По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма
протоиерея Романа Ковальского
всенародный хор,
состоящий из прихожан Спасо-Парголовского храма,
пел за воскресной Божественной Литургией
в Великий пост, Пасхальные дни
и в попразднование Вознесения Господня.

Литургии служились в нижнем приделе нашего храма, освященном в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы долго готовились к этим знаменательным в нашей жизни событиям. По воскресениям, в течение учебного года, у нас проходят занятия под руководством главного регента храма, и преподавателя церковного пения Факультета Церковных Искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии, Ирины Ивановны Ивановой.

На занятиях мы учимся не только правильно попадать в ноты и различать их высоту и длительность, но понимать, что мы поем, как построено Богослужение, как от недели к неделе меняются гласы, что происходит в алтаре во время того или иного песнопения, и многое другое. Наши занятия настолько интересные, что пролетают, как нам кажется, мгновенно. Но, пожалуй, самым неожиданным для большинства из нас стало то, что на эти занятия принимают всех, без прослушивания, без отбора. Удивительно, но это факт: оказывается, петь могут все! Просто не все об этом знают. Из обучающихся Церковному пению кто-то имеет слух, но не имеет никаких музыкальных знаний, кто-то, наоборот, не блещет музыкальным слухом, но знаком с основами музыкальной грамоты. И все мы, на удивление самим себе, поем!

На занятиях мы осваиваем Осьмогласие РПЦ, тропари, кондаки и величания Двунадесятых праздников, песнопения Божественной Литургии святого Иоанна Златоуста, песнопения Великого поста. Как объясняет нам Ирина Ивановна, каждое православное богослужение есть почти сплошь пение молитв. К этому призывал апостол Павел: «Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Имя Его» (Евр. 13.15). Начало христианского пения освящено примером Христа Спасителя, Который окончил Тайную Вечерю пением псалмов: «и, воспев, пошел на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). Святой Иоанн Златоуст сказал: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом».

Два года назад в праздничные, пасхальные дни, мы впервые пели Литургию в верхнем храме, завершая учебный год торжеством пасхальных песнопений. Об этом сохранилась видеозапись на сайте нашего храма. В этом году мы пели трижды. В Великий пост, 14 апреля, в неделю преп. Марии Египетской. На это воскресение выпал пятый глас, не так часто исполняемый. И нам пришлось потрудиться, осваивая этот глас, а также тропарь и кондак преп. Марии. Прихожанам, участвовавшим в службе, раздавались тексты песнопений Божественной Литургии, и все имели возможность петь их вместе с нами. Это вызывало всеобщую радость и благоговение.

Мы пережили удивительное, незабываемое чувство сопричастности с действиями духовенства, активного участия в прославлении Господа, Божией Матери, Святых, Небесных Сил. Народное пение, возрождаемое в нашем храме, раскрывает первоначальный смысл слова Литургия – общее делание. Конечно, когда от нашего лица поет верхний богослужебный хор, это очень красиво и молитвенно, и мы участвуем в службе тихо, молясь мысленно. Но если иногда мы имеем возможность петь все вместе – то это совсем другие переживания: мы славим Бога уже не тихонько, про себя, а открыто, всем своим существом, голосом – одним из Даров Божиих. И, это уже наша радостная жертва уст, которую мы приносим Богу. Это вдохновение, полет. Уходя после такой Литургии, продолжаешь ее петь сердцем и, придя домой, – голосом. Переключаешься на текущие заботы, а душа поет и славит Господа!



Участие в пении Великопостной Литургии 14 апреля получило свое продолжение в народном пении Литургии 12 мая – в пасхальные, весенние, праздничные дни всеобщего совоскресения с Господом Иисусом Христом, когда мы, все вместе, с воодушевлением пели Христос воскресе! Чувство всеобщего ликования, духовной радости, единства в Господе Иисусе Христе, - все это соединило нас в общем порыве славить Господа и дарованную нам жизнь во Христе, укрепляло нашу веру в воскресение мертвых и жизнь будущего века.

Через 40 дней, после отдания праздника Пасхи, 6 июня настал праздник Вознесения Господня. В продолжение этих праздничных дней, 9 июня мы вновь пели Литургию, на этот раз наполненную торжеством Вознесения и обетованием ниспослания Святого Духа. Мы пели кондак: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никако же отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никто же на вы». Наши сердца наполнялись верою, что Господь Иисус Христос с нами, всегда ныне и присно и во веки веков, надеждою на скорое воссоединение со Святым Духом, и любовью ко всем и вся.







Каждый православный человек, живущий жизнью Церкви, знает, что никакие знания не могут заменить личный опыт участия в службах и Таинствах. Исповедь очищает наши сердца, Причащение соединяет нас с Богом-Троицей. Участие в Литургии каждому из нас раскрывает свет истинный, соединяет нас с Духом Небесным, мы обретаем веру истинную, Нераздельной Троице поклоняемся.

Но если нам еще дана возможность славить Господа пением, это незабываемый духовный опыт, подлинная радость и счастье, которой хочется поделиться со всеми. Мы от души благодарим настоятеля Спасо-Парголовского храма отца Романа, благословившего петь Божественную Литургию народным пением. Наши благоговейные чувства мы можем выразить словами из 46 псалма царя Давида: «Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте».

Ольга Семеновна Хижняк
Фото: Мария Короткова