В школе Спасо-Парголовского храма состоялась встреча родителей с психологом.

На встречу собрались родители воспитанников разных возрастов УКЦ «Родник». Психолог Нина Михайловна Иванова провела беседу на тему «Эмоциональное согласие – секрет воспитания счастливого ребенка».

Вторая часть занятия была практической: психолог предложила собравшимся написать права и обязанности родителей и ребенка. После выполнения задания состоялось обсуждение.

Благодарим Нину Михайловну за интересную и полезную встречу!

Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.

«Эмоциональное согласие – секрет воспитания счастливого ребенка»

Жизнь в родной семье – это очень сильное эмоциональное переживание, влияющее на всю нашу дальнейшую жизнь. Оно не ограничивается одним детством. Установками нашей родной семьи определяется всё: и какими мы видим себя, какими видим других и весь остальной мир. Вступая в брак, мы приносим в свою семью одновременно и зёрна будущих конфликтов. Каждый выходит из своей родительской семьи со своим укладом, привычками и установками.

Одна из наиболее трудных жизненных задач человека – сохранить эмоциональную отстранённость от сильных ранних семейных влияний, не поддаваясь им, но и не борясь с ними. Пока человек не научится быть независимым взрослым в своей семье, он не сможет быть таковым и с тем, с кем хочет находиться в близких отношениях.

Исходными моментами процесса воспитания можно считать:

Модели родительского воспитания. Каждый родитель воспитывает своего ребёнка по модели, которую получил ещё в своей семье, либо вопреки ей. Поэтому многие проблемы берут начало в родительских установках, во взаимоотношениях со своими родителями.

1. Знание физиологических, эмоциональных, личностных потребностей ребенка. Часто родителю не хватает информации о физиологических, психологических и возрастных особенностях своего ребенка.

2. Знание собственных физиологических, эмоциональных и личностных потребностей. Часты ситуации, когда родитель переносит проблемы, возникшие у него в той или иной сфере на процесс воспитания ребенка. Одно из определений слова согласие в словаре Ожегова С.И. – «соразмерность, стройность, гармония». Эмоциональное согласие в семье позволяет: устанавливать личные границы, высказывать свои мнения и желания членам семьи, уважительно относиться к мнению и желаниям других людей.

Если в семье есть психологическое согласие, то члены семьи более открыты к своим эмоциям и чувствам. Это помогает им лучше понять и контролировать их. В свою очередь, эмоциональное согласие помогает нам испытывать большую психологическую удовлетворенность и уверенность. Однако, психологическое и эмоциональное согласие требуют осознанности и работы над собой. Это процесс, который требует времени, усилий и саморефлексии. Но результаты этой работы оправдывают себя. Психологическое и эмоциональное согласие позволяют нам быть счастливыми, здоровыми и успешными в жизни, а также находить гармонию и радость во всем, что мы делаем.

Согласие также играет важную роль в разрешении конфликтов в семейной жизни. Когда каждый партнер готов выразить свое мнение открыто и честно, и при этом готов услышать и понять точку зрения другого. Это способствует разрешению конфликтов и созданию гармоничных и взаимопонятных отношений.

В каждой семье, как и при любых взаимоотношениях, есть свои неосознаваемые особенности взаимодействия, например:

1. Близкая эмоциональная связь – члены семьи не умеют держать тревогу внутри себя, высокая реактивность эмоционального реагирования. Ребенок считывает эмоциональные сигналы в своей семье, «заражается» общей тревогой и у него формируется такая форма реагирования как: страхи, недоверие к окружающим, ощущение «все плохо». Бессознательные формы эмоционального реагирования формируются до 3 лет. В результате такого взаимодействия может развиться чрезмерно протестное поведение ребенка: я «протестую против всего и всех».

2. Обслуживание психологических потребностей родителей. Ребенок улавливает ситуации, при которых эмоциональное состояние родителей синтонно (в одном тоне) и бесконфликтно: болезни ребенка (психосоматика), плохая успеваемость, уходы из дома и т.д. Ребенок начинает неосознанно вводить родителей в это эмоциональное состояние, обслуживая их психологические потребности. Формируется склонность к зависимому поведению, правонарушениям и манипулятивным формам поведения.

3. «Особые» дети в семье. У одного из детей есть особая история появления, он является адресатом специальных переживаний, восприемником эмоций родителей. Это, в некотором смысле, ограничивает его развитие: он «отравлен» высоким семейным статусом, ему нравится влиять на семейные отношения. Такой ребенок имеет налет инфантильности в своем развитии, с трудом отрывается от семьи.

Большинство проблем, которые возникают у людей чаще всего из-за неумения понять, что с ними происходит. Работа с чувствами – это базовый навык, которому необходимо обучаться. В понятие эмоционального интеллекта входят следующее:
✦ Самопознание – изучение собственных свойств и особенностей.
✦ Саморегуляция – умение «выпустить пар» так, чтобы никому не навредить и самому не было стыдно.
✦ Мотивация – процесс, который побуждает нас к действию.
✦ Эмпатия – умение сочувствовать, сопереживать собеседнику.
✦ Стрессоустойчивость – умение переживать психологические нагрузки без особых последствий.
✦ Гибкие навыки – воспитание черт характера, социальных и эмоциональных умений, позволяющих ладить с другими людьми и достигать своих целей в коллективе.

Как же улучшить функциональное взаимодействие в семье – гармонизировать семейные отношения? Большое значение имеет характер атмосферы, складывающейся в доме, есть ли эмоциональная близость и доверие между членами семьи. Отношения между родителями – крыша над головой ребенка. Выражать свои чувства дети учатся у родителей, подсматривая за ними.

Конфликтные взаимоотношения между родителями улавливаются детьми по мельчайшим деталям: взглядам, интонации, жестам. Реакция детей на затянувшийся конфликт может быть непредсказуемой: из «положительного», благополучного ребенок превращается в «сложного».

Немаловажный психотерапевтический эффект имеет усиление положительных моментов: семейных традиций и ритуалов, поддержка и утешение.

При общении с детьми следует больше внимания обращать на эмоции, а не на поведение. Вместо «как тебе не стыдно так себя вести» полезно называть конкретное чувство ребенка. Этим мы даем ребенку понять, что готовы к диалогу.

Секреты и утаивания ухудшают эмоциональное состояние семьи.

Читайте и обсуждайте с детьми художественную литературу, смотрите и обсуждайте героев фильмов. Это развивает их умение вставать на чужую точку зрения, расширять эмоциональный лексикон.

Лучше, если мать и отец выбирают момент и рассказывают о событии, не нарушая совместности, т.е. приходят в эмоциональную систему партнера с другими эмоциями, иначе эмоциональный сигнал усиливается (реактивное реагирование).

Факторами, вносящими дисфункцию в эмоциональное согласие семьи, являются:

1. Конфликтные отношения между родителями и их развод.

2. Слишком тесные отношения, либо конфликтные отношения со старшим поколением.

3. Отрицательный эмоциональный статус ребенка в семье.

4. Ребенок считывает статус членов семьи по эмоциональному взаимодействию между ними: кого из членов семьи больше слушаются и уважают, к тому и он относится с большим или с меньшим уважением.

В дисфункциональной семье ее члены не понимают, как следует взаимодействовать: что чувствуют, то они и выражают. В функциональной семье правила поведения в обществе переносятся на взаимодействие в семье: правила культуры поведения и произвольности выражения эмоций.

Для того чтобы гармонизировать семейные отношения, необходимо прилагать усилия всем членам семьи и получать квалифицированную психологическую помощь. Успех воспитания определяется не только количеством времени, проведенным с ребенком, но и его качеством. Пример жизни родителей, их привычки и взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы.

Умение определять собственные эмоциональные состояния является важным адаптивным фактором. Психологи часто сталкиваются с клиентами, которые не могут понять, в каких состояниях они находятся. За жалостью порой прячется злость, за неуверенностью – страх. Способность распознавать свои и чужие эмоции помогает человеку адаптироваться в социуме, правильно выстраивать отношения.

Существует статистика последних десяти лет:

✦ Каждый пятый ребёнок имеет расстройства психики.
✦ Распространённость синдром дефицита внимания выросла на 43%.
✦ Распространённость депрессии среди детей и подростков выросла на 37%.
✦ Частота самоубийств среди детей 10–14 лет выросла на 200%.

Современным детям очень не хватает:

✦ Эмоционально доступных родителей.
✦ Чётко очерченных границ и наставлений, правил в семье и обязанностей.
✦ Сбалансированного питания и достаточного сна.
✦ Движения и свежего воздуха.
✦ Творческих игр, общения, свободного времяпровождения.

Вместо этого имеем:

✦ Отвлечённых родителей.
✦ Балующих родителей, которые позволяют детям всё.
✦ Ощущения детей, что им все обязаны.
✦ Несбалансированное питание и недостаточный сон.
✦ Сидячий домашний образ жизни.
✦ Бесконечную стимуляцию, технологические забавы, мгновенное удовлетворение запросов.

Как же исправить ситуацию?

✦ Устанавливайте ограничения и помните, что Вы — родитель ребёнка, а не его друг.

✦ Обеспечьте детям то, что им необходимо, а не то, что им хочется, не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с потребностями.

✦ Учите детей ответственности и независимости, не ограждайте их от мелких неудач.

✦ Научите терпению и дайте возможность свободно проводить время, чтобы у ребёнка была возможность заскучать и проявить свои творческие порывы.

Педагог-психолог Н.М. Иванова