«Православный храм занимает особое место в жизни каждого христианина. Храм является той гранью, которая соединяет землю с небом. Храм — это дом Божий, дом молитвы… Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собой. /Св. прав. Иоанн Кронштадский/
Духовное сердце Петербурга: кафедральные соборы города
31 марта 2024 года в Неделю 2-ю Великого поста, в день святителя Григория Паламы прихожане Спасо-Парголовского храма помолились за Божественной литургией в Исаакиевском соборе и посетили храмы города.
Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Кронштадтский Вениамин, протоиерей Роман Ковальский, ключарь Исаакиевского собора, настоятель Спасо-Парголовского храма и храма всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших в Левашово, с клиром и другие священнослужители.
Изумительно пели хоры: хор собора под управлением Льва Дунаева, молодежный хор собора под управлением Ларисы Христич, а также участники III Всероссийского хорового фестиваля-конкурса "Радуга" имени Ирины Рогановой.
В своей проповеди митрополит подчеркнул, что «Цель у нас одна - Бог и спасение души. Эту цель надо всегда перед глазами держать, к ней идти, смотреть, что мы сделали для этого».
Нам провели интереснейшую экскурсию по собору, на которой нам рассказали, что Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился он сорок лет с 1818 по 1858 годы. В высоту здание собора достигает 101,5 метров, а его суммарная масса превышает 300,000 тонн. 12 000 цветов и оттенков смальты использовалось при изготовлении мозаик храма. В соборе можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы велись 63 года.
Собор освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед - Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Штат собора насчитывал около 80 человек. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. В настоящее время в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
После обеда на подворье Оптиной Пустыни мы поехали на экскурсию в Николо-Богоявленский Морской собор.
Уникальный памятник русского барокко XVIII века, творение выдающихся мастеров, иконописцев, резчиков. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Проект величественного каменного храма в стиле барокко выполнил один из крупнейших русских архитекторов XVIII века Савва Иванович Чевакинский.
С самого начала собор стал памятником морской славы России, в нем торжественными молебнами отмечали главные победы русского флота. Причем Морской собор не был закрыт ни дня с самого начала своего существования. Сохранился не только силуэт героического и пышного елизаветинского барокко, но и душа собора, его духовная традиция.
В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится Кафедральным до 1999 года. Своей резиденцией его избрал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Почти весь период войны - в 1941-1944 годах вплоть до момента восшествия на патриарший престол, митрополит Алексий служил и проживал в Николо-Богоявленском соборе. В годы блокады после Божественной Литургии он обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля о сохранении Храма и города.
Главная святыня собора — образ святителя Николая Чудотворца греческой работы XVII века с частицей мощей.
С советского времени в соборе хранятся святыни из закрытых храмов. Так, в 1923 году из церкви святой Екатерины бывшего Императорского училища правоведения поступила икона Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1933 году – саркофаг-мощевик, дар Русского Пантелеймоновского Афонского монастыря Петербургскому Старо-Афонскому подворью.
Икона Божией Матери «Троеручица» была предана из закрытой церкви святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Санкт-Петербурге. Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» – из разрушенной Знаменской (Входоиерусалимской) церкви на Невском проспекте.
Помолившись у святынь собора, мы пошли в Свято-Исидоровский Храм.
Клирик храма протоиерей Константин Костромин рассказал нам, что история храма была тесно связана с историей православного эстонского братства, появившегося в Санкт-Петербурге в конце XIX в. Первый настоятель собора будущий священномученикепископ Ревельский Платон, на тот момент Павел Кульбуш, вступил в Общество религиозно-нравственного просвещения и занялся миссионерской работой среди эстонцев, проживавших в Санкт-Петербурге. Он создал любительский эстонский хор на приходе Андреевского собора в Кронштадте. После рукоположения возглавил первый в городе эстонский приход, затем был назначен благочинным эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Он выступил с инициативой строительства храма священномученика Исидора Юрьевского. Средства на строительство церкви собирали по всей России, а первое пожертвование было сделано Иоанном Кронштадтским.
Храм был освящен 23 сентября 1907 года при участии святого Иоанна Кронштадтского. 8 августа 1917 года в Юрьеве (Тарту) на собрании Рижской епархии было выдвинуто предложение об образовании Ревельского викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы. Кандидатом на епископскую кафедру был назван протоиерей Павел Кульбуш, который принял монашеский постриг с именем Платон и был хиротонисан во епископа Ревельского. В 1919 году епископ Платон был убит большевиками. В 2000 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви епископ Платон был прославлен в лике новомучеников. C 1923 по 1927 год в здании храма функционировали Богословские курсы Центрального района, которые в 1925 годы были преобразованы в Высшие Богословские курсы.
Также мы побывали в Соборе Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка.Измайловский полк — это третий по старшинству (после Семёновского и Преображенского) лейб-гвардии пехотный полк в России.Он был учреждён в 1730 году императрицей Анной Иоанновной. В 1827 году Николай I, в память о своем шефстве над Измайловским полком, решил построить новый каменный полковой храм, в 1828 году начались работы по сооружению собора.Для проектирования и возведения храма был назначен русский архитектор Стасов Василий Петрович, основоположник русского ампира. Николай I лично приказал, чтобы «все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе».
Образ Пресвятой Троицы, что хранится в Троицком Измайловском соборе – самая древняя икона из всех, что есть в Северной столице. Икона датируется 1406 годом. У иконы удивительная история. В советское время образ был передан в Третьяковскую галерею, а потом продан за рубеж. Лишь в 2000 году его выкупили на аукционе Christie’s. В 2003 году, в 300-летнюю годовщину города, образ был торжественно передан храму.
