Псково-Печерская обитель и святыни Пскова

В Псково-Печерскую обитель
Паломник едет и идёт.
И сколько их за год бывает,
Едва ль кто правильно сочтёт!

Не только едут помолиться
И отдохнуть своей душой,
Но едут также потрудиться
Здесь во обители святой.

И от всего здесь обозренья
Они в восторге неземном
И говорят о впечатленье:
«Мы были в мире здесь ином!

Для нас родная здесь святыня,
Для нас родная красота –
Псково-Печерская обитель,
Для всех она нас дорога!..

Всего восторга впечатлений
Они не могут передать
И восклицают громко-громко:
«Ах! Здесь какая благодать!»

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

1-2 июня 2024 года прихожане нашего храма под духовным руководством протоиерея Кирилла (Борисова) совершили паломническую поездку в Псково-Печерскую обитель и Псков. 2 июня – память благоверного князя Довмонта Псковского, который княжил на Псковской земле ровно 33 года и отразил не одно нападение врагов русской земли, не потерпев в битвах ни одного поражения.

Во вратах Снетогорской обители нас встречала монахиня Валерия, которая провела нам изумительную экскурсию по монастырю. История обители уходит в глубь веков. Святой Иоасаф, основатель и первый игумен Снетогорского монастыря, вместе с братией монастыря принял мученическую смерть во время нападения на Псков ливонских рыцарей в 1299 году. Как повествует «Сказание о Довмонте» «Наутро поганые немцы обступили город Псков, собираясь его захватить. Боголюбивый же князь Довмонт в нетерпении не дождался своего основного войска, и выехал с малою дружиною мужей-псковичей... и была сеча жестокая...и самого командора (ливонского) ранили в голову». Вскоре после этого сражения Довмонт во время эпидемии заболел и умер. Перед смертью он велел поставить в Снетогорском монастыре новый, каменный храм вместо сожженного деревянного. А игумен Иоасаф позже был канонизирован православной церковью и изображается на иконах с посохом красного цвета, означающим мученическую кончину.

В XIV — XV веках Снетогорский монастырь был главным духовным духовным центром Псковской земли. Монахами Снетогорского монастыря Ефросином Псковским и Саввой Крыпецким были основаны Спасо-Елеазаров и Крыпецкий монастырь в окрестностях Пскова. Этот монастырь стал традиционным местом пострижения и упокоения псковских князей.

Во времена Второй мировой на территории обители был расположен штаб немецкой армии группы «Север», отсюда осуществлялось руководство блокадой Ленинграда.

В 1993 г. монастырь возвращен Православной Церкви. С этого времени здесь образована женская обитель.Сегодня в Снетогорском монастыре проживает около ста человек. То, что удалось сделать за небольшой в общем-то срок – зачастую терпя лишения, не имея порой самого элементарного и необходимого, иначе как чудом и не назовешь. Как еще, если не милостью Господа объяснить все, что удалось преодолеть, вернуть, построить.

Монахиня Валерия ведет нас в каменный храм Рождества Богородицы, построенный по завещанию князя Довмонта в 1311 году. В 1313 году в храме была закончена фресковая роспись — произведение местных зодчих и художников. Именно с этого храма ведется отсчет псковской архитектурной и живописной школы. Сильно пострадавшие, но все же чудом уцелевшие фрески — настоящее сокровище. Это единственный сохранившийся комплекс древнерусской монументальной живописи начала XIV века.


В алтаре видны фрагменты необычного изображения Богородицы. Реставраторы, расчищавшие этот участок, поначалу решили, что здесь написана Богородица Оранта, а когда раскрыли рисунок правой руки, не поверили своим глазам. Уникальной иконографической особенностью этой композиции является жест правой руки Богоматери, которая отведена вверх и в сторону.

«Видите? Богородица указывает пальцем на алтарный свод. Живопись на своде сохранилась очень плохо, но реставраторы определили, что там изображена композиция «Христос во славе» — говорит монахиня Валерия.

Композиция Страшного суда начинается на сводах и спускается вниз к конечным точкам — рай и ад. Специалисты уверены, что Снетогорская версия фрески стала прообразом, который потом цитируется в древнерусском искусстве. У нашего земного путешествия только две конечные точки — все завершится либо раем, либо адом.


Страшный Суд. Ад

Что в аду? На двуглавом черве, как на престоле, восседает сатана. От него, исходит свечение похожее на шипы дикобраза, художественно символизирующее гнев, ненависть и злость. У него короткая борода, которая является удивительно точной деталью. Дело в том, что у древних русичей была такая традиция отрубать бороду побеждённому на поле боя. Короткая борода — это символ бессилия, бесславия, безумия. Поэтому здесь мы видим поверженного сатану. По рукам и ногам он скован цепями, а на его коленях восседает чёрная маленькая фигурка — Иуда. Что само по себе очень символично — гордец держит гордеца.


