Когда человек задумывается о своей будущей профессии? Как формируется интерес к деятельности? Какие впечатления оставляют в душе след, а какие уходят, забываются, стираются?

Я размышляю об этом, потому что много лет работаю с детьми. Хочу поделиться с читателями одной историей. Эта история, вернее, её продолжение связано с нашим центром Родник.

…Наспех перкусив с утра закинутыми в портфель бутербродами, две девочки с разных концов города мчались в Аничков дворец, в свой любимый геологический кружок. Аня и Маша, две школьницы с косичками, изучали трилобитов и прочие окаменелости, создавали своими руками красоту, обрабатывая камни в камнерезке, изучали минералы, карты, готовились к дальним путешествиям.

А спустя почти 10 лет учительница географии Анна Игоревна Завьялова встречала в фойе центра Родник свою старую знакомую, теперь научного сотрудника Института Арктики и Антарктики, отважную исследовательницу Антарктиды. Мария приехала к нам в период предметной недели естествознания, чтобы рассказать о своей работе.

Глядя на её хрупкую фигурку, с трудом верилось, что она по полгода живёт в стране вечных льдов. Не просто живёт, а трудится во славу науки. О чём она и поведала нашим учащимся. Слушателей было много. Зал очень эмоционально воспринимал рассказ. Хорошо, что почти все эмоции были связаны с темой лекции.

Мария рассказала об истории освоения Антарктиды с самых первых попыток человечества. Иногда эти попытки оканчивались очень трагично. Мы по карте могли проследить путь первых экспедиций. Оказывается, первые исследователи еще не подозревали, насколько коварен холод и отправлялись в путешествие не только на собаках, но и на пони.

Мария представила нам современную технику, которая участвует в освоении Антарктиды. А перемещаться по континенту возможно только в более теплые зимние месяцы. Летом это невозможно из-за максимально низкой температуры воздуха. Все наоборот!

Оказывается, довольно многие животные и птицы справляются с холодом и постоянно живут в этом суровом краю.

Именно часть лекции, посвящённая животным и птицам, вызвала, наибольшее количество вопросов. Мы узнали, что в Антарктиде живут птицы, которые при приближении врага плюются ядом, да так, что куртка, на которую попал яд, растворяется в этом месте. Ребята спрашивали – как же птица сама не отравится этим ядом. Мы узнали, что у пингвина ум, как у трёхлетнего ребёнка…

Мне удалось побеседовать с Марией после лекции. Меня особенно интересовали вопросы, связанные с психологическим состоянием людей, с адаптацией в таких непростых условиях. Оказывается, специального отбора людей на Антарктические базы не существует. Человек, специальность которого подходит для того, чтобы быть членом экспедиции, проходит собеседование. Скучать и тосковать особенно не приходится. Весь день рассчитан по минутам. Каждый человек знает свои обязанности. В день рождения или в другой праздник повара пекут пироги или делают торты. Весь коллектив тепло и с любовью поздравляет коллегу. Конечно, бывают конфликты, но обычно достаточно легко разрешаются. Проживание в таких суровых условиях предполагает сосредоточенность на важном, всё лишнее отпадает само.

Ещё я спросила – не трудно ли все время переключаться с городской жизни на полугодовую жизнь в Антарктиде. Мария ответила, что туда она приезжает, как домой. Там всё четко, все знают свои обязанности, не лезут в чужие дела, и от этого легко. А вот возвращаться в город гораздо труднее. И хочется скорее уехать обратно. Потому что здесь жизнь кажется более опасной – транспорт, от которого отвыкла, вдруг выскакивает из-за поворота, очень много спешащих людей, очень много разнообразных необходимостей, всё время надо делать разное, надо реагировать, надо удерживать внимание. В городе постоянно преследует ощущение небезопасности. И, может быть, еще от того, что в Антарктиде давным-давно люди договорились сотрудничать, а не воевать. Антарктида – ничья земля. Там много научных баз разных стран. И они все помогают друг другу.

Светлана Завьялова