Светлой памяти выдающегося композитора, хорового дирижера Александра Андреевича Архангельского посвящается.
В эти пасхальные дни в городе Пензе 27 мая 2024 года состоялась торжественная церемония открытия III Всероссийского хорового фестиваля имени Александра Андреевича Архангельского для регентских отделений Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, посвященного 100-летию со дня смерти великого композитора. Свою работу фестиваль завершил 31 мая. Выступления церковных хоров из 13 духовных учебных заведений РПЦ оценивало высокопрофессиональное жюри: Председатель – митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин). Сопредседатель – заслуженный деятель искусств РФ, проректор по культуре, декан Факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии Гундяева Елена Михайловна и другие. Гран-при фестиваля удостоен Камерный состав смешанного хора СПбДА под управлением Анастасии Куликовой, выпускницы регентского отделения 2023 года.
Александр Андреевич Архангельский родился 11 октября 1846 года в селе Старое Тезиково, Наровчатского района, Пензенской губернии. Его отец был сельским священником, а мать, Елизавета Федоровна, всей душой любившая музыку, особенно пение, прививала эту любовь детям, устраивая в часы досуга домашние «концерты».
Весной 1854 года, отец Архангельского, спасая упавшего в воду престарелого церковного сторожа, утонул, оставив четырех детей.
Александру было семь лет, когда после смерти отца все заботы по содержанию семьи легли на плечи матери. Она приложила все усилия, чтобы дать детям хорошее образование. Саша, как сирота и сын священника, был принят на казенное содержание в Краснослободское духовное училище. По окончании училища он был переведен в Пензенскую духовную семинарию. Здесь также раскрылись его природные музыкальные способности. У него были хороший слух, голос, и вскоре он стал помощником, а затем и регентом семинарского хора. В это же время, он, еще будучи воспитанником семинарии, становится певчим архиерейского хора. Когда неожиданно на праздник Благовещения заболел регент архиерейского хора, Александру поручили провести службу, а ему тогда не было еще шестнадцати лет. Успешно проведя трудную службу, он обратил на себя внимание крупного музыкального деятеля Николая Михайловича Потулова, который стал руководить занятиями Архангельского по церковном музыке. В январе 1870, по окончании учебы, он становится преподавателем церковного пения Пензенской семинарии, но в августе того же года он уезжает в Петербург, оставив свое педагогическое служение.
В Санкт-Петербурге он поступил вольнослушателем в Медико-Хирургическую Академию, но пробыл в ней недолго, а затем – в Технологический институт, но почувствовав, что совершил еще одну ошибку, решил возвратиться на служение Церкви в качестве церковного регента.
В 1871 году, когда ему было двадцать пять лет, Архангельский стал регентом хора Почтамтской церкви в Санкт-Петербурге. Все свое свободное время он отдавал музыкальному самообразованию. Изучал теорию гармонии, учился игре на фортепиано, брал уроки пения, читал нотные партитуры композиторов-классиков, посещал оперные спектакли, концерты, слушал пение лучших церковных хоров, и экстерном успешно сдал экзамены при Придворной Певческой Капелле на звание церковного регента.
Занятия Архангельского с хором Почтамтской церкви шли успешно. Его хор к 1880 году состоял из сорока человек. Этот хор мог разделяться на группы по шесть-восемь человек, для пения за богослужениями в разных храмах. Один из певчих в каждой группе, по назначению Архангельского, был регентом. Спевки всего состава хора проводил Архангельский, выбор песнопений был одинаковый.
В 1883 году его хор состоял уже из семидесяти пяти человек и благодаря трудам своего руководителя, достиг больших успехов. В то время церковные хоры состояли из мужчин (тенора, басы) и мальчиков (дисканты и альты).
В 1885 году Александр Андреевич воплощает в жизнь новаторское решение-заменяет мальчиков женским составом, что позволило иметь постоянный состав хора и достигать высоких вершин хорового мастерства.