19 октября — особый для культурной столицы день. День, который войдёт в историю России.
19 октября 1811 года, торжественно, пышно, по-царски, встретит своих юных воспитанников, «будущих столпов Отечества», знаменитый Царскосельский Лицей, «чертог Царицын».
Его возникновение часто связывают с желанием императора дать своим племянникам отличное образование именно здесь, в России, не прибегая к помощи заграничной профессуры. Этот факт, конечно, бесспорен, но не менее интересны предпосылки возникновения этого элитного учебного заведения. Коснёмся их слегка.
Прогрессивные взгляды Екатерины II, передовые идеи Александра I, реформы Сперанского создали на тот момент своеобразный фундамент российского образования. Общество в полной мере смогло оценить престиж и значимость образования в целом, выделились меценаты, начались вложения в образование, появилась целая плеяда знаменитых дипломатов, врачей, поэтов, чиновников, историков, баснописцев, поэтов, драматургов и журналистов.
В 1803 году увидело свет положение об устройстве учебных заведений.
В 1809 году открылась Духовная Академия в Петербурге, через пять лет — аналогичное учебное заведение при Троице-Сергиевой лавре.
В 1810 году — корпус инженеров путей сообщения, Академия наук с новым регламентом и штатом, Публичная библиотека, возросло количество российских гимназий и школ в целом.
А 19 октября 1811 года Высочайшим повелением императора Александра, при содействии знаменитого Сперанского, «для общего блага» для 30 отпрысков благородных семей распахнул свои двери Лицей!
Это первое в России того времени высшее учебное заведение закрытого типа, дающее своим ученикам сразу же университетское образование! Первое, а, значит, передовое!
И цель его, конечно же высока, и оправдывает средства: растить будущее прогрессивной страны. «Наставникам, хранившим юность» лицеистов, были даны свободы, приветствовалось непринуждённое обращение с лицеистами, коим читались не учебные дисциплины, а преподаются науки. Учили, «не затемняя ума пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Надо сказать, что умы кипели — и на занятиях, и в «кельях». Библиотека в этом учебном заведении — прекраснейшая. Каждому воспитаннику полагалась, хоть и маленькая, но отдельная «келья», телесные наказания здесь не применялись.
Частыми гостями Лицея той поры стали прославленные поэты России. Так, однажды к Саше Пушкину в Лицей пришел сам В.А. Жуковский: «Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
«С тех пор Жуковский приходил иногда один, а как-то пришел с писателем Карамзиным, в другой раз — с Вяземским. Он любил читать свои стихи Пушкину, и те строки, которые Пушкин не мог сразу запомнить, Жуковский уничтожал или переделывал», — писала Н.С. Шер в своём сборнике рассказов о русских писателях.
Годы, проведённые поэтом в Лицее, незабвенны, лицейское братство священно, а День Лицея — всегда праздник души.
Учебно-консультационный центр «Родник» ежегодно старается напомнить своим учащимся об этом.
Ныне мы собрались в театральном зале, чтобы послушать чтецов старшей школы. А.А. Борисова, О.Н. Михайлова и С.А. Курочкина, учителя литературы, вместе со старшеклассниками подготовили интересные номера.
Так, Егор Паршуков и Арсений Рогов, инсценировали знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Анчар».
Учащиеся 7 класса прочли отрывки из «19 октября».
Наш старший, 9 класс, под аккомпанемент гитары Валентина Трохина представил композицию «Я помню чудное мгновенье».
Кирилл Калабин, ученик 6 класса, отлично справился с декламацией стихотворения «Птичка».
Группа пятиклассников представила своеобразное Пушкинское попурри.
Третьеклассники, вдохновившись, Пушкинской лирикой, прочли «Морозное утро» дуэтом.
Любовь Аристархова, ученица 7 класса, блистательно завершила нашу поэтическую встречу отрывком из поэмы «Евгений Онегин».
Протоиерей Артемий Владимиров, чудом оказавшийся в стенах школы и заглянувший к нам на поэтическую перемену, поблагодарил талантливых чтецов, порадовался тому, что здесь «Пушкина чтут и узнают», в присущей ему юмористической манере, на личном примере, доказал пророческий дар поэта!
Зал был искренне обрадован этой искрометной встрече, тем более, что для полноты картины явно не хватало эпиграмм.
Спев не очень хорошо добрую песенку «Как хорошо», ободрённые отеческой улыбкой и наполненные поэтическими строками, дети отправились «затмевать умы», вникать и постигать всего лишь школьные дисциплины.
На следующей неделе всех ждало открытие выставки-галереи «Лицейский листок».
Старшеклассники совместно с учителями литературы и классными руководителями, помятуя, о самом любимом занятии лицеистов, выпуске рукотворного альманаха, оформили замечательные странички!
Каждый класс постарался раскрыть свою тему: найти историческую справку, сделать графический или акварельный рисунок, сочинить эпиграмму или стишок, поделиться интересными фактами.
Когда «Лицейские листки» прошли проверку, наступило время подготовки экскурсоводов. Ведь нужно уметь не только оформить листок, нужно уметь интересно рассказать о его содержании своим товарищам «по музам, по судьбам».
Мы рады, что творчество и сама фигура Пушкина-лицеиста ещё больше открылась ребятам через эту форму деятельного участия в общем проекте.
Рады, что и мы сопричастны Лицейскому дню.
Рады, что продолжаем традицию А.С. Пушкина и вместе с ним утверждаем: «Прекрасен наш союз!»