«Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам»
А.С. Пушкин
25 марта прихожане нашего храма совершили паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь и Воскресенский Новодевичий монастырь - обители, бывшие центром духовной жизни дореволюционного Санкт-Петербурга, разоренные, разграбленные и поруганные в годы богоборчества, но по милости Божией вновь возрожденные молитвами и трудами архимандрита Николая Парамонова, игумена Варлаама Переверзева, игуменьи Софии Силиной и боголюбивых православных христиан.
По дороге в Свято-Троицкую Сергиеву пустынь, организовавшая поездку Виктория Сенчугова, рассказала нам об истории основания обители.
До начала Божественной Литургии мы успели помолиться у многочисленных святынь монастыря, являющегося ныне объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского построен в 1859 году по проекту архитектора А.М. Горностаева. Он является первой базиликой в России. Строительство храма началось при настоятеле архимандрите Игнатии Брянчанинове и закончилось при настоятеле архимандрите Игнатии Малышеве.
Радостью было для нас участие в богослужении протодиакона Григория Светохина, некогда служившего в нашем храме. Помолившись за Божественной Литургией и приобщившись Святых Христовых Таин, мы отправились на трапезу, а затем на экскурсию по монастырю, которую провел для нас трудник Арсений. Он рассказал, что императрица Анна Иоанновна, впечатленная посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, решила прославить святого преподобного Сергия Радонежского в новой Российской столице. Для этого в 1732 году она передала в вечное владение своему духовнику, архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму Высоцкому, земельный участок на берегу Финского залива – приморскую дачу, ранее принадлежавшую её сестре - цесаревне Российской и герцогине Мекленбургской Екатерине Иоанновне. В мае 1735 года из усадьбы матери императрицы - царицы Параскевы Федоровны сюда перевезли деревянную церковь, освященную во имя преподобного Сергия. Были построены кельи для братии и дом для настоятеля. Так была основана обитель, названная Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Первым настоятелем её стал архимандрит Варлаам, являвшийся не только духовником императриц Екатерины I и Анны Иоанновны, но и крестным отцом будущей императрицы Елизаветы Петровны и её сестры герцогини Голштинской Анны Петровны, матери Российского императора Петра III. В июле 1737 года архимандрит Варлаам умер и был погребен на кладбище монастыря. После смерти основателя обитель начала приходить в запустение, монастырские постройки обветшали, уменьшилось число братии. Однако, в 1760 году в Пустыни по проекту П. Трезини, при участии Б.Растрелли был построен пятиглавый каменный собор, освященный в 1763 году во имя Святой Живоначальной Троицы. Монастырское кладбище стало местом захоронения для членов многих знатных фамилий. Всего здесь было похоронено около 1500 человек. Желала найти здесь вечный покой и императрица Екатерина II, но по существовавшему протоколу она была погребена в Петропавловской крепости.
В 1804 году на кладбище обители был похоронен умерший от ран граф Валериан Зубов, по завещанию которого его братья построили над местом погребения церковь мученика Валериана и богадельню для воинов, получивших увечья. Впоследствии в подземной части храма была устроена фамильная усыпальница графов Зубовых.
Период расцвета обители наступил в начале 1834 года, когда её настоятелем назначили архимандрита Игнатия Брянчанинова. Увеличилось количество братии, для которой были созданы хорошие условия монастырского быта. Построены новые храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Григория Богослова. В обитель, прославившуюся строгими уставными богослужениями, образцовым церковным пением и мудрыми проповедями настоятеля, приходило множество людей. Господь ниспослал архимандриту Игнатию дар принимать помыслы своей паствы. За духовным советом к нему обращались люди разных сословий, зная, что он примет и откликнется на просьбу каждого из них. К своим посетителям отец Игнатий относился различно. По воспоминаниям келейника, с окаменелыми он был молчалив, с лукавыми - юродствовал, а с ищущими спасения - откровенен и наставлял их советами, приводя примеры из своей жизни. Архимандрит Игнатий считал своим основным занятием служение словом, не забывая радеть и о хозяйственных нуждах обители. При нем подсобные хозяйства монастыря давали богатейший урожай, которого хватало на целый год. Был посажен фруктовый сад с плодоносящими яблонями и вишнями. При монастыре содержались лошади и коровы. Между молитвами, трудами и общением с посетителями, архимандрит Игнатий находил время для творчества. Большинство его духовных произведений было написано в Троице-Сергиевой пустыни, настоятелем которой он являлся до октября 1857 года, когда был хиротонисан в епископа Кавказского и Черноморского. Его преемником стал бывший келейник Игнатий Малышев, успешно продолживший труды по благоустроению обители.
