По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского 2 марта 2024 года прихожане совершили паломническую поездку на монастырские подворья, расположенные в Санкт-Петербурге.

Подворьем называется территориально удаленное от обители представительство монастыря, архиерея или церкви, представляющее собой храм с жилым комплексом. Подворья устраиваются в городах для приема паломников и обеспечения нужд обители, а в сельской местности - для хозяйственных нужд. До революции в столице Российской Империи было много подворий среди них: Ново-Афонское, Красногорское Грузинской Церкви, Пекинской миссии и другие, уничтоженные в годы гонения на Церковь.

Ранее мы уже посещали монастырские подворья: Свято-Троицкое Линтульское Константино - Еленинского монастыря, храм Происхождения Честных Древ Креста Господня в пос. Лисино - Корпус Воскресенского Новодевичьего монастыря, Приморскую Свято-Троицкую Сергиеву пустынь Свято-Троицкого Сергиева монастыря, храм Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Пенино Санкт-Петербургского Воскресенского Смольного собора, храм во имя св. мчч. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Вартемягах Иоанновского монастыря.

Бывали мы и в Успенском храме, построенном на Николаевской набережной в конце XIX века по проекту архитектора Василия Косякова в неорусском стиле. Величественный пятиглавый храм возвышается в устье Невы и привлекает внимание красотой главного купола, украшенного лепными гирляндами, и кокошниками фасадов, украшенными разноцветными изразцами. В XVIII веке здесь располагалось подворье Свято-Троицкого Сергиева монастыря, затем Псковское архиерейское подворье, с 1856 по 1874 год хозяйственное управление при Священном Синоде, а с 1875 подворье Киево-Печерской лавры. Поскольку старые здания обветшали, для подворья был возведен комплекс каменных зданий, спланированный так, чтобы отделить храм и корпуса от мирской жизни Российской столицы. Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских был заложен в августе 1895 года. Главный придел освящен в декабре 1897 во имя Успения Пресвятой Богородицы, а южный придел - во имя Собора святых преподобных отцов Киево-Печерских. В 1932 году храм передан в Ленинградскую епархию и стал приходским. Большинство насельников подворья были арестованы, осуждены и сосланы. Были арестованы и осуждены прихожане, принимавшие активное участие в приходской жизни. Среди них и отец Святейшего Патриарха Кирилла - Михаил Васильевич Гундяев, певший в любительском хоре. В начале 1935 года храм был закрыт, разграблен и использовался как склад. В 1991 году храм был возвращен Церкви и стал подворьем возродившегося Введенского мужского монастыря Оптина пустынь.

В храме во имя Успения Пресвятой Богородицы мы молились за Божественной Литургией и приобщились Святых Христовых Тайн. Внутри храма нет ни колонн, ни устоев, вероятно, поэтому здесь в 1961 году был устроен первый в городе каток с искусственным льдом, ставший местом тренировок прославленных советских фигуристов. Сопровождавший нашу группу экскурсовод Виталий Николаевич Федорук рассказал, в каком удручающем состоянии находился храм к моменту возвращения его Церкви в июне 1991 года. Был разобран пол. Стены испорчены плесенью от перепада температур. Росписи закрашены несколькими слоями краски и штукатурки. С Помощью Божией удалось вернуть храму былое великолепие. В 1997 году было закончено воссоздание росписи, в 2011 году по фотографиям и сохранившимся чертежам был восстановлен иконостас. Главный придел освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Южный придел - во имя святых преподобных отцов Киево-Печерских. Ковчег с частицами их святых мощей является одной из святынь храма.

Главными святынями храма являются рака с частицей мощей святого преподобного Амвросия Оптинского, икона-мощевик Собора святых преподобных старцев Оптинских, список иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению святого преподобного Амвросия Оптинского, Афонский список иконы Божией Матери « Скоропослушница» с фрески монастыря Дохиар.

Перед трапезой мы попросили благословение у святого преподобного Амвросия, памятник которому установлен во дворе храма, взяв из сундучка у его ног записочки с духовными назиданиями.

