«Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам»
А.С. Пушкин
25 марта прихожане нашего храма совершили паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь и Воскресенский Новодевичий монастырь - обители, бывшие центром духовной жизни дореволюционного Санкт-Петербурга, разоренные, разграбленные и поруганные в годы богоборчества, но по милости Божией вновь возрожденные молитвами и трудами архимандрита Николая Парамонова, игумена Варлаама Переверзева, игуменьи Софии Силиной и боголюбивых православных христиан.
По дороге в Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, организовавшая поездку Виктория Сенчугова, рассказала нам об истории основания обители.
До начала Божественной Литургии мы успели помолиться у многочисленных святынь монастыря, являющегося ныне объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского построен в 1859 году по проекту архитектора А.М. Горностаева. Он является первой базиликой в России. Строительство храма началось при настоятеле архимандрите Игнатии Брянчанинове и закончилось при настоятеле архимандрите Игнатии Малышеве.
Радостью было для нас участие в богослужении протодиакона Григория Светохина, некогда служившего в нашем храме. Помолившись за Божественной Литургией и приобщившись Святых Христовых Таин, мы отправились на трапезу, а затем на экскурсию по монастырю, которую провел для нас трудник Арсений. Он рассказал, что императрица Анна Иоанновна, впечатленная посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, решила прославить святого преподобного Сергия Радонежского в новой Российской столице. Для этого в 1732 году она передала в вечное владение своему духовнику, архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму Высоцкому, земельный участок на берегу Финского залива – приморскую дачу, ранее принадлежавшую её сестре - цесаревне Российской и герцогине Мекленбургской Екатерине Иоанновне. В мае 1735 года из усадьбы матери императрицы - царицы Параскевы Федоровны сюда перевезли деревянную церковь, освященную во имя преподобного Сергия. Были построены кельи для братии и дом для настоятеля. Так была основана обитель, названная Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Первым настоятелем её стал архимандрит Варлаам, являвшийся не только духовником императриц Екатерины I и Анны Иоанновны, но и крестным отцом будущей императрицы Елизаветы Петровны и её сестры герцогини Голштинской Анны Петровны, матери Российского императора Петра III. В июле 1737 года архимандрит Варлаам умер и был погребен на кладбище монастыря. После смерти основателя обитель начала приходить в запустение, монастырские постройки обветшали, уменьшилось число братии. Однако, в 1760 году в Пустыни по проекту П. Трезини, при участии Б.Растрелли был построен пятиглавый каменный собор, освященный в 1763 году во имя Святой Живоначальной Троицы. Монастырское кладбище стало местом захоронения для членов многих знатных фамилий. Всего здесь было похоронено около 1500 человек. Желала найти здесь вечный покой и императрица Екатерина II, но по существовавшему протоколу она была погребена в Петропавловской крепости.
В 1804 году на кладбище обители был похоронен умерший от ран граф Валериан Зубов, по завещанию которого его братья построили над местом погребения церковь мученика Валериана и богадельню для воинов, получивших увечья. Впоследствии в подземной части храма была устроена фамильная усыпальница графов Зубовых.
![](/_pu/284/29177053.jpg)
Период расцвета обители наступил в начале 1834 года, когда её настоятелем назначили архимандрита Игнатия Брянчанинова. Увеличилось количество братии, для которой были созданы хорошие условия монастырского быта. Построены новые храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Григория Богослова. В обитель, прославившуюся строгими уставными богослужениями, образцовым церковным пением и мудрыми проповедями настоятеля, приходило множество людей. Господь ниспослал архимандриту Игнатию дар принимать помыслы своей паствы. За духовным советом к нему обращались люди разных сословий, зная, что он примет и откликнется на просьбу каждого из них. К своим посетителям отец Игнатий относился различно. По воспоминаниям келейника, с окаменелыми он был молчалив, с лукавыми - юродствовал, а с ищущими спасения - откровенен и наставлял их советами, приводя примеры из своей жизни. Архимандрит Игнатий считал своим основным занятием служение словом, не забывая радеть и о хозяйственных нуждах обители. При нем подсобные хозяйства монастыря давали богатейший урожай, которого хватало на целый год. Был посажен фруктовый сад с плодоносящими яблонями и вишнями. При монастыре содержались лошади и коровы. Между молитвами, трудами и общением с посетителями, архимандрит Игнатий находил время для творчества. Большинство его духовных произведений было написано в Троице-Сергиевой пустыни, настоятелем которой он являлся до октября 1857 года, когда был хиротонисан в епископа Кавказского и Черноморского. Его преемником стал бывший келейник Игнатий Малышев, успешно продолживший труды по благоустроению обители.
Святитель Игнатий Брянчанинов прославлен Церковью в лике святых в 1988 году.
