично, восхищались этим замечательным пастырем. Но особо счастливыми стали те, кому довелось быть его духовными чадами. Среди них, как известно, есть несколько десятков священнослужителей, монашествующих и сотни мирян нашей Церкви.

Почему я пишу эти строки? Прежде всего, я хочу поделиться благодарной радостью, что в моей жизни был такой человек, такой духовник, — поделиться с теми, кто не знал отца Василия, рассказать о том, какой красоты и силы духа был отец Василий — наш современник.

«Он зажег священный огонь веры в сотнях человеческих душ; он спас от пьянства, наркомании, блуда, порочной жизни и отчаяния множество духовно поврежденных безбожием сердец. Он возвратил Богу в ограду Церкви сотни гибнущих людских душ; он увлек на служение пастырское столько молодых людей, которые именно в личности о. Василия успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения высоту и красоту священства…». Это высказывание священномученика Иоанна Восторгова об о. Иоанне Кронштадтском, но оно очень подходит к служению о. Василия, высоко почитавшего Кронштадтского пастыря и признававшего его эталоном священнического служения.

Воспоминания о дорогом сердцу батюшке — дань нашей памяти протоиерею Василию Лесняку, светлому человеку и великому пастырю нашего времени, принесшему достойные плоды веры, любви, покаяния и самоотверженных духовнических трудов по возрождению приходящих к нему, на благо пасомых, Христовой Церкви и Отечества.

Вся его 44-летняя пастырская деятельность была непрерывным подвигом спасения других, особенно молодого советского поколения, а также духовно страждущих — алкоголиков, наркоманов, оккультно-поврежденных и бесноватых.

Даже большие сердца не выдерживают, когда вмещают в себя все людские скорби и страдания, боли и нужды, грехи и пороки. И все же мы верим, что отец Василий не умер, — да и не мог умереть, ибо "у Бога все живы", — он просто завершил свой нелегкий земной путь, принеся добрый плод Пастыреначальнику Христу.

Большое видится на расстоянии… Вот и мы с каждым годом видим яснее, какое важное место занимал этот смиренный и милосердный человек, духовный отец, в нашей жизни, какое огромное любящее сердце он имел.

Из проповеди о. Михаила Сечейко: «И чем дальше будет уносить нас время от того дня, когда мы его лишились, тем яснее и глубже будем мы осознавать, кого потеряли. Мы, с ним учившиеся, лишились ближайшего верного друга, вы — истинного духовного наставника, настоятеля, духовника, великого молитвенника, целителя и утешителя человеческих душ».

Победитель греха в окружении побед

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3:21).

Батюшка отошел к Господу 6 мая 1995 года, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, в пасхальные дни. В День 50-летнего юбилея нашей победы в Великой Отечественной войне, окончившейся 6 мая, в день подписания акта о капитуляции Германии. Встретив радостно Христову Пасху, прославляя воскресшего Спасителя - победителя греха, смерти, ада и диавола, — батюшка мирно почил в надежде вечноблаженной жизни с Господом.

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр. 3:5). «Что может смерть перед силой Божественной любви? Ибо смерть поглощена Христовою победою». «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15: 54, 55).

О видах и направлениях пастырского служения

Священникам при рукоположении от Бога даются особые благодатные дары и полномочия, обязывающие пастыря к различным видам служения.

Во-первых, молитвенно ходатайствовать за людей, согрешающих перед Богом, духом Святым, ибо дух Святой ходатайствует через священнослужителей воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8:26).

Во-вторых, совершать церковные спасительные таинства. «Так должен разуметь нас человек, — говорит апостол, — как служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих» (1Кор. 4:1).

В-третьих, проповедовать слово Божие. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15, 16).

И, в-четвертых, духовническое руководство людей к богоугодному устроению христианской жизни, дабы содействовать их спасению.

Таким образом, священнослужители поставлены от самого Бога продолжать величайшее дело Господа нашего Иисуса Христа, просвещать людей Евангельским Благовестием, примирять через молитву и покаяние с Богом, научать жизни по Божьим Заповедям в церковном укладе и освящать в церковных спасительных таинствах.

Из этих четырех направлений священнического служения не может быть устранено ни одно. Но отца Василия особо выделяло духовническое руководство приходящих к нему людей.

Духовничество – одно из сокровищ спасения, дарованное
и благословленное Христом Своей Святой Церкви.

Духовничество – отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха, от неверия и неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к уподоблению Господу в добродетели.

