Лариса Анисимова


Евангелист Иоанн Богослов.
Центральная икона иконостаса церкви Иоанна Богослова на острове Патмос.

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».
«Откровение» Иоанна Богослова, 22: 2.

Соборное чтение Апокалипсиса перед неделей о Страшном суде – традиция дореволюционная, возрожденная в 2010 году. В допетровской Руси соборное чтение Апокалипсиса совершалось в Неделю о Страшном Суде представителями разных сословий в Москве, на площади перед Успенским собором, а также в других крупных городах.

Торжественное действо, которое представили 12 служителей церквей Санкт-Петербурга, образовав круг в центре собора и поочереди, иногда все вместе, читая текст Откровения, строго и каждый по-своему, происходило в Исаакиевском соборе 15 февраля этого года. Мы – присутствующие - сопереживая, тоже участвовали в нем.

Предваряя чтение Покаянного канона Андрея Критского в Великом посту чтение Апокалипсиса настраивает нас на исповедь прежде всего самому себе, на покаяние и надежду на спасение. Как мы знаем, это творение святого Иоанна Богослова, написанное около 95 г. по Р.Х., не читается на богослужениях. Поэтому соборное чтение – душеполезная возможность для верующих почувствовать дух Поста, несмотря на веселие масленницы.

«Откровение» Иоанна Богослова…При этих словах нас невольно охватывает «страх Божий», потому что в описанных там картинах последних времен показаны судьбы мира и людей, и наши судьбы тоже. Наверное поэтому, из-за этого трепета, «Откровение» - Апокалипсис по-гречески - мы прочитываем несколько раз в жизни, хотя Четвероевангелие мы читаем множество раз.

Существует большое количество толкований на Откровение, среди них наиболее ясными, глубокими и авторитетнымидля верующих представляются толкования архиепископа Андрея Кесарийского (5 в.), профессора А. Лопухина (19 в.), митрополита Вениамина Федченкова-(20 в.), архиепископа Аверкия –Таушева (20в.), святителя Феофана Затворника (19 в. ), шотландского богослова Уильяма Баркли(20в.).

«На ярко-синих водах древнего моря, под лазурным куполом южного неба, среди множества различной величины островов выделяются две горы, соединенные узким перешейком. Затянутые легким фиолетовым покровом, издали они кажутся как бы всплывающими из недр моря. Что-то воздушное, сказочное чувствуется в видении этих скалистых гор на прозрачном фоне неба и воды. Море это зовется Эгейским, а остров – Патмосом». Там находился в изгнании апостол-евангелист Иоанн. Сидя на скалистом берегу, над морским простором, он диктовал свои видения своему ученику Прохору. Но не надо думать, что апостол жил там, как в этом описанном земном раю. Он был на острове в ссылке и работал в каменоломнях, сидел в каменном карцере, был побиваем.

Последняя книга Библии рассказывает о том, как родился на земле Антихрист (воплощение сатаны), как пришел во второй раз Господь Иисус Христос, как произошла между ними битва, и Божий враг был низвергнут в огненное озеро. Откровение Иоанна Богослова повествует о том, как произошел конец света и суд над всеми людьми, и о том, как Церковь стала Новым Иерусалимом, свободным от горя, греха и смерти.

Апокалипсис написан по вдохновению Духа Святого и правильному пониманию его больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения. Откровение – послание вне времени, оно обращено ко всем людям всех времен-« Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр 1:3).

Язык Апокалипсиса – это язык символов для описания неописуемого. Образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания. Иоанн Богослов в своем Откровении одновременно раскрывает несколько сфер бытия:

К высшей сфере принадлежит Ангельский мир, Церковь, торжествующая на Небе, и Церковь, преследуемая на Земле. Возглавляет эту сферу добра и руководит ею Господь Иисус Христос — Сын Божий и Спаситель людей.

Внизу находится сфера зла: неверующий мир, грешники, лжеучители, сознательные богоборцы и бесы. Руководит ими дракон — падший ангел.

На протяжении всего существования человечества эти сферы воюют друг с другом. Апостол Иоанн в своих видениях постепенно раскрывает перед читателем разные стороны войны между добром и злом и раскрывает процесс духовного самоопределения в людях, в результате которого одни из них становятся на сторону добра, другие — на сторону зла. В течение развития мирового конфликта Суд Божий постоянно совершается над отдельными людьми и народами. Из Откровения мы узнаём, что перед концом мира зло чрезмерно усилится, а Церковь земная крайне ослабеет.

Откровение Иоанна Богослова – это также книга пророчеств. Видения, которые автор получил от Христа, в основном, относятся к будущему. Хотя в глазах Бога, существующего вне времени, все эти события уже произошли и показаны провидцу. Поэтому повествование ведется при помощи глаголов прошедшего времени. Это важно, если читать Откровение не из праздного любопытства к предсказаниям, а будучи частью Церкви Христа, которая окончательно победила здесь сатану и стала великолепным Новым Иерусалимом. Верующие могут с благодарностью воскликнуть: «Слава Господу! Все уже свершилось».

В Откровении есть чудные слова, в которых Господь нас, недостойных и грешных людей, уподобляет царям и священникам: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь» (Откр 1:6).


Иллюстрация Гюстава Доре к Откровению Иоанна Богослова.