![](/_pu/284/18852740.jpg)
При архимандрите Игнатии Малышеве была закончена перестройка Сергиевского храма. Он стал 2-х этажным. Внизу были устроены приделы во имя Всемилостивого Спаса над семейной усыпальницей графов Апраксиных и мученицы Зинаиды над семейной усыпальницей Нарышкиных. Этот придел был построен по просьбе и на пожертвования княгини Зинаиды Юсуповой, урожденной Нарышкиной. И она сама там же обрела место последнего упокоения. Ныне этот храм отреставрирован и поражает необыкновенной красотой.
В 1862 году был построен Братский корпус с надвратной церковью во имя святого Саввы Стратилата по проекту архитектора А. М. Горностаева.
![](/_pu/284/15987723.jpg)
В 1884 году по совместному проекту архимандрита Игнатия Малышева и профессора Академии художеств А.А. Парланда был построен храм Воскресения Господня. С этого времени монастырь стал считаться лучшим среди северных обителей Российской империи. Он прославился не только красотой своих храмов, но и благотворительной деятельностью. В монастыре были открыты бесплатная аптека, больница, инвалидный дом, школа. Во время войны здесь располагался госпиталь.
![](/_pu/284/65823562.jpg)
В разные годы в обители подвизались подвижники, ныне причисленные к лику святых: преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий, епископ Пензенский, священномученик Сергий, епископ Нарвский. Монастырь был закрыт в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались до 1931 года, на его территории разместилась детская колония «Труд». Большинство насельников обители были арестованы, несколько человек остались жить вместе с воспитанниками колонии. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря располагалась немецкая танковая часть, но даже во время оккупации здания обители не пострадали. После войны в зданиях монастыря размещалась школа милиции. Тогда, в 60-е годы, были разрушены Троицкий и Воскресенский соборы, Покровская и Никольская церкви, часовни во имя Рудненской и Тихвинской икон Божией Матери.
![](/_pu/284/54468624.jpg)
Было уничтожено одно из красивейших в Европе монастырское кладбище. Среди немногих сохранившихся памятников, крест над могилой архитектора А.М.Горностаева.
С 1993 года началось возрождение обители. Было принято решение о поэтапном возвращении монастыря Церкви. Появились первые насельники, а 4 декабря, в Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, состоялось первое богослужение. Полностью монастырь был передан Церкви только в 2000 году. Работы по его возрождению ведутся и ныне. Закончена внутренняя реставрация церкви во имя святителя Григория Богослова, построенной в 1857 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, но предстоит большая работа по внешней реставрации.
![](/_pu/284/54553372.jpg)
Восстанавливаются разрушенные надгробные памятники.
![](/_pu/284/15353041.jpg)
Обретены и перенесены в Сергиевский храм мощи настоятелей монастыря архимандритов Варлаама Высоцкого и Игнатия Малышева и схимонаха Михаила Чихачева. Собирается материал для прославления их в лике святых.
Отреставрирован настоятельский корпус, в котором некогда жил, принимал посетителей и писал свои духовные труды святитель Игнатий Брянчанинов.
![](/_pu/284/96128439.jpg)
Поблагодарив Артемия за интересную экскурсию, мы отправились в Воскресенский Новодевичий монастырь.
Основание этой обители началось в XVIII веке при правлении императрицы Елизаветы Петровны в благодарность за восхождение на царский престол. Первоначально монастырь располагался на месте собора Воскресения Словущего Смольного монастыря. Здания монастыря возводились по проектам архитектора Бартоломео Растрелли. В 1748 году был издан указ об учреждении монастыря, совершены молебен и крестный ход с участием императрицы. Но в 1797 году обитель была упразднена, и в столице Российской империи не было женского монастыря до середины XIX века. Воскресенский Новодевичий монастырь был возрожден во время царствования императора Николая I, благодаря ходатайству его дочери великой княгини Ольги Николаевны, и первоначально размещался в зданиях храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на участке между 7 и 8 линиями Васильевского острова. В 1848 году для обители был выделен земельный участок между новой и старой заставами Царскосельской дороги. Ансамбль монастыря был построен по проекту архитектора Н.Е. Ефимова в традиции древнерусского зодчества. Строительство было завершено в 1861 году архитектором Н.А. Сычевым, заменившим умершего Н.А.Ефимова. Центральным храмом монастыря стал собор во имя Воскресения Христова с большим золоченым куполом и четырьмя малыми. Построенный на высоком цокольном фундаменте, он обращен высоким арочным порталом к Царскосельскому (ныне Московскому) проспекту. К собору с обеих сторон примыкали корпуса монастырских келий, посредине которых находились домовые церкви Ватопедской иконы Божией Матери и Трех Святителей. Каждая из церквей венчалась малым пятиглавием и шатровой колоколенкой. В 1895 году по проекту архитектора Л.Н.Бенуа с участием В.П. Цейдлера перед Воскресенским собором была построена 75-ти метровая колокольня, имеющая 4 яруса, с церковью во имя Исидора Пелусиота, очень походившая на московскую колокольню Ивана Великого. В начале XX века по проекту архитектора В.А.Косякова была построена церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери.