Лоно Авраамово

На противоположной стене нам открывается совершенно другая история — Пётр ведёт праведников в рай. Интересно, что первым, кто попал в рай был разбойник. На нем белая юбочка, он худощав и подтянут. Художникам, работавшим над его образом, удалось передать его внутреннее состояние. Он в шоке, в крайней степени изумления: «Что это? Где я?».

Матущка Валерия на прощание спела тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы, и мы пошли в монастырскую трапезную 16 века, где отведали вкуснейший монастырский обед.

Дальше мы едем в сердце Псковской земли¬вСвято-Троицкий кафедральный собор в Кремле. Кремль (Кром) во Пскове сооружён в уникальном и красивом месте - на природном узком мысу в месте соединения двух рек - Великой и Псковы, на высоком берегу. Экскурсовод рассказала нам об историю Крома и той части города, которую он огораживает.

На самой высокой стене –«Перси» («перси» - древнеславянское название, означающее «грудь»), щит в виде воинского знамени - прапора, на котором изображён герб и план Пскова, а под прапором - пластины с изображением городов-участников Ледового побоища: Пскова, Новгорода, Твери, Владимира и Переславля-Залесского. Перед щитом - меч, этот меч по очертаниям напоминает меч князя Довмонта. Перед каждой битвой князь приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч. После смерти князя Довмонта его боевой меч поместили возле его гробницы в соборе. Этим мечом опоясывали князей при возведении на псковскийпрестол. Говорят, была такая легенда – пока меч Довмонта находится в Пскове, Пскова врагам не взять. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов меч вывезли из Пскова, чем сохранили от похищения и, возможно, уничтожения немецкими захватчиками, а затем он вернулся обратно.

В Псковском Кремле никогда не жили жители города. Но, в случае опасности, в крепости они могли укрыться от врагов. Здесь псковичи в личных клетях хранили ценное имущество, а также, на случай осады крепости и голода, хранились общественные амбары с запасами зерна, военного снаряжения, запасов ядер и пороха. Кража имущества из Крома каралась смертной казнью.

В давние времена перед мощными укреплёнными стенами Крома находился Довмонтов город. Довмонт – единственный князь за всю историю города Пскова, который сумел прожить в мире и согласии с псковским Вече 33 года. Псковичи под руководством князя построили у Крома Довмонтов город: возвели каменную оборонительную стену, храмы. Довмонтов город был центром жизни древнего города, здесь были административные здания, велась торговля. На небольшой территории было 18 церквей, которые до нашего времени не сохранились.

Потом мы прошли через средневековый захаб, который являлся дополнительной защитой крепости, а также ловушкой, где враги оказывались между двух крепостных стен в узком тесном коридоре под перекрестным огнём защитников Крома. И оказались на знаменитой Вечевой площади, где собиралось народное вече во времена Псковской республики. В центре площади установлен крест к 1100-летней годовщине Пскова. На этом месте возвышался в древности Благовещенский собор, который разрушили в 40-е годы прошлого столетия.

На Вечевой площади находится Троицкий кафедральный собор, высота которого 78 метров. Он главное украшение крепости и города Пскова!


По преданию, первый собор, построенный во времена правления княгини Ольги и по её велению, был деревянным. Его много раз перестраивали, он разрушался, горел в пожарах. До нашего времени сохранился каменный величественный собор, который возвели в XVII веке. Собор венчают пять куполов, символизирующих Иисуса Христа и четырёх апостолов.

Внутри собор поражает своим прекрасным убранством. Невероятной красоты семиярусный деревянный иконостас, уходящий ввысь, к куполу собора.


Мы приложились к святым мощам благоверных псковских князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила, чудотворным иконам Богородицы «Псково-Покровской», «Чирской», к храмовой иконе XVI века Святой Живоначальной Троицы, к чудом обновленной, мироточивой иконе великомученика и целителя Пантелеймона.

Покинув Псков, мы поспешили в Печоры к Всенощному бдению.

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры».

Мы приехали в монастырь и пошли на Всенощное бдениев собор Архангела Михаила. В стенах монастыря молитва приобретает особую глубину. Каждый паломник здесь испытывает неповторимое состояние души. Праздничная служба в монастыре накануне дня памяти князя Довмонта – торжественна и благоговейна. Голоса певчих наполняют пространство собора, словно ангелы спускаются с небес, чтобы возглавить нашу молитву.