Духовничество не парализует волю человека, отказывающегося от своеволия, но указывает на исполнение воли Божией, тем самым исцеляет, укрепляет и сродняет ее с Господней волей. Духовничество уничтожает греховное направление человеческой воли, но не самую волю. Духовник лишь указывает человеку направление спасительного пути, дает советы, предупреждает о трудностях и искушениях, а идти он должен сам.

Назначение духовничества – взращивать и возделывать то семя жизни, которое даровано душе человека Господом при Крещении, оберегать его на неведомых стезях духовной жизни.

Велика и сложна задача духовника, велика и ответственность этого богоугодного послушания — воспринять великое наследие, образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви, и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом. Получая при хиротонии иерейский крест, а с ним и право на духовничество, принимает духовник и завет от Бога на свое служение: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (Тим.4:12).

И, говоря о духовном окормлении приходящих к о. Василию людей, прежде всего, задаёшься вопросом: чем он воздействовал на умы и сердца людей? Своей горячей молитвой о них, образом своей жизни, служением Божественной Литургии, чутким сердечным расположением, мудрым словом проповеди, наставлений и благодатным воздействием церковных Таинств.

Отец Василий был духовным отцом во всем величии этого понятия: умел видеть в каждом человеке то, кем он может стать при воцерковлении. Благодаря нежной, подобно материнской, заботе, ненавязчивому наставлению батюшки, человеку казалось, что он сам пришел к вере, видению грехов своих, покаянию и исправлению прошлой жизни. Воистину каждое его чадо было единственным, выстраданным, любимым для него. Это удивительная тайна сердца священника, благодатию Божией освященного.

О духовных наставниках о. Василия
и примерах высокого пастырского служения

«Тот, кто нашел духовника, нашел сокровище».
«Духовный отец есть как бы Ангел, посланный
с неба возвещать человеку повеления Божии».

Св. прав. Алексий (Мечев)

О первом духовнике отрока Василия Лесняка


Священник Митрофан Зноско-Боровский

Желание стать священником появилось у Василия в раннем возрасте. Этому способствовал молодой священник Митрофан Зноско-Боровский из Святониколаевского храма в Брест-Литовске.

С 1938 по 1944 годы отрок Василий Лесняк окормлялся у него, прислуживая в алтаре. Выразив желание пойти по стопам батюшки Митрофана, получил от него благословение готовиться к поступлению в семинарию. Знакомство с такой яркой личностью, полученные духовные наставления, несомненно, оказали неизгладимое влияние на впечатлительную душу мальчика. Благодарную память об этой встрече о. Василий хранил в своем сердце всю жизнь. Не случайно своего долгожданного сына он назвал редким в наше время именем — Митрофан — в честь своего первого духовного отца.

Удивительная встреча через 50 лет разлуки


Епископ Бостонский Митрофан (Зноско-Боровский)

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) (1909-2002) прожил большую и плодотворную жизнь, стал выдающимся пастырем Русского зарубежья, инициатором воссоединения РПЦЗ и РПЦ МП, осуществившегося в мае 2007 года. Он был одним из крупнейших апологетов Православия в 20 веке; уже перейдя за порог 80-летия, овдовев, был рукоположен в епископа Бостонского (РПЦЗ), в священном сане которого и почил.

Удивительная встреча у о. Василия с владыкой Митрофаном, прибывшим в Санкт-Петербург на Церковный Форум, произошла в 1994 году, ровно через 50 лет после их разлуки, где они с радостью пообщались в гостинице «Москва», вспоминая многое из прошлой жизни.

О втором духовнике молодого иерея Василия Лесняка


Отец Василий со своим духовным отцом
протоиереем Владимиром Шамониным

Большим назиданием и утешением для о. Василия в первые годы его пастырского служения было общение с замечательным священником старой школы, исповедником Православия протоиереем Владимиром Шамониным. Он стал для о. Василия не только духовным отцом, но и близким духовным другом. Они были единого духа, оба горели любовью к Богу и людям, смотрели на священство как на высшее призвание человека, своего рода духовное мученичество, как на невидимое пролитие крови ради спасения страждущих и заблудших людей, как участие в деле Христа, Пролившего свою Кровь ради спасения всех.

О влиянии трудов прп. Симеона Нового Богослова

Летом 1955 г. отец Василий окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за сочинение "Преподобный Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения".

Прп. Симеон Византийский — богослов, духовный поэт, составитель молитвословий; один из ярчайших представителей традиции исихазма. Исихазм — христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма (подвижничества).

Он достиг опытного мистического переживания глубочайшего единения с Богом, писал о возможности и реальности достижения подлинного обожения человека благодатью вочеловечившегося Бога.


