В Неделю 33-ю по Пятидесятнице, 24 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Роман Ковальский, духовенство собора и другие священнослужители.
За богослужением пел хор Исаакиевского собора под руководством Льва Дунаева.
"Поздравляю вас с воскресным днем по Богоявлении, - сказал владыка в проповеди. - Когда пришло время, Христос отправился на Иордан и принял Крещение от Иоанна Предтечи. У Господа все идет по плану. Тридцать лет Он провел в безвестности, но голос Отца Небесного позвал сначала Иоанна Крестителя выйти на проповедь, а потом и Сына Божия, нашего Спасителя, приступить к миссии, ради которой Он родился на земле, - оздоровлению рода человеческого, или его спасению. Господь, приняв Крещение, удалился на одну из гор возле Иордана, где провел сорок дней в подвиге поста и молитвы. Там искушал Его диавол, который слышал, что говорил Отец Небесный: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:17). Поэтому диавол сказал Иисусу: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мф. 4:3). Потом лукавый воздвиг Его на крыло храма и сказал: "Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Мф. 4:6). И еще одно искушение было: "Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне" (Мф. 4:8). Это невероятное богохульство - предлагать Богу поклониться диаволу, но - таков диавол".
"Господь мужественно, терпеливо словом Своим отверг все искушения, показав, как нужно с ними справляться, - продолжил архипастырь. - Эти искушения продолжаются до сего дня. Каждого христианина диавол искушает, каждый народ искушает. Говорит, например: "Хотите жить богато, развлекаться? Поезжайте в другие страны, там все есть - развлечения, богатства". Мы знаем, на что диавол соблазняет людей: они отправляются "на страну далече" (Лк. 15:13), там он дает им для питания "рожки" (Лк. 15:16), и они выполняют низменную работу. И вроде довольны, что попали в "благополучный" мир, отказавшись от первоначального призвания - быть с Богом. Диавол всем дает искушения, но мы должны их отвергать. Господь пришел, чтобы нас призвать в Свое Царство Небесное. Мы видим на небе множество звезд и знаем, что расстояние до них огромное, их не достигнуть за миллионы лет. Какой огромный этот мир, этот космос! А Царствие Небесное - еще больше. Каждому Господь уготовал там обители. Но, чтобы в них подняться, нужно подставить лестницу покаяния. Только по ней можно войти в Царствие Божие. Нужно постоянно каяться, избавляться от грехов, очищать сердце, укрепляться в добродетелях".
"Господь по Своем Воскресении и Вознесении на небо от Отца Своего Небесного послал нам Духа Святого, укрепляющего нас Своей благодатью. Ученики и апостолы написали нам Евангелие, где изложили учение Спасителя. Его заповеди - как фонари для нас, чтобы мы не спотыкались и не падали в бездну. Если мы в грехе, то находимся во тьме. А мы должны из этой тьмы выходить в Божественный свет, принесенный в мир. Постараемся жить, как учит Господь. Он хочет, чтобы мы наследовали жизнь вечную. А она есть не что иное, как общение с Богом. Лучшее общение с Господом и лучшая радость - это храм. В нем мы молимся. Нужно постоянно молиться и наблюдать за собой: как я провел день? Со Христом или без Христа? Если без Христа - этот день для нас пропавший. Если же пришли в храм, причастились - слава Богу. Значит, день наш не пропал, и Господь дарует нам за такую жизнь спасение. Призываю вас к такой жизни: постоянно молиться, в храм ходить, любить храм. Это великое счастье, что храмы открыты сегодня и можно в них молиться. Пусть Господь укрепит нас в делании добра, в исполнении Его святых заповедей", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму подарен евхаристический набор.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.