В воскресенье мы пошли на раннюю литургию в Успенский пещерный храм. В храме хранятся главные святыни обители: икона «Успение Божией Матери» и икона «Умиление Божией Матери Псково-Печерской». В глубине Успенского собора, у стены с южной стороны покоятся мощи преподобномученика Корнилия.


Мы помолились за литургией, причастились Святых Христовых Таин. После литургии мы пошли на обзорную экскурсию по обители.

Основателями монастыря были даже не монахи, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он причислен к лику Псково-Печерских преподобных.


Монастырь никогда не закрывался, даже в советское время. Когда в правление Хрущева Н.С. в монастырь пришел указ о его закрытии – настоятель, архимандрит Алипий, прошедший Великую Отечественную артиллеристом, сказал, что вместе с другими монахами-фронтовиками они займут круговую оборону по периметру укреплённых средневековых стен обители: «Вам останется только бомбить нас с воздуха». И чиновники отступили.

Обитель привлекала паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. Среди особо почитаемых старцев обители – преп. Лазарь Прозорливый, недавно канонизированный прп. Симеон (Желнин) (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Андриан (Кирсанов), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Серафим (Розенберг), валаамские старцы и множество других подвижников благочестия. В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник Архимандрит Иоанн Крестьянкин.


У памятника Псково-Печерским старцам

Мы идем в «Богом зданные пещеры». «История не сохранила тайну рождения обители, сколько времени неведомый миру в недрах земли жил первый пещерный монастырь и в нем зрела монашеская молитва, набирая силу, чтобы прорасти в века Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем. Но сохранились и те Богом зданные пещеры, где подвиг первых монахов родил дух монашеский, дошедший до нас. Войдите, други наши, в тишину пещер одни, и тишина оживет, наполняя сердце ваше неземными чувствами» (архимандрит Иоанн Крестьянкин). Сколько было подвижников-пустынножителей в пещерах, неизвестно потомкам; только имя одного, Марка подвижника печерского, сохранило предание.

Вместе с экскурсоводом проходим в дальние пещеры. Освещают путь горящие свечи. Вокруг чистый воздух, длинные лабиринты темных туннелей, звенящая тишина и мягкий песок под ногами. На стенах – надгробные керамические плиты – керамиды, рассказывающие о захоронениях.

Температура в пещерах раньше была +5, сейчас около +10, в них 7 тупиковых улиц общей протяженностью 217 м. В пещерах почивают около 10 тысяч останков, здесь похоронены насельники монастыря, воины– защитники монастыря, благотворители и мирские люди много потрудившиеся в обители. Мы прикладываемся к захоронениямархимандрита Иоанна (Крестьянкина),схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Андриана (Кирсанова), архимандрит Нафанаила (Поспелова). Молимся в пещерной церкви Воскресения Словущего.



Посещение Богом зданных пещер всегда вызывает трепет.

Затем идем в ближние пещеры, где покоятся мощи основателей монастыря прпп. Марка, Ионы, Вассы и преп. Лазаря Прозорливого. Прикладываемся к ним и идем вкельи преподобного Симеона (Желнина) и архимандрита Серафима (Розенберга).

Преподобный Симеон, когда принял схиму и вошелв схимнической одежде в свою келью, бесы обступили его со всех сторон и ему угрожали: «Чего ты нацепил эти тряпки? Тебе с нами не совладать». У отца Симеона было такое подавленное и тяжелое состояние, что он просил у Господа, чтобы тот забрал его душу. Но Господь не сделал этого. Отец Симеон, с Божией помощью, смог продолжить свой подвиг чистой жизни и духовной брани и достиг святости.

Соседняя келья келейника старца Симеона архимандрита Серафим (Розенберга). Господь дал отцу Серафиму и дар прозорливости, и дар пророчества. Но самым главным было то, что он был очень сильным молитвенником.

Мы также смогли посетить келью всем известного и всеми любимого старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), люди со всей страны приезжали к нему за советом и утешением. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. На стенах иконы, портреты, фотографии. Келья очень уютная, теплая, в ней радостно и благодатно. Иеромонах помазывает нас святым елеем и кропит святой водой. Каждый паломник получает в подарок фотографию отца Иоанна.


На прощание мы заезжаем в самый древний действующий храм в Пскове – собор Рождества Иоанна Предтечи, усыпальницу псковских княгинь. Здесь покоятся святая Марфа — княгиня Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского, супруга святого князя Довмонта, и основательница монастыря – св.преп. Евпраксия, в миру Евфросинья.

