Светлой памяти выдающегося композитора, хорового дирижера Александра Андреевича Архангельского посвящается. Продолжение.

Начало здесь

Александр Андреевич Архангельский часто говорил, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих.

В январе 1887 года произошло событие, закрепившее за хором Архангельского репутацию лучшего профессионального концертного хора России. Именно с этого года Архангельский начал давать тематические концерты, которые явились продолжением «исторических концертов», проведенных Антоном Рубинштейном в 1885 и 1886 годах. В 1890 году Архангельский с хором отправился в Москву, где дал пять концертов духовной и светской музыки. А в 1898 году Архангельский совершил со своим хором первые концертные поездки по всем городам России: в течение 6 месяцев было дано более 110 концертов. Хор также гастролировал и за рубежом – в Германии, Финляндии, странах Прибалтики.

Концертная деятельность хора стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства. Архангельского называли лучшим хоровым дирижером мира.

Говоря о деятельности Архангельского, нельзя не сказать о его трудах по улучшению положения церковных певчих в Санкт-Петербурге, которые не обеспечивались пенсиями в старости и в случае потери трудоспособности. В результате огромных трудов Архангельского, 30 января 1902 года в Санкт-Петербурге было открыто благотворительное «Церковно-Певческое общество». Целью общества было оказание материальной помощи певцам церковных хоров и улучшение церковного пения. Председателем Правления Общества был избран Архангельский.

Первый концерт объединенного хора Церковно-Певческого общества состоялся в Санкт-Петербурге 3 февраля 1902 года. Хором в 570 человек управлял Архангельский. Деятельность Общества встретила полное сочувствие митрополита Санкт-Петербургского Антония и духовенства. Ежегодно, в день основания Общества в Исаакиевском соборе совершалась литургия, за которой пел хор Архангельского. Выступления объединенного хора продолжались до 1914 года.

Архангельский был большой церковно-общественный деятель. Он откликался на всякое событие, в котором было желательно или его личное участие, или участие его хора. Имя Александра Андреевича Архангельского связано и с Санкт-Петербургской Духовной академией. Несколько раз он выступал со своим хором в Академии на благотворительных концертах. Когда в 1901 году скончался ректор Петербургской академии преосвященнейший епископ Борис, то хор под управлением Архангельского исполнил реквием Керубини.

В 1921 году в Петрограде состоялось торжественное празднование пятидесятилетия церковно-певческой деятельности Архангельского в год, когда он отмечал свое семидесятипятилетие. В Казанском соборе литургию совершал викарий Петроградского митрополита епископ Ямбургский Алексий, в последствии святейший патриарх Алексий I. Пел хор Архангельского под его управлением.

Вскоре после празднования своего семидесятипятилетия у него возникло непреодолимое желание посетить в последний раз родные места, где он провел свое детство и юность. Возвращаясь из Пензы в Петроград через Москву, он случайно встретился с Александром Гречаниновым, который указал ему на возможность поездки в Прагу для работы там в Чешском музыкальном хоровом обществе. Он согласился на предложение Гречанинова поехать и уже 10 июня 1923 года он прибыл в Прагу. Ему была 77 лет. С этого момента и начался последний этап жизни Архангельского – очень недолгий и весьма тяжелый для него. С осени 1923 года Архангельский дал несколько концертов с мужским студенческим хором в Братиславе, Праге.

Умер Александр Андреевич Архангельский 16 ноября 1924 года. Отпевали его в православном Никольском соборе на Старогородском кладбище города Праги. На доме, где жил Архангельский, была установлена памятная доска. В октябре 1925 года тело Архангельского было перевезено его женой Пелагеей Андреевной в Ленинград и погребено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Музыкально-певческое наследие Александра Андреевича Архангельского.

Духовные сочинения Архангельского написаны почти на весь годичный круг церковного пения. В 1887 году он издал первые свои духовные переложения напевов Александро-Невской Лавры: «К Богородице прилежно…», «Утоли болезни…» и другие сочинения. Всего же перу Архангельского принадлежат 3 опуса Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста, два опуса Всенощного бдения, песнопения Литургии Преждеосвященных даров, песнопения Евхаристического канона на Литургии святителя Василия Великого, панихида и Заупокойная литургия и множество песнопений, которые поются во дни Великого поста, Святой Пасхи и двунадесятых праздников.

По мнению исследователей, Архангельский сделал огромный шаг вперед по пути создания и развития русской самобытной духовной музыки, опираясь на традиции Петербургской школы церковно-певческого искусства. Духовная музыка Архангельского – это гармоничное соединение веры и творчества человека, предстоящего перед Богом.

Ирина Ивановна Иванова,
почетный регент Спасо-Парголовского храма