![](/_pu/284/92112646.jpg)
Почти сразу после основания при монастыре было устроено кладбище, ставшее одним из самых благоустроенных и дорогих погостов столицы Российской империи. На нем обрели последний покой многие известные деятели культуры и представители известных аристократических семей.
На кладбище были построены церкви во имя святого пророка Илии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» над могилой А.Н.Карамзина (сына писателя Н.М.Карамзина).
При обители были устроены иконописная, башмачная, ковровая, золотошвейная, чеканная мастерские, больница, библиотека, квасоварня, просвирня. Действовали церковно-приходская школа, приют и училище для девочек, велось подсобное хозяйство.
Вскоре после революции монастырь был закрыт и разграблен. В начале 30-х годов строения монастыря подверглись перестройке, в результате которой были разрушены колокольня, кладбищенские часовни, снесены купола собора и церквей, проведена перепланировка монастырских помещений, которые были переданы для использования светским учреждениям.
![](/_pu/284/19265355.jpg)
Возрождение обители началось в 1996 году. Храмы и корпуса, возвращенные Церкви, находились в аварийном состоянии. Трудами и молитвами насельниц монастыря и его настоятельницы игуменьи Софии (Силиной) обитель начала возрождаться и ныне предстала перед нами во всем своем великолепии.
![](/_pu/284/00998803.jpg)
![](/_pu/284/38539270.jpg)
Мы посетили вновь отреставрированный Воскресенский собор, поклонились его святыням, среди которых Рождественские святыни ( частицы святой Пелены, Древа Яслей и Омофора Пресвятой Богородицы и одеяния святого праведного Иосифа Обручника), частицы мощей святых Волхвов, частицы мощей святых Апостолов от 12-ти,частицы мощей святых Иоакима и Анны, частица пояса Пресвятой Богородицы, частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей святителей Николая и Спиридона, тапочек святителя Спиридона, шуйца (левая рука) святого преподобного Иоанна Дамаскина, часть главы святой Марии Гатчинской, частица мощей святого Давида Гареджийского, частица мощей и погребальное облачение священномученика Илариона Троицкого, чудотворные иконы Божией Матери «Ахтырская», « Афонская», « Казанская» и « Отрада и утешение». Последняя икона чудесным образом возвратилась в обитель после долгих лет скитаний.
Во время экскурсии мы узнали об истории монастыря, который чтит память своих настоятельниц, мощи первой из которых, игуменьи Феофании Готовцевой, ныне почивают в Афонском храме. В годы богоборчества настоятельницей обители была игуменья Феофания Рентель, не покинувшая монастырь, даже после его закрытия и 15 лет, до своего ареста в 1935 году с несколькими сестрами, находившаяся там, молясь и трудясь в артели « Воскресенское трудовое братство».
Мы посетили Казанский храм, в котором сейчас ведутся реставрационные работы.
Затем посетили Новодевичье кладбище. Помолились у могилки блаженной Дарьюшки, трижды прочитав, как она завещала: «Богородица Дева, радуйся…»
![](/_pu/284/07212443.jpg)
Поклонились месту захоронения священномученика Иллариона Троицкого, архиепископа Верейского, вспомнив его кончину в тюремной больнице в конце декабря 1929 года, его отпевание и погребение с участием митрополита Ленинградского Серафима Чичагова и архиепископа Алексия Симанского, будущего Святейшего Патриарха Алексия I. Некоторые из нас вспомнили посещение Московского Сретенского монастыря, где сейчас почивают святые мощи архиепископа Иллариона.
Побывали на могиле генеральши Анны Вершининой.
![](/_pu/284/45776837.jpg)
Помолились об упокоении профессора С.П.Боткина, отца страстотерпца праведного Евгения Боткина, врача, расстрелянного в Екатеринбурге в Ипатьевском доме вместе с царской семьей. Об упокоении поэта и дипломата Федора Тютчева.
Затем, подкрепившись монастырской выпечкой и, согревшись горячим чаем, отправились домой.
Внимание приходящих и покидающих монастырь привлекают фрески внутри арки ворот. На них изображены важные события из истории обители. Принесение в монастырь Казанской иконы Божией Матери.
И пребывание в монастыре в октябре 2011 года великой христианской святыни – Пояса Пресвятой Богородицы.
Во имя этого события освящена церковь во вновь построенной монастырской колокольне.
Мы обязательно будем приезжать в эти обители, чтобы помолиться, поклониться памяти наших предков и поблагодарить Бога, Милостью которого возрождаются духовные обители нашего города.
Слава Богу за всё!