Много известных людей были прихожанами Троицкого собора. Мать будущего великого баснописца Ивана Крылова Мария Алексеевна пела на проходивших в Измайловской церкви отпеваниях. Здесь же Крылов познакомился с еще одним легендарным прихожанином Измайловского собора, впоследствии ставшим ему другом и оказывавшим немалую протекцию – поэтом Гавриилом Державиным. В 1867 году в соборе состоялось венчание Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной.
Одним из главных эпизодов страшных гонений, обрушившихся на Церковь после установления в стране советской власти, был открытый суд в 1922 году над петроградским митрополитом сщмч. Вениамином и группой духовенства и мирян, в число которых входил настоятель Преображенского собора протоиерей Михаил Чельцов. Приговоренный к расстрелу, он тогда был помилован и мученический венец получил позднее – был убит в ночь на Рождество 1931 года.
В 1928—1938 годах собор был кафедральным собором епархии. Был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий.
3 сентября 1990 года восстановление Свято-Троицкого Измайловского собора благословилмитрополит Иоанн (Снычев). Городские власти передали собор Ленинградской епархии и Приходской совет приступил к восстановительным работам. Работа предстояла колоссальная: по сути, общине передали лишь голые отсыревшие стены – отопление отсутствовало, подвалы были затоплены водой. Первое время зимой Литургия совершалась при отрицательной температуре. У священнослужителей руки примерзали к богослужебным сосудам.
Сейчас белоснежный Троице-Измайловский собор с его ярко-голубыми куполами, щедро украшенными золотыми звездами, одно из самых величественных и красивых сооружений Санкт-Петербурга. Оскверненный после революции, храм-таки сумел не просто выстоять, но и превратиться в одну из святынь, без которой уже невозможно представить город на Неве.
Последним мы посетили Храм Воскресения Христова, «Спас на Крови». Мемориальный храм, возведенный в память о трагической кончине императора Александра II. Именно на этом месте 1 марта 1881 года бомбой, брошенной террористом-народовольцем Игнатием Гриневицким, был смертельно ранен Император Александр Второй.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).Высота храма - 81 метр, что символизирует год гибели царя. Для покрытия пяти куполов, венчающих центральный объем храма, А.А.Парланд предложил уникальное для храмового зодчества решение – использовать ювелирную эмаль. Мастера закрепили на цоколе двадцать гранитных досок, повествующих о важнейших событиях царствования Александра Второго и его реформах, а на колокольне изобразили гербы губерний и областей России.
Создание наружного мозаичного убранства и подавляющего большинства мозаик в интерьере было поручено мастерской А.А. Фролова в 1895 году. Ее работы отличались меньшей массой мозаик, высоким качеством исполнения, прочностью и быстротой изготовления. С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.
Резной мраморный иконостас собора был изготовлен по рисункам А.А.Парланда в Генуе фирмой Джузеппе Нови, изящная резьба по камню в иконостасе выполнена безупречно и создает полное впечатление резьбы по дереву. Там же вырезали детали из различных сортов цветного мрамора для создания пола, представляющего собой разноцветный каменный ковер. Каменный пол храма представляет собой мозаичный «ковер», созданный из красочных сортов итальянского мрамора. Более десятка видов камня различных расцветок в руках мастеров превратились в сорок пять практически не повторяющихся узоров, покрывающих поверхность пола площадью более 600 кв. м.
Перед иконостасом, слева и справа, находятся киоты, отделяющие клиросы от основного храмового пространства. Над каждым киотом в течение двенадцати лет работали камнерезы России, используя лучшие поделочные камни: яшму; родонит, коргонский порфир (кварцит).
Внутри храма сохранили то самое место, на котором совершили покушение на Императора. Под сенью над местом ранения Александра II сохранена часть мостовой и ограждение набережной, обагрённые кровью царя. Прямо над сенью колокольня с большим золотым куполом.
С августа 1923 года храм стал кафедральным собором Петроградской епархии. 30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен.
20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
Патриарх Кирилл в своей проповеди отметил, что «Петербург имеет очень больше духовное значение для жизни нашего народа, для жизни церкви. Именно он был средоточием всей церковной жизни на протяжении более 200 лет. Здесь была столица и здесь билось сердце Русской православной церкви».
Мы посетили храмы Петербурга, где уже больше ста лет возносится молитва, храмы, которые были кафедральными соборами епархии, ковчегами спасения для верующих людей.
«Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и храм словно корабль спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни к тихому пристанищу Царства Небесного» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Виктория Сенчугова
Фотографии паломников Светланы Роенко, Раисы Ковалевой, с сайта Санкт-Петербургской митрополии, из открытых Интернет-источников.
В память о поездке в соборы и храмы Петербурга одна из паломниц Светлана Роенко написала стихотворение:
Твои, Россия, лечат раны
Монастыри, часовни, храмы.
И нет ни в чём прочней опоры,
Чем Православные соборы!
Не царской роскошью богаты,
Не мрамором полов, не златом...
А Духом, Верой, мудрым Словом
И Богородичным Покровом!
Мощевики - всё их богатство,
Священство и монашье братство;
Под небом колокольный звон;
Чудотворение икон;
Нам в назиданье речь Владыки;
Благословляющие Лики...
Чтоб в душах сглаживались шрамы
Под куполами Русских храмов;
Чтоб ко спасению стремились;
Чтобы с усердием молились;
И чтобы солнца Свет весенний
Являл Христово Воскресение!