В Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Саввы Освященного, 18 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
За богослужением пели хор собора под руководством Льва Дунаева и молодежный хор под управлением Ларисы Христич.
Студент IV курса бакалавриата СПбДА Николай Степанов был рукоположен во диакона.
"Мы собрались сегодня в этом соборе, чтобы принести благодарность нашему Господу Спасителю, - сказал владыка в проповеди. - "Десять прокаженных стояли вдали. "Помилуй, Наставник!" - кричали они. Все они взывали в единой нужде. Один благодарен, а девять же где?" - поется в духовной песне. Сегодня мы слышали евангельское чтение о десяти прокаженных. Оно - про нас. Проказа - символ греха, поразившего весь род человеческий. Сыну Божиему пришлось сойти с неба, принять на себя падшую человеческую природу и исцелить, обновить ее. По-другому никто уже не мог спастись. Только сам Творец, Сын Божий мог спасти от этой проказы род человеческий".
"Мы слышали, как десять прокаженных - самарянин и девять иудеев, которые обычно в жизни не общаются, объединились в этой болезни и кричали вослед Господу, чтобы Он исцелил их, - продолжил архипастырь. - Они не могли приблизиться ни к одному чистому человеку, это было запрещено, чтобы зараза не распространилась дальше. Христос сказал им: "Пойдите, покажитесь священникам" (Лк. 17:14). То есть идите в храм, там очищают от грехов. Они пошли и по дороге к храму все исцелились. Только один самарянин пришел и воздал благодарение Богу. Господь спросил: "Не десять ли очистились? где же девять?" (Лк. 17:17). Они получили исцеление и забыли своего Благодетеля, ушли от Него еще дальше, чем до этого были. Так и с нами происходит, Бог иногда дает нам все, что мы просим у Него. Когда получаем должности, назначения, забываем, как будто так и должно быть. Забываем своего Благодетеля и живем, как будто не знаем Его. Это неправильно. Евангелие показывает, что благодарность - хорошая добродетель, а