В феврале 2023 года прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Кирилла Борисова совершили паломническую поездку в Псково-Печерскую обитель и Псков.

Мы выехали из дождливого Петербурга и через несколько часов оказались в белоснежной сказке. Псков встречал нас пушистым снегом.

Сердце Псковской земли – Свято-Троицкий кафедральный собор. Экскурсовод Дмитрий Беляев рассказал нам об истории создания собора. Мы приложились к святым мощам благоверных псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, чудотворным иконам Богородицы «Псково-Покровской», «Чирской», к храмовой иконе XVI века Святой Живоначальной Троицы, к чудом обновленной, мироточивой иконе великомученика и целителя Пантелеймона. Полюбовались уникальным семиярусным иконостасом, высота которого составляет 42 метра. Экскурсовод поведал нам о происхождении Довмонтова города и святом князем Довмонте, который княжил на Псковской земле ровно 33 года и отразил не одно нападение врагов русской земли.

Потом мы отправились к Церкви Покрова и Рождества Богородицы на Углу и Покровской башне - самой мощной башни Псковской крепости.

Покровский от Пролома храм стоит на месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Горожане молились в Троицком соборе, а в это время в Покровской обители, в храме «Покрова в Углу» молился слепой старец Дорофей и вдруг он, как бы прозрел и увидел, что поднялся пред ним огненный столб и оттуда вышла Пресвятая Богородица. Она показала ему место, где пойдут враги, рядом с храмом и башнями - Покровской и Свинузской. Богородица сделала это, чтобы горожане подготовились к штурму, и старец передал обо всем увиденном псковичам. В крепостной стене была пробита брешь (пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: в воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. Вот после этих событий изменилось название храма, было "В Углу", а стало "от Пролома".

Позднее предание об этом вошло и в «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», и в «Повесть о Печерском монастыре», и в «Повесть о Довмонте». И особо, в память об этом событии и помощи Пресвятой Богородицы городу и людям, была написана знаменитая икона «Псково-Покровская». Эта икона очень удивительная. Иконописец изобразил на образе не только видение старца Дорофея, но и единственный подробный план Пскова того времени, так как использовал архитектурные зарисовки для передачи облика города. Сегодня ее можно увидеть в Троицком соборе, а в храме Покрова на Проломе выставлен список с этого образа.




Чудотворная икона "Богородица Псково-Покровская"

Мы также посетили один из самых известных псковских храмов – храм свт. Василия Великого на Горке. Храм был построен в 1413 г. и остается в Пскове единственным каменным храмом начала XV века. Горка, на которой живописно возвышается храм, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую.

В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.

Стоящая рудом церковь Анастасии Узорешительницы на горке основана не позднее XV века, сегодня здесь хранится большое количество святынь и реликвий:
- ковчежец с частицами мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы;
- копия Туринской плащаницы;
- ковчег, в котором хранятся: частицы мощей святых волхвов — царей Валтасара, Гаспара, Мельхиора; частица Омофора (Покрова) Пресвятой Богородицы; частица Древа Яслей Господа нашего Иисуса Христа; частицей от Одеяния Святого Иосифа Обручника; частица Пелены младенца Иисуса Христа;
- ковчег с частицей мощей и тапочками святителя Спиридона Тримифунтского;
- крест с частицей Животворящего Креста Господня и частицей титла Креста Господня и другие святыни.

Покинув Псков, мы поспешили в Печоры к Всенощному бдению.

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры».

Мы приехали в монастырь как раз к Всенощному бдению. Молитва в монастыре более сосредоточена, внимательна. Каждый паломник переживает здесь особое состояние души. Мы помолились на всенощной в соборе Архангела Михаила.

Это воскресенье – период духовной подготовки к Великому посту – Неделя о блудном сыне.

В воскресенье мы пошли на раннюю литургию в Успенский пещерный храм. В храме хранятся главные святыни обители: икона «Успение Божией Матери» и икона «Умиление Божией Матери Псково-Печерской». В глубине Успенского собора, у стены с южной стороны покоятся мощи преподобномученика Корнилия.

Мы помолились за литургией, причастились Святых Христовых Таин.

После литургии мы пошли на обзорную экскурсию по обители.

