
Как любо тут стоять, мечтая,
Так сердце млеет, ум парит!
Днесь о тебе, о Русь святая!
Здесь камень с камнем говорит...
На берегу Волхова
в Старой Ладоге.
Монахиня Мария (Елизавета Шахова). 1837 г.
1 февраля 2025 года состоялась паломническая поездка наших прихожан под духовным руководством протоиерея Кирилла Борисова в монастыри и храмы Старой и Новой Ладоги.
Ранним утром мы отправились в один из древнейших русских городов, сыгравший важную роль в образовании Древнерусского государства, первую столицу Древней Руси — Старую Ладогу. Находясь на Волхове, входившем в систему водного пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», Ладога играла большую роль в торговой и политической жизни в VIII-XII вв. Ладогу можно назвать «Серебряными воротами Европы», так как через неё на Запад поступала основная масса международной валюты того времени — серебряные арабские монеты дирхемы. Не случайно именно здесь возникла древнейшая на Руси каменная крепость, а XII в. отмечен невиданным строительным размахом: на сравнительно небольшой территории возводятся один за другим шесть каменных храмов.
В Ипатьевском списке «Повести временных лет» Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик. Ладога стала резиденцией правителя, стольным княжеским городом, то есть столицей складывавшейся в Восточной Европе державы Рюриковичей. По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).
Мы помолились за Божественной литургией, которая была совершена в храме Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Есть предание, что на этой горе воздвиг свой крест апостол Андрей Первозванный. Величественный храм конца XVII столетия оказался единственным из построек бывшей Иоанно-Предтеченской мужской обители XIII века, сохранившимся до наших дней. Сейчас собор приписан к Никольскому монастырю.
Ладога. Храм Иоанна Предтечи. Нас к покаянью зовет.
Что же случится при встрече? Если Господь к нам придет?
Может подарит прощенье, если скорбишь о грехах.
Дарует нам Воскрешенье...Лучик Надежды в стихах.
Скромно Своею десницей благословит, как всегда.
Капают слезы с ресницы, словно живая вода!
Паломница р.Б. Ирина Боднюк, 2025г.
После службы нам провели интересную экскурсию по храму, рассказали о местном подвижнике – блаженном Александре Лосеве. Как гласит надпись на его гробнице он был из Ростовских мещан, в молодых летах поступил в Староладожский Никольский мужской монастырь, где неутомимо и молчаливо исполнял самые трудные послушания. Потом стал юродствовать ради Христа. Несколько лет содержался в доме умалишенных и после освобождения начал ходить в Ладоге и окрестностях, "пользуя многих потаено". Такая жизнь продолжалась более 20 лет и увенчалась страдальческой кончиной в первых числах декабря 1847 года - он утонул в Волхове. В мае месяце 1848 года его почти невредимое тело приплыло к Новой Ладоге к прославлению Бога, явившего своего долготерпеливого раба.
В церкви Иоанна Предтечи есть придел во имя Параскевы Пятницы, а внизу на спуске к Волхову расположен целебный источник св.вмц. Параскевы Пятницы. Этот источник считается одним из самых древних целебных источников на Руси. Люди приходили к нему уже в 9 веке. Сейчас у источника установлен крест, а рядом сооружена купель, в которой окунулись самые храбрые наши паломники.
Мы поехали на трапезу в Староладожский Никольский мужской монастырь, а после нее нам провели экскурсию по монастырю.
Его основание связывают с именем св. благоверного князя Александра Невского. В монастырской летописи указано, что обитель возводилась «в память о гиблых ладожских сродниках» — соратниках полководца. После Невской битвы, павших в бою воинов Ладоги, погребли на холме неподалеку от монастыря.
Мы помолились в церкви святителя Иоанн Златоуста, поклонились мощам св. Николая Чудотворца и особо чтимой иконе Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская», которая претерпела поругания в безбожное время. Ее пытались расстрелять, разрубить. Иноки выкупили и отреставрировали икону и теперь многие скорбящие обретают утешение у этого образа. Затем мы посетили монастырский музей, желающие поднялись на колокольню.
Потом мы посетили Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, которому более 900 лет, помолились в самом древнем домонгольском храме Северной Руси, — Успенском соборе XII века, церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, поклонились мощам святой великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского, благоверной княгини Анны Кашинской.
По одному из преданий, в XI в. монастырь основала супруга Ярослава Мудрого, принцесса Ингигерда, которая стала первой монахиней в русской княжеской семье и была канонизирована под именем Анны Новгородской. Здесь с 1718 по 1725 года жила в заточении царица Евдокия Лопухина (в монашестве Елена) – жена Петра I. Умерла Евдокия в 1731 году, пережив своего царственного супруга на 6 лет. Историки рассказывают, что её последние слова были: "Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного". Второй известной затворницей монастыря стала Евдокия Ганнибал, первая жена прадеда Пушкина Абрама Петровича Ганнибала. Многие подвижницы возносили здесь свои святые молитвы. Мы помолились на могиле схиигуменьи Евпраксии, она управляла монастырем 43 года, ее глубоко уважали Санкт-Петербургские владыки и подвижники благочестия Феофан Новоезерский, Феодор Санаксарский, Назарий Валаамский.
Затем мы отправились на другой берег Волхова в село Иссад, где трудами настоятеля Воскресенского Смольного собора протоиерея Петра Мухина восстанавливается прекрасный Троицкий храм.
Само село упоминается еще в 1228 г. в Первой Новгородской летописи. В 19 веке на месте древнего Златынского Троицкого монастыря, разоренного в Смутное время, был возведен по проекту знаменитого архитектора Константина Тона Троицкий храм.
В советские времена в храме был совхозный склад. Церковь заливало водой, по стенам пошли трещины. Были утрачены своды центрального предела, часть центрального купола, разрушены все полы. Сегодня идёт полным ходом реставрация, храм полностью преобразился.
Последним мы посетили бывший Николо-Медведский мужской монастырь, основанный в XIV или XV веке на мысе, далеко уходящем в воды Ладоги – полуострове Медведец. Урочище Медведка было крайним пунктом новгородских владений на востоке. Монастырь издавна служил своеобразным маяком и местом отдыха мореходов перед трудным походом через бурную Ладогу.
С началом Северной войны место впадения Волхова в Ладожское озеро было выбрано Петром I для закладки судоверфи. Форпостом стали монастырские постройки, обнесенные по приказу царя земляным валом, а Николо-Медведский монастырь был упразднён. В записке от 1704 года самодержец написал: "Жителей Старой Ладоги и Тихвина переселить в град Новая Ладога". Новая Ладога стала крупным транспортным узлом, где пересеклись водные и сухопутные пути, соединяющие Петербург с центральной и восточной Россией.
Сохранились два храма монастыря: Рождества Пресвятой Богородицы и Никольский собор. Святыней Никольского храма являлся образ Николая Чудотворца, который располагался на наружной восточной стене церкви в открытой нише, расположенной на высоте 8 м и обращенной к реке. Рядом с иконой горел бронзовый фонарь с лампадой. Ночью этот огонь был спасительным маяком для кораблей, которые шли по Волхову.
В 2009 году восстановили чугунную лестницу к иконе, на фасад собора установили новую икону. Мы смогли подняться почти к самому куполу собора, попросить помощи у святителя Николая и взглянуть на в общем-то не слишком сильно изменившийся за 500 лет пейзаж.
Мы побывали на молебне в храме Рождества Пресвятой Богородицы и вознесли свои молитвы у афонского образа святого великомученика Пантелеимона. Храм благолепно украшен, в нем много старинных образов. В колокольне храма открыт музей, в котором можно увидеть подлинные вещи и предметы, которые использовались в монастыре и храме, такие как купель, облачение священников, подсвечники, часовой механизм от башенных часов и язык от колокола.
Мы прощаемся с Новой Ладогой и под кружащимися снежинками едем обратно. Мы побывали у древних святынь, где тысячелетняя история подвигов, трудов и молитв словно оживает, приобщая нас к минувшим временам. Здесь, в этих местах, время будто остановилось, кажется, наши святые слышат нас и спускаются к нам, даруя мгновения благодати и вдохновения для новых свершений.