Прп. Симеон Новый Богослов

Святой Симеон опытно говорит, что мы спасаемся при помощи благодати Святого Духа, который послан в день Пятидесятницы на апостольскую Церковь. Он учит о Богопознании и Богообщении доступно, наглядно, сравнениями.

Он заявляет, что без истинной Церкви никто не может приобрести Богопознания и вечного спасения. Он рассуждает возвышенно, духовно, раскрывает в своих творениях, что Бог есть Высшая Реальность, несказанная Любовь, неизреченный Свет и Совершенная Радость. Свет и Любовь — свойства Божии, которыми Он воздействует на основные силы человека — ум, волю, чувства. Любовь — это животворящая сила Божия. В творениях прп. Симеона можно найти обилие материала для подготовки своей души к священническому служению, пастырско-духовнической и мистико-аскетической деятельности в строго православном духе. Через исследовательское изучение трудов прп. Симеона и свою пастырскую деятельность о. Василий соединил теорию с практикой, многим обогатив свой личный опыт.

Дар сострадания и душепопечительной любви

Батюшка обладал удивительным свойством видеть, духовно вглядываться в человека. Это не то чтобы дар прозорливости, это дар любви. Это выше — как дар рассуждения выше дара прозорливости. А дар любви еще выше.

Когда он видел человека, он как бы своей любовью входил в него и в нем так и оставался. И эта любовь всё видела в человеке, всё понимала. Она вместе страдала, вместе радовалась. И человек при такой встрече с любовью поражался, он просто умирал уже собственно для плотской жизни, для греха и рождался в новую жизнь — под солнцем его любви, теплоты и сердечного проникновенного участия.

Он не был отцом, он был матерью для каждого. И эти материнские объятия, эта материнская, но свободная от плотского чувства любовь, как у матерей бывает такая забота, исходили от него. Он был "матерью" души — духа человеческого, пéстуном духовной жизни. И вот эти материнские руки, ласковые, нежные, сопровождали каждого, как младенца. И каждый чувствовал, что он при нем как младенец и не боялся быть им.

Действительно, любовь — это иной способ жизни здесь, на земле, который принес Христос. И батюшка просто вводил человека в эту любовь ласково, но властно. Это новый стиль, новый Дух, то, что говорил Никодиму Христос, говорил о том, что нужно родиться свыше. И батюшка, как мать, рождал. Человек приходил к нему, он его рождал, рождал его в Духе, приводя от неверия и неведения к вере и Боговедению.

О святом Василии Великом – Небесном покровителе батюшки

Удивителен пример мужественной неустрашимости свт. Василия Великого при всех угрозах ему от императора Валента, ослепленного арианской ересью. Святой же на угрозы его дерзновенно отвечал: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. Ибо вся земля - место Божье, где ни буду, везде буду "странником и пришельцем" (Пс. 38:13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня - благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь».

Подобную крепость духа имел и о. Василий, претерпевший в последние годы жизни клевету, притеснения и гонения от ослепленных лжеименным мудрованием людей. Все это, вероятно, Бог попустил ему для умножения венцов и наград в жизни будущего века.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

О трезвенническом служении о. Василия

Отец Василий скорбел о соотечественниках, погибающих в пороке пьянства. В согласии с Евангелием он вскрыл духовную природу греха винопития в его связи с чревоугодием: «Смотрите же за собою, говорил Христос, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством…» (Лк. 21: 34). С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека и проявляет все большую власть над ним, что эта наклонность усиливается и становится хронической. Без помощи Божией, поста, молитвы, покаяния (см. Мф.17:21) и сознательных волевых усилий над собой победить этот порок невозможно.

Батюшка в своих проповедях жестко обличал грех пьянства, боролся с ним и призывал всех людей взяться за искоренение этого тягчайшего недуга.

Отношение священства к отцу Иоанну Кронштадтскому
– признак доброго пастырства

Отец Василий очень любил св. прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворца. Воистину по благодати это был его отец духовный. Батюшка говорил, что в самые трудные минуты жизни, изнемогая, ощущал поддержку о. Иоанна: «Отец Иоанн являлся и укреплял меня!» Сколь потом глумились над отцом Василием за эти слова. По силе любви беззаветной и пламенному служению есть эта связь русских священников по духу: отец Иоанн Кронштадтский — отец Алексий Мечев — отец Владимир Шамонин — отец Василий Лесняк.