Святитель Игнатий Брянчанинов прославлен Церковью в лике святых в 1988 году.
При архимандрите Игнатии Малышеве была закончена перестройка Сергиевского храма. Он стал 2-х этажным. Внизу были устроены приделы во имя Всемилостивого Спаса над семейной усыпальницей графов Апраксиных и мученицы Зинаиды над семейной усыпальницей Нарышкиных. Этот придел был построен по просьбе и на пожертвования княгини Зинаиды Юсуповой, урожденной Нарышкиной. И она сама там же обрела место последнего упокоения. Ныне этот храм отреставрирован и поражает необыкновенной красотой.
В 1862 году был построен Братский корпус с надвратной церковью во имя святого Саввы Стратилата по проекту архитектора А. М. Горностаева.
В 1884 году по совместному проекту архимандрита Игнатия Малышева и профессора Академии художеств А.А. Парланда был построен храм Воскресения Господня. С этого времени монастырь стал считаться лучшим среди северных обителей Российской империи. Он прославился не только красотой своих храмов, но и благотворительной деятельностью. В монастыре были открыты бесплатная аптека, больница, инвалидный дом, школа. Во время войны здесь располагался госпиталь.
В разные годы в обители подвизались подвижники, ныне причисленные к лику святых: преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий, епископ Пензенский, священномученик Сергий, епископ Нарвский. Монастырь был закрыт в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались до 1931 года, на его территории разместилась детская колония «Труд». Большинство насельников обители были арестованы, несколько человек остались жить вместе с воспитанниками колонии. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря располагалась немецкая танковая часть, но даже во время оккупации здания обители не пострадали. После войны в зданиях монастыря размещалась школа милиции. Тогда, в 60-е годы, были разрушены Троицкий и Воскресенский соборы, Покровская и Никольская церкви, часовни во имя Рудненской и Тихвинской икон Божией Матери.
Было уничтожено одно из красивейших в Европе монастырское кладбище. Среди немногих сохранившихся памятников, крест над могилой архитектора А.М.Горностаева.
С 1993 года началось возрождение обители. Было принято решение о поэтапном возвращении монастыря Церкви. Появились первые насельники, а 4 декабря, в Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, состоялось первое богослужение. Полностью монастырь был передан Церкви только в 2000 году. Работы по его возрождению ведутся и ныне. Закончена внутренняя реставрация церкви во имя святителя Григория Богослова, построенной в 1857 году по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, но предстоит большая работа по внешней реставрации.
Восстанавливаются разрушенные надгробные памятники.
Обретены и перенесены в Сергиевский храм мощи настоятелей монастыря архимандритов Варлаама Высоцкого и Игнатия Малышева и схимонаха Михаила Чихачева. Собирается материал для прославления их в лике святых.
Отреставрирован настоятельский корпус, в котором некогда жил, принимал посетителей и писал свои духовные труды святитель Игнатий Брянчанинов.
Поблагодарив Артемия за интересную экскурсию, мы отправились в Воскресенский Новодевичий монастырь.
Основание этой обители началось в XVIII веке при правлении императрицы Елизаветы Петровны в благодарность за восхождение на царский престол. Первоначально монастырь располагался на месте собора Воскресения Словущего Смольного монастыря. Здания монастыря возводились по проектам архитектора Бартоломео Растрелли. В 1748 году был издан указ об учреждении монастыря, совершены молебен и крестный ход с участием императрицы. Но в 1797 году обитель была упразднена, и в столице Российской империи не было женского монастыря до середины XIX века. Воскресенский Новодевичий монастырь был возрожден во время царствования императора Николая I, благодаря ходатайству его дочери великой княгини Ольги Николаевны, и первоначально размещался в зданиях храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на участке между 7 и 8 линиями Васильевского острова. В 1848 году для обители был выделен земельный участок между новой и старой заставами Царскосельской дороги. Ансамбль монастыря был построен по проекту архитектора Н.Е. Ефимова в традиции древнерусского зодчества. Строительство было завершено в 1861 году архитектором Н.А. Сычевым, заменившим умершего Н.А.Ефимова. Центральным храмом монастыря стал собор во имя Воскресения Христова с большим золоченым куполом и четырьмя малыми. Построенный на высоком цокольном фундаменте, он обращен высоким арочным порталом к Царскосельскому (ныне Московскому) проспекту. К собору с обеих сторон примыкали корпуса монастырских келий, посредине которых находились домовые церкви Ватопедской иконы Божией Матери и Трех Святителей. Каждая из церквей венчалась малым пятиглавием и шатровой колоколенкой. В 1895 году по проекту архитектора Л.Н.Бенуа с участием В.П. Цейдлера перед Воскресенским собором была построена 75-ти метровая колокольня, имеющая 4 яруса, с церковью во имя Исидора Пелусиота, очень походившая на московскую колокольню Ивана Великого. В начале XX века по проекту архитектора В.А.Косякова была построена церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери.
