«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». /И.С. Тургенев/

Учителя словесности и ученики учебно-консультационного Центра «Родник» встретили ежегодные Дни русской словесности рука об руку друг с другом.

Кстати, о фразеологизмах, метафорах и прочих средствах художественной выразительности речи!

Не стоит забывать, что они не только украшают русский разговорный, но и помогают ярче и глубже высказать свои мысли в прозе и стихах, передать чувства, украсить сообщение. Эти гармоничные и лаконичные фигуры речи — крупицы культурно-исторического наследия, штрихи к портрету «великого и могучего». Именно ему, нашему благодатному и прекрасному русскому языку, была посвящена прошедшая неделя.

Чем же она запомнилась учителям и ученикам «Родника»?

Запомнилась уроком — путешествием по литературным местам Санкт-Петербурга, литературной гостиной в галерее второго этажа, викториной «Литературный калейдоскоп», участием в районном туре олимпиады по литературе, литературным зачетом за полугодие, вручением грамот и сертификатов победителям и участникам Всероссийской игры «Русский медвежонок. Языкознание для всех», терминологическими диктантами.

Остановимся на некоторых моментах славных дней.

16 февраля. Урок — путешествие по литературным местам Санкт-Петербурга. 6 класс и О.Н. Михайлова.

«Ребята готовили презентации и доклады о памятниках, улицах, музеях и библиотеках, посвящённых русским писателям и поэтам. Мы побывали у памятника А.С. Грибоедову, посмотрели на дом из стихотворения Н.А. Некрасова, зашли в библиотеку им. В.В. Маяковского. Было очень интересно и познавательно, ребята постарались, подготовка пошла всем на пользу», — поделится с нами своими впечатлениями О.Н. Михайлова, учитель словесности.

16 февраля. Литературная гостиная по страницам «Литературной газеты».


Свободно разместившись в креслах и не только, ученики старшей школы повели разговор о пушкинских местах Петербурга. Шесть содержательных листов «Литературной газеты» ожидавших своего звёздного часа ещё со времён подготовительной недели, наконец, ожили и заговорили голосами наших ребят.



Слушая знаменитые пушкинские строки о «самом призрачном и странном» мы вместе с учениками 5 класса отправились в путешествие по Петербургу от площади Искусств и знаменитого памятника поэта, выполненного по проекту скульптора М.К. Аникушина, к «Медному Всаднику», а оттуда — к «Адмиралтейской игле». Мы вспомнили, что данные метафоричные наименования вошли в нашу речь и культуру с легкой руки Солнца русской поэзии.

Шестой класс, продолжая тему путешествий, усадил нас в почтовую карету и …
«Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,
Куда б ни вздумали, готов за вами я
Повсюду следовать…»
/ А.С. Пушкин/

Выра… Почтовая станция… Домик Станционного смотрителя… и великолепный рассказ наших путешественников — экскурсоводов об одном из 13 пушкинских путешествий к 26-ой версте Белорусского тракта.

7 класс тоже вступает в беседу! Да и как тут усидишь спокойно, когда хочется поделиться впечатлениями о посещении Домика самого «Старика» Державина, «побеждённого учителя» непревзойденного ученика.

8 класс раскрывает для нас двери ещё одного знаменитого дома. Мойка 12! Мемориальная квартира — музей А.С. Пушкина, в которой тот надеялся провести долгие годы, но… «злые языки страшнее пистолета».

И слово переходит 9 классу. Мы вспоминаем о 10 февраля 1837, печальной дате Российской истории, о дне, завершившем земное бытие Александра Сергеевича Пушкина, о дуэли на Чёрной речке.

В памяти проносится знаменитое откровение священника, провожавшего А.С. Пушкина в вечность, сделанное им другу поэта, Петру Вяземскому. Он был потрясён благочестием умирающего: «Я стар, мне уж недолго жить, на что мне обманывать? Скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имеет».

Выясняется, что в процессе подготовки «Литературной газеты» наши выпускники натолкнулись на интересный документ. Н.Н. Гончарова сообщает общественности, что чин отпевания поэта пройдёт в Исаакиевской соборе. Но, изучая историю Конюшенной площади в рамках годового проекта, ребята доподлинно знают, что отпевание совершалось в храме Спаса Нерукотворного Образа.

Дворцовые интриги, зависть и боязнь народного гнева - вот причины данного парадокса. Увы, отпевание, как и погребение поэта, совершено почти тайно, но мы помним пророческое: «ко мне не зарастёт народная тропа».

Отдав дань гению Пушкина, обратимся ко дню минувшему.

15 февраля. Великий праздник Сретения Господня.

Хор «Парус» под руководством М.Е. Роговой поет за Божественной литургией в нижнем приделе храма, мальчики прислуживают в алтаре, учителя и ученики молятся едиными и уста и единым сердцем. После благодатной службы, причастившись святых Христовых Таин, ученики 4-9 классов отправляются на уроки.

На одном из них ребят ждёт встреча с Олимпиадой по литературе. В этом году мы пишем ее впервые, но некоторые ученики с честью справляются с эвристической формой работы.

7 и 8-ому классам было суждено испытать свои силы в области комплексного анализа текста. Это умение необходимо для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а 5 и 6-ому классам пришлось убедиться в значимости функциональной грамотности и символики литературы.

«Дружные ребята» из 4 класса совместно с дружными родителями и И.А. Мартиросовой, завучем по воспитательной работе, один из уроков посвятили репетиции. Спектакль «Девочка из города» по одноименной повести Любови Воронковой — это своеобразный вклад начальной школы в проект «Чтение с увлечением», который уже несколько лет с пользой для дела возглавляет А.Н. Якушенко, методист Центра «Родник».



14 февраля. Викторина «Литературный калейдоскоп». 8 класс и А.А. Борисова.


Замечательное впечатление оставило это мероприятие. Разнообразные задания помогли обобщить полученные на уроках литературы знания. Портретные характеристики литературных героев, биографические отсылки, мостики — параллели, работа с фигурами речи, творческие задания — все это сложилось в причудливый узор литературного калейдоскопа в руках А.А. Борисовой, учителя словесности и мастера своего дела.






12 февраля и ранее. Литературный зачёт за полугодие.



Литературный зачёт — это ежегодный мини-экзамен, который в нынешнем году превратился в праздник поэзии! Но к любому празднику нужно тщательно подготовиться, как методически, так и морально! Взрослым необходимо помнить, что заучивание стихотворения — одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического развития детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии. А детям полезно не забывать, что главными средствами выразительности звучащей речи являются: логические ударения, паузы, ритм, интонирование.







А когда техническое, интонационное, смысловое и тренировочное соединяется, то муза вдохновения дарит праздник душе!

«Русский народ — народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку, коему в Европе нет подобного»! /А.С. Пушкин/.

Дай Бог нам всем со вниманием относиться к слову, словам, побольше читать, побольше говорить с детьми, почаще вспоминать, что наш язык — Божий дар.

Инна Мартиросова
Фото: Учителя и родители УКЦ «Родник»