Служитель собора рассказал нам историю монастыря. В XIII веке вокруг собора сложился девичий монастырь, впервые упомянутый в 1243 году в связи с погребением в нём преподобной княгини Ефросиньи Псковской. Родом княгиня была из Полоцка. Она приходилась тётей святому князю Довмонту. Тяжкая судьба выпала Ефросинье: рано овдовев, она становится женой Ярослава – сына псковского князя Владимира Мстиславича. Ярослав переметнулся на сторону крестоносцев, бежал в Ливонию, где принял католичество и женился на немке.В 1240 году псы-рыцари, среди которых был и Ярослав, захватилиПсков. Ефросинья к тому времени уже приняла постриг и стала игуменьей Иоанно-Предтеченского монастыря. Её стараниями удалось сохранить монастырь от разграбления.После освобождения Пскова Александром Невским Ярослав, бежавший в принадлежавший ему город Оденп, вызвал туда свою бывшую супругу, игуменью Евпраксию. Евпраксия вместе со своей келейницей были убиты в Оденпе сыном немецкой жены Ярослава. Похоронили её в соборе, после чего случилось чудо мироточения от иконы, стоявшей над гробом игуменьи. Ефросинья Псковская была причислена к лику местночтимых святых.

В 1299 году в Иоанно-Предтеченском монастыре приняла пострижение в схиму с именем Марфа благоверная княгиня Мария, внучка святого благоверного князя Александра Невского и супруга святого благоверного князя Довмонта. Гробница преподобной княгини Марфы находится у южной стены Иоанно-Предтеченского собора.

На этом наше паломничество закончилось, мы возвращаемся домой.

«Сегодня мы, православные жители Пскова, празднуем память одного из удивительных святых, наших святых – благоверного князя Домонта-Тимофея, защитника земного Отечества своего, наставника для многих, но что самое удивительное может быть – остающегося наставником и для нас с вами. Нам известно из его жизнеописания, что каждый раз, когда он побеждал на ратном поле (а это был великий военачальник), он в знак благодарения Богу возводил храм во имя того святого, в день которого была одержана победа. И вот умение благодарить Бога – это не просто общечеловеческая добродетель, но и важная христианская добродетель… Мы благодарим Бога за всё, совершившееся ради нашего спасения, за все Его милости к нам, за то, что Он привёл нас и просветил светом Своей истины, даровал нам эту жизнь, и даровал нам жизнь вечную. За всё – великое и малое, ведомое и неведомое нами – мы учимся Его благодарить… Мы учимся быть благодарными Ему всей своей жизнью, добрыми делами, исполнением заповедей, отношением к ближним нашим, согласно Евангелию, согласно заповедям Христовым о любви – в этом тоже проявляется наше благодарение Богу, наша жертва Ему. Таким образом, сама наша жизнь становится благодарением – жертвой благодарственной евхаристии. Вот к этому мы устремляемся, этому мы посвящаем себя. По этой дороге нас ведёт Сам Господь, чтобы сделать всех нас, поклоняющихся Ему в духе и истине, причастниками Своего Царствия невечернего и жизни вечной. Аминь. Христос Воскресе! (Слово митрополита Псковского и Порховского Арсения в день памяти святого благоверного князя Довмонта во Святом Крещении Тимофея, Псков, 02.04.2024)

Виктория Сенчугова
Фотографии: Елена Кучина, Раиса Ковалева, Виктория Сенчугова, открытые Интернет-источники

Отзыв паломницы

«Хочется сказать Большое Спасибо за прекрасное, Благодатное 2-х дневное путешествие в Псков-Печоры. Это была потрясающая и незабываемая поездка. Я открыла для себя много интересного и нового.

До последнего момента не знала – ехать или нет, но, слава Богу, все сложилось наилучшим образом. Яркие воспоминания, благодать и радость в моей душе после посещения Святых мест. Снетогорский Женский Монастырь Рождества Богородицы: матушка Валерия, её рассказ о истории монастыря, фресках в Соборе, пение молитвы перед Образом Пресвятой Богородицы. Псковской Кремль: очень впечатлила икона Божьей Матери Псково-Покровская. Печорский монастырь (до сих пор нахожусь мысленно там): экскурсовод Елена – Мастер, интересно рассказавший о истории монастыря, Богом зданные пещеры, Канун и Большой деревянный Крест, мощи святых, храмы, особенно храм, где находится икона Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерская – впечатление непередаваемые!

Отдельное Спасибо о. Кириллу, который поехал с нами. Благодаря молитвам о. Кирилла поездка была благодатной и интересной. Спасибо Виктории Юрьевне – за интересные рассказы, факты (пока мы ехали в автобусе), за её организаторские способности, доброжелательную улыбку, внимание к каждому участники поездки. Спасибо нашему водителю Владимиру за профессионализм, с которым он вел автобус.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ИНТЕРЕСНУЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ПОЕЗДКУ!!! С Уважением ко ВСЕМ, Светлана Гаврилова».