Почти сразу после основания при монастыре было устроено кладбище, ставшее одним из самых благоустроенных и дорогих погостов столицы Российской империи. На нем обрели последний покой многие известные деятели культуры и представители известных аристократических семей.
На кладбище были построены церкви во имя святого пророка Илии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» над могилой А.Н.Карамзина (сына писателя Н.М.Карамзина).
При обители были устроены иконописная, башмачная, ковровая, золотошвейная, чеканная мастерские, больница, библиотека, квасоварня, просвирня. Действовали церковно-приходская школа, приют и училище для девочек, велось подсобное хозяйство.
Вскоре после революции монастырь был закрыт и разграблен. В начале 30-х годов строения монастыря подверглись перестройке, в результате которой были разрушены колокольня, кладбищенские часовни, снесены купола собора и церквей, проведена перепланировка монастырских помещений, которые были переданы для использования светским учреждениям.
Возрождение обители началось в 1996 году. Храмы и корпуса, возвращенные Церкви, находились в аварийном состоянии. Трудами и молитвами насельниц монастыря и его настоятельницы игуменьи Софии (Силиной) обитель начала возрождаться и ныне предстала перед нами во всем своем великолепии.
Мы посетили вновь отреставрированный Воскресенский собор, поклонились его святыням, среди которых Рождественские святыни ( частицы святой Пелены, Древа Яслей и Омофора Пресвятой Богородицы и одеяния святого праведного Иосифа Обручника), частицы мощей святых Волхвов, частицы мощей святых Апостолов от 12-ти,частицы мощей святых Иоакима и Анны, частица пояса Пресвятой Богородицы, частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей святителей Николая и Спиридона, тапочек святителя Спиридона, шуйца (левая рука) святого преподобного Иоанна Дамаскина, часть главы святой Марии Гатчинской, частица мощей святого Давида Гареджийского, частица мощей и погребальное облачение священномученика Илариона Троицкого, чудотворные иконы Божией Матери «Ахтырская», « Афонская», « Казанская» и « Отрада и утешение». Последняя икона чудесным образом возвратилась в обитель после долгих лет скитаний.
Во время экскурсии мы узнали об истории монастыря, который чтит память своих настоятельниц, мощи первой из которых, игуменьи Феофании Готовцевой, ныне почивают в Афонском храме. В годы богоборчества настоятельницей обители была игуменья Феофания Рентель, не покинувшая монастырь, даже после его закрытия и 15 лет, до своего ареста в 1935 году с несколькими сестрами, находившаяся там, молясь и трудясь в артели « Воскресенское трудовое братство».
Мы посетили Казанский храм, в котором сейчас ведутся реставрационные работы.
Затем посетили Новодевичье кладбище. Помолились у могилки блаженной Дарьюшки, трижды прочитав, как она завещала: «Богородица Дева, радуйся…»
Поклонились месту захоронения священномученика Иллариона Троицкого, архиепископа Верейского, вспомнив его кончину в тюремной больнице в конце декабря 1929 года, его отпевание и погребение с участием митрополита Ленинградского Серафима Чичагова и архиепископа Алексия Симанского, будущего Святейшего Патриарха Алексия I. Некоторые из нас вспомнили посещение Московского Сретенского монастыря, где сейчас почивают святые мощи архиепископа Иллариона.
Побывали на могиле генеральши Анны Вершининой.
Помолились об упокоении профессора С.П.Боткина, отца страстотерпца праведного Евгения Боткина, врача, расстрелянного в Екатеринбурге в Ипатьевском доме вместе с царской семьей. Об упокоении поэта и дипломата Федора Тютчева.
Затем, подкрепившись монастырской выпечкой и, согревшись горячим чаем, отправились домой.
Внимание приходящих и покидающих монастырь привлекают фрески внутри арки ворот. На них изображены важные события из истории обители. Принесение в монастырь Казанской иконы Божией Матери.
И пребывание в монастыре в октябре 2011 года великой христианской святыни – Пояса Пресвятой Богородицы.
Во имя этого события освящена церковь во вновь построенной монастырской колокольне.
Мы обязательно будем приезжать в эти обители, чтобы помолиться, поклониться памяти наших предков и поблагодарить Бога, Милостью которого возрождаются духовные обители нашего города.
Слава Богу за всё!