Далее мы направились в храм святого преподобномученика Андрея Критского, построенный в память о спасении царской семьи при крушении поезда у станции Борки 17 августа 1888 года на пожертвования рабочих и служащих Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг. Автор проекта академик архитектуры К.Маевский расположил храм на 3-м этаже административного здания Экспедиции (ныне фабрики «Госзнак»). Над входом в здание находятся главка храма и звонница.

В июле 1891 года в комиссию по строительству церкви был приглашен священник Философ Орнатский, ставший впоследствии по просьбам служащих Экспедиции первым настоятелем храма и служивший в нем с 1892 по 1913 г.

Храм освящен 18 октября 1892 года епископом Выборгским Антонием Вадковским. В освящении церкви участвовали протоиереи Иоанн Сергиев и Философ Орнатский, прославленные Церковью в лике святых.

Построенный в мавританском стиле убранства, храм изначально был домовым для рабочих и служащих Экспедиции. После Октябрьской революции он стал приходским. Богослужения в нем продолжались до 1923 года. Затем он был закрыт и поруган. Купол церкви разобрали, иконы изъяли, а в помещении храма устроили общежитие для престарелых. Затем там располагался клуб им. Ногина.

В 1998 году храм был возвращен Церкви, и начались работы по его восстановлению.

После открытия в 2006 году Константино-Еленинского монастыря, храм был приписан к обители, как её подворье. 13 июня 2007 года храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром. По Промыслу Божьему день освящения храма совпал с днем памяти его первого настоятеля - священномученика Философа Орнатского и его сыновей мучеников Бориса и Николая, убитых за Христа в 1918 году.

В память о первом настоятеле храма установлен скульптурный горельеф.

Мы поклонились святыням храма, среди которых частица Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого апостола Варфоломея, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Константина и Елены, святителей Николая чудотворца и Спиридона Тримифунтского, святых праведных Захарии и Анны, великомученика Георгия, святой мученицы Татианы, афонские списки икон Божией Матери «Троеручица» и «Ватопедская».


На первом этаже здания находится музей христианской культуры, который мы посетили.


После экскурсии по храму и музею мы отправились на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией матери со звонницей и жилым корпусом построены в начале XX века (1904-1910 г.) по проекту архитектора Василия Косякова и были приписаны к Старо-Ладожскому Успенскому женскому монастырю. В 1919 году подворье было ликвидировано, но Казанский храм действовал, как приходской, до октября 1935 года. Затем был закрыт, разграблен и поруган. Здание храма перестроили и использовали для размещения швейной фабрики и мебельного комбината. В 1989 году здание храма было возвращено Церкви и приписано, как подворье, к Спасо-Преображенскому Валаамскому мужскому монастырю. После реставрационных работ, завершившихся в 1994 году, храм был освящен. Главный придел - во имя Казанской иконы Божией Матери, южный придел - во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, северный - во имя святого преподобного Серафима Саровского. В Казанском храме богослужения проводятся по монастырскому уставу. На подворье есть часовня, освященная во имя святых Новомучеников Российских.

Далее мы посетили подворье Леушинского монастыря.

Подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря было основано в Санкт-Петербурге в конце XIX века игуменьей обители Таисией Солоповой по благословению протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Игуменья Таисия приобрела участок земли, на котором по проекту архитектора Н. Никонова был возведен храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 21 ноября 1894 года освящен главный придел храма, а в декабре придел во имя святой великомученицы Варвары. В освящении храма участвовал отец Иоанн Кронштадтский. Третий придел не был освящен. Как нам рассказала насельница подворья монахиня Серафима Пряхина, там находилась лестница, по которой служивший в храме отец Иоанн Кронштадтский мог спуститься в свой кабинет, устроенный на нижнем этаже здания.


Первым настоятелем храма стал протоиерей Иоанн Орнатский – супруг племянницы отца Иоанна Кронштадтского, Анны.