Отец Владимир Шамонин, духовный отец батюшки Василия, говорил уже перед смертью своей: «Много людей в последние годы будет вокруг тебя, а понимать тебя не будут». Да. Теперь клевета — большое испытание не только для того, на кого клевещут, но и для тех, кто рядом. Это была цена, которую батюшка платил за помощь измученным, духовно страждущим душам. Священник благодатью Божией, он шел спасать других, не думая о себе.

Отношение однокурсников о. Василия по академии


Годы учебы

Протоиерей Василий Стойков (1929 — 2020), почетный профессор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии: «Отец Василий отошел от нас, но та полнота и глубина духовной жизни, которую он имел и которую дал возможность вкусить своим духовным чадам, будет всегда вдохновлять их на жизненный подвиг труда и служения, чтобы идти тем путем, на который наставил их любвеобильный отец.

Это и подлинная любовь, это и явление силы веры и незыблемой надежды, которая должна питать сердца всех православных христиан. Память об отце Василии, несмотря на многие его немощи, останется всегда светлой, радостной, потому что он сам был преисполнен этой неизреченной духовной радости»
.

Протоиерей Анатолий Мороз (1930 — 2020): «Отец Василий для меня был самый близкий, самый родной, самый дорогой человек, друг, с которым можно было говорить и обсуждать буквально все и говорить обо всем. Кто действительно мог понять по-настоящему и сам мог открыться, был отец Василий. Он прожил необыкновенную жизнь истинного доброго пастыря, настоящего духовного отца, жизнь праведника.

Люди видят, слышат, всё понимают, их невозможно обмануть. Они всегда знают, к кому лучше идти и кто их лучше поймет, утешит, обрадует и помолится за них. Вот и шли к отцу Василию. И знали его не только во всем Петербурге — и из других мест, городов и стран приезжали и общались с ним. И получали от него всё, что необходимо для Богоугодной жизни христианину. Как нужны сегодня такие пастыри! Именно пастыри духовные, многоопытные, глубоко и твердо верующие»
.

Протоиерей Михаил Сечейко (1926 — 2013): «Отец Василий прошел все испытания, и только одному Богу ведомо, что он вынес на своем многотрудном пастырском пути. До последних дней своей жизни он сохранил дух пастырского душепопечения о духовных чадах своих. Он их окормлял, наставлял, учил их истинному Православию. И это люди, среди которых были и педагоги, и врачи, и ученые, и военные различного ранга, а также наша молодежь, которая вкусила безбожия, когда им говорили, что никакого Бога нет, все это выдумки темных отсталых людей».

«Рядом с ним шли и те, кто посвятил себя служению у Престола Божия. Их было не менее сорока, он был их путеводной звездой, своим примером наставляя и укрепляя в вере, чтобы они были непоколебимы в любви к Господу и служении Церкви».


Иеромонах Александр (Фёдоров)
духовное чадо о. Василия

По плодам их узнаете их

«… Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:16-18)

«Учитывая, что восьмидесятые годы 20 века были ещё временем господства государственного атеизма, смелость отца Василия проявилась в том, что он дал благословение встречаться молодым новоначальным христианам в домашних условиях. Мы встречались по воскресеньям после ранней литургии в Шувалово на квартирах духовных чад батюшки, разделяя общую трапезу, читая слово Божие и другую духовную литературу, помогая вновь примкнувшим к нам новоночальным обрести церковный опыт. Из этой среды впоследствии вышло несколько священнослужителей, монахов и благочестивых христиан.»

Всех их о. Василий благословил заниматься веропросветительской и наставнической деятельностью в молодёжной среде. И эта их деятельность продолжается все эти годы, умножаясь в своём масштабе, силе и качестве. За 30 минувших лет они, следуя примеру и наставлениям о. Василия, также обрели множество духовных чад, ставших священнослужителями, монахами, православными учеными, военнослужащими, педагогами, врачами, специалистами в разных областях, — их можно назвать духовными внуками нашего дорогого батюшки.

Говоря словами св. Василия Великого, «Духоносные души, озаренные от Духа, и другим сообщают благодать».

Для многих из нас о.Василий был незаменимым духовным отцом. Через него мы постоянно чувствовали дыхание Духа Божьего. Это были уста Божьи, которые затворились. Наш батюшка был воплощением любви Божьей…

В молитве о духовном отце есть такие слова: «Господи, Ты соединил нас на земле и не разлучи нас в Небесном Твоем Царствии».

Так мы молились о нем, когда он был жив, и знали, что соединиться с ним можно, только молясь Богу, через подвиг и молитву, потому что он сам пребывал всегда в подвиге и молитве.

На могиле у батюшки постоянно живые цветы, там непрестанно слышится молитва…

Продолжение воспоминаний об отце Василии его духовных чад следует...