Психолог Нина Михайловна Иванова провела два занятия с родителями УКЦ «Родник» на тему «Гармонизация детско-родительских отношений в семье».
На первом занятии родители были ознакомлены с актуальностью данной темы, с составлявшими детско-родительских отношений, с типами семейного воспитания. Обсудили как правильно выстроить гармоничные детско-родительские отношения.
Второе занятие было посвящено отработке практических навыков. На практическом занятии проведена оценка детско-родительских отношений, отрабатывалась техника Я-сообщения. Родители поработали в парах, рассказывая о своем ребенке и слушая рассказ о нем. В упражнении «Благодарность» родители учились благодарить своих близких и рефлексировать свое эмоциональное состояние.
Благодарим Нину Михайловну за интересную и полезную встречу!
Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.
Гармонизация детско-родительских отношений в семье
В последнее время требования к воспитательной роли семьи возросло. Влияние семьи на процесс становления личности носит актуальный характер. Отмечено, что у детей, находящихся в зоне социального риска и трудной жизненной ситуации, формируются психологические проблемы, а именно сложности в общении с родителями.
Во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на трудности в общении со своими детьми, особенно в переходном возрасте.
Детско-родительские отношения (ДРО) – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для психического здоровья детей. Мир его родителей, его семьи, становится первым пространством, где он оказывается. Здесь же появляются и первые риски для него. Именно семья может смягчать или компенсировать существующие поведенческие трудности.
Часто родители не знают своих детей и не понимают их эмоциональных потребностей. Многие родители не имеют необходимых навыков для эффективного взаимодействия с ними, не хотят тратить силы на совместное проведение времени. И поэтому в психологической коррекции и поддержке нуждаются не только дети, но и их родители.
Составляющими ДРО являются:
✦ родительские установки;
✦ стили семейного воспитания;
✦ семейные роли.
Круговорот детско-родительских проблем совершается из поколения в поколение – меняются внешние атрибуты, время за окном, но как эстафетную палочку передаем мы установки, способы поведения и реагирования в различных жизненных ситуациях, отношения.
Родителям трудно преодолевать стереотипы воспитания, которые не всегда являются результатом их осознанного выбора. Обычно они перенимаются "по наследству" от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных от ближайшего социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Основными типами семейного воспитания являются:
✦ Либерально-попустительский;
Родители не устанавливают никаких запретов, пытаются демонстрировать безусловную любовь. У детей нет «границ». В результате такого воспитания, формируется эмоционально незрелая, эгоцентричная, требовательная, не приспособленная к жизни личность, не умеющая выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
✦ Авторитарный;
Родители держат детей в строгости. В семье действуют жесткие правила и ограничения. Существует система наказаний. В результате такого воспитания ребенок вырастает безынициативным, в жизни занимает позицию жертвы, либо агрессора.
✦ Индифферентный;
Родители не обращают внимания на детей, «живут своей жизнью». Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя одинокими и не нужными. Ребенок вырастает чаще всего склонным к аутоагрессии, депрессивным состояниям.
✦ Демократический;
Воспитание осуществляется по принципу сотрудничества. К потребностям ребенка прислушиваются, дают возможности для самореализации. В таких семьях дети вырастают активными, инициативными, жизнерадостными. Дети чувствуют «опоры» и вырастают уверенными в себе и в своих силах.
Каковы же бывают роли ребенка в семье?
✦ Любимчик»; родители не испытывают никаких чувств к друг другу, эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной любовью к ребенку.
✦ «Бэби»; сильна близость родителей, ребенок не взрослеет.
✦ «Козел отпущения»; взаимное недовольство супругов переходит на ребенка.
✦ «Примиритель»; вынужден играть роль взрослого, регулирует устраняет супружеские конфликты, т.о. занимает важное место в структуре семьи
✦ «Ребенок-обуза»; ограничивает возможности родителей.
✦ «Ребенок-раб»; слишком строгие требования к ребенку.
✦ «Ребенок как оружие» в борьбе с супругом; шантаж, манипуляция
✦ «Ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью)
Основные причины нарушения детско-родительских отношений являются:
✦ Нарушенная структура семьи
✦ Насилие в семье
✦ Алкоголизм родителей
✦ Семейные конфликты
✦ Возрастные кризисы детей и родителей
В гармоничной семье ее члены стремятся проводить время в домашнем кругу, беседуя на интересующие всех темы. Они вместе выполняют домашнюю работу. Стараются подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. Семья имеет открытые, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми.
В гармоничной семье между ее членами существуют доверительные отношения. Это означает, что ребёнок может положиться на родителей и знает, что они всегда будут рядом и поддержат в трудных ситуациях. Он открыто выражает свои эмоции, мысли и чувства и уверен, что родители его выслушают и поймут.
Причины недоверия между детьми и родителями в семье могут быть следующие ситуации:
✦ Родители нарушают обещания;
✦ Родители осуждают переживания ребенка;
✦ Родители высмеивают детей;
✦ Родители не доверяют друг другу;
✦ Родители не считают нужным объяснять свои действия ребенку;
✦ Непоследовательность родителей
Помочь установлению гармоничных отношений с маленькими детьми могут помочь следующие правила:
1. Установление физического контакта, но с его позволения
2. Общение глаза в глаза
3. Будьте последовательны и предсказуемы (правила и запреты)
4. Используйте совместное творчество
5. Учитывайте индивидуальность ребенка
Как же общаться с подростком?
✦ Поддерживайте подростка, даже если он не достигает успеха;✦ Научитесь принимать его мнение, уважайте его позицию;
✦ Проявляйте интерес к его повседневной жизни, увлечениям;
✦ Создайте пространство для самовыражения и принятия собственных решений, оставаясь при этом открытыми для поддержки.
Будьте терпеливы, помните, что ваш ребенок – самостоятельная личность. Он не должен соответствовать ожиданиям родителей. Старайтесь уважать его интересы.
Что может помочь установлению контакта с ребенком в семье? Это безусловное принятие личности ребенка и его неприкосновенности; эффективное общение: активное слушание и Я-высказывание. Организация совместной деятельности, приобщение ребенка к делам семьи (игры, прогулки, развлечения, совместные дела, традиции)
Основными причинами ошибок в семейном воспитании являются:
✦ Неправильное представление родителей об особенностях проявления своих чувств;
✦ Недостаток знаний о возрастных особенностях детей и адекватное возрасту воздействие;
✦ Недооценка личного примера в общении с детьми;
✦ Родитель не демонстрирует интерес и внимание к тому, что говорит и делает ребенок
Как часто вы говорите своим детям?…
✦ Я сейчас занят(а)…
✦ Посмотри, что ты натворил!
✦ Это надо делать не так…
✦ Неправильно!
✦ Когда же ты научишься?
✦ Сколько раз я тебе говорила!…
✦ Ты сведешь меня с ума!
✦ Вечно ты во все лезешь!
На каком языке же мы чаще говорим со своими: детьми на языке принятия или непринятия? (см. таблицу)
✦ Используя техники активного слушания, родитель демонстрирует интерес и внимание к тому, что говорит ребенок, отражает чувства ребенка, помогает разобраться в ситуации
✦ Рефлексивное слушание — утвердительные междометия (ага, угу, да - да)
✦ Эхо-техника — повторение высказывания партнёра
✦ Резюмирование и перефразирование — краткое формулирование самого существенного в словах партнёра
✦ Развитие идеи — попытка вывести логическое следствие из высказывания партнёра
✦ Выспрашивание — задавание вопросов с целью узнать истинные причины поведения и высказываний партнёра
✦ Техника Франклина — начинать ответ со слов «да»
Примеры, как можно лучше сказать.
Я-сообщение –это способ выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях общения. Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативных оценок в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого.
Я- сообщение помогает обозначить проблему и осознать собственные чувства. Техника я –сообщения следующая:
Описание факта: (когда приходишь поздно…)
Описание ощущения, чувств: (я… расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т.п.)
Разъяснение почему: (потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой…)
Сообщение о вашем желании или пожелании: (мне бы хотелось, чтобы ты звонил мне, когда задерживаешься.)
Дорогие родители, Ваша роль в жизни ребенка – Учитель жизни, Ваша задача – с любовью в сердце учить ребенка с интересом жить самостоятельно!
Наказания необходимы и возможны, но основанные на любви и договоренности, а не на отвержении.