Основателями монастыря были даже не монахи, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он причислен к лику Псково-Печерских преподобных.

Монастырь никогда не закрывался, даже в советское время. Когда в правление Хрущева Н.С. в монастырь пришел указ о его закрытии – настоятель, архимандрит Алипий, прошедший Великую Отечественную артиллеристом, сказал, что вместе с другими монахами-фронтовиками они займут круговую оборону по периметру укреплённых средневековых стен обители: «Вам останется только бомбить нас с воздуха». И чиновники отступили.

Обитель привлекала паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца.

Среди особо почитаемых старцев обители – преп. Лазарь Прозорливый, недавно канонизированный прп. Симеон (Желнин) (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Андриан (Кирсанов), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Серафим (Розенберг), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия.

Мы идем в «Богом зданные пещеры». Вместе с экскурсоводом проходим в дальние пещеры. Освещают путь горящие свечи. Вокруг чистый воздух, длинные лабиринты темных туннелей, звенящая тишина и мягкий песок под ногами. На стенах – надгробные керамические плиты – керамиды, рассказывающие о захоронениях.

Температура в пещерах раньше была +5, сейчас около +9, в них 7 тупиковых улиц общей протяженностью 217 м. В пещерах почивают около 10 тысяч останков, здесь похоронены насельники монастыря, воины – защитники монастыря, благотворители и мирские люди много потрудившиеся в обители. Мы прикладываемся к захоронениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина), митрополита Вениамина (Федченкова), схиигумена Саввы (Остапенко). Молимся в пещерной церкви Воскресения Словущего.



Посещение Богом зданных пещер всегда вызывает трепет.

Затем идем в ближние пещеры, где покоятся мощи основателей монастыря прпп. Марка, Ионы, Вассы и преп. Лазаря Прозорливого. Прикладываемся к ним и проходим к келье преп. Симеона.

Старец рассказывал, что, когда он был пострижен с именем Симеон, настоятель обители привел его в убогую, сырую, темную келью, по сути дела, пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: «Вот тебе келья, здесь и умрешь».

Так начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Немало искушений претерпел старец в этой келье от бесов. В первую же ночь, как он поселился в ней, явились ему зримым образом злые духи. Страшные, каких ему раньше не приходилось и видеть. Испугался поначалу старец и не знал, что делать. А они начали на него кричать, дергать и гнать: "Зачем ты пришел? Уходи отсюда, все равно мы не дадим тебе здесь жить", – и многое другое. «Думал я, – рассказывал старец, – что не переживу этой страсти, от которой даже не мог перекреститься, а только говорил: «Господи, прими дух мой». Такие страхи продолжались много раз, но потом не были уже так страшны, как впер-вые, и он научился с помощью Божией отражать их силою креста и молитвы».

За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нем редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления ду-шевных и телесных недугов.

Мы смогли посетить келью всем известного и всеми любимого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), люди со всей страны приезжали к нему за советом и утешением. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. На стенах иконы, портреты, фотографии. Келья очень уютная, теплая, в ней радостно и благодатно. Иеромонах рассказывает об отце Иоанне. Не так давно митрополит Псковский и Порховский Тихон выступил с инициативой прославления старца в лике святых, как исповедника. Уже проделана большая работа, собрана масса свидетельств и документов. Но главное – не иссякает народная любовь к отцу Иоанну и память о нем. Иеромонах помазывает нас святым елеем и кропит святой водой. Каждый паломник получает в подарок фотографию отца Иоанна и, главное, прикасается к теплоте его любвеобильной души.

На прощание мы заезжаем в Ольгинскую часовню в Пскове. По преданию на этом месте святая княгиня Ольга увидела три ярких луча, которые сошлись в том самом месте, где сейчас возвышается Троицкий собор.

На этом наше паломничество закончилось, мы возвращаемся домой.

«Пусть из уст в уста передают верующие люди друг другу весть о существующем на Псковской земле острове благодати, незыблемо возвышающемся среди бурного моря мирского зла…. Пусть каждый верующий приходит в монастырь за обновлением, проверяет самого себя, пересматривает свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями православной нравственности, и восполняет свои пробелы и потери….Радуйся, святая обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Виктория Сенчугова
Фотографии Виктор Грибалев