После революции в Иоанновском храме богослужения проводились до июня 1931 года. С 1920 года, после закрытия подворья, храм был приписан к Петроградской (Ленинградской с 1924 года) епархии. Насельницы обители остались при храме. Все они претерпели гонения, аресты и ссылки, а игуменья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря Агния (бывшая келейница игуменьи Таисии и её преемница) - мученическую смерть за Христа. 25 января 1937 года она была расстреляна. В зданиях, принадлежавших Леушинскому подворью, в советское время располагался Психоневрологический диспансер. С конца XX столетия Церковь ходатайствовала о возвращения Леушинского подворья. В 2000 году просьба была удовлетворена.

Монахиня Серафима провела для нас экскурсию по подворью. Рассказала об истории подворья, о духовном становлении и служении игуменьи Таисии, о чудесных явлениях и знамениях, ниспосланных ей Богом в значимые периоды жизни.

Во внутреннем дворе находятся два поклонных Креста. Один из них установлен в память о затопленном в водах Рыбинского водохранилища Леушинском монастыре. Один из шипов тернового венца на этом Кресте - чудесным образом сохранившийся гвоздь из Иоанно - Предтеченской обители. Затем мы побывали в Иоанновском храме и поклонились его святыням, среди которых список Леушинской иконы Божией Матери « Аз есмь с вами, и никто же на вы». Первообраз иконы был написан в иконописной мастерской Леушинского монастыря. Одним из списков этого образа святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил известного в Санкт-Петербурге купца Василия Муравьева, будущего святого преподобного Серафима Вырицкого. Настоятель храма протоиерей Валентин Рябиков помазал нас маслицем из лампадки у этой иконы. Нам было приятно узнать, что отец Валентин с детских лет знаком с настоятелем нашего храма о. Романом и его родителями.

На первом этаже здания расположен музей, в котором собраны уникальные экспонаты. В том числе чудесным образом принесенная на подворье в 2017 году икона святого Архистратига Божия Михаила, принадлежавшая игуменье Таисии, её фотографии, книги и личные вещи.

Многие из нас приобрели «Автобиографические записки» игуменьи Таисии (Солоповой), прочитав которые святой праведный Иоанн Кронштадтский воскликнул: «Дивно! Прекрасно! Божественно! Печатайте в назидание!»

В завершение поездки мы посетили храм святой благоверной великой княгини Анны Кашинской, являющийся подворьем Введено-Оятского женского монастыря.


Возведенный в начале XX века на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга Федором Кручининым, храм стал подворьем Кашинского Сретенского монастыря. Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича и супругой Тверского князя Михаила Ярославовича, родного племянника святого благоверного великого князя Александра Невского. После мученической смерти супруга, убитого в Орде в ноябре 1318 года, она удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла монашеский постриг с именем Ефросинья. Вскоре по просьбе сына - Кашинского князя Василия Михайловича, она переселилась в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с именем Анна. Двое из её сыновей - князь Димитрий и князь Александр Михайловичи с внуком князем Феодором Александровичем повторили исповеднический подвиг князя Михаила Тверского и были убиты в Орде. Княгиня Анна отошла ко Господу 2 октября 1338 года и была погребена в Кашинском монастыре. По прошествии почти 300 лет, в 1611 году, при нападении на Кашин литовского войска княгиня Анна явилась ключарю Успенского собора и объявила, что молится Господу и Его Пречистой Матери об избавлении города от неприятеля. И враг отступил. Княгиня Анна была причислена к лику святых в 1649 году. Но через 27 лет почитание её было упразднено в связи с обострением старообрядческого раскола. 12 июня 1909 года совершено её вторичное прославление.

Храм, построенный по проекту архитектора А. Аплаксина в неорусском стиле, был освящен 18 декабря 1909 года во имя святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. До сегодняшнего дня он является единственным храмом, освященным во имя этой святой. В богоборческое время храм существовал, как подворье до 1925 года. Затем монашескую общину разогнали, насельниц арестовали и отправили в ссылку или лагеря. Окончательно церковь была закрыта в 1932 году. В 1994 году храм был возвращен Церкви и приписан подворьем к Введено-Оятскому монастырю.

Благодарим устроителей за познавательную поездку.

Слава Богу за всё!

Марина Гаталова
Использованы фотографии паломников Ольги Купрюхиной, Виктории Сенчуговой, Людмилы Щербаковой, Марины Гаталовой и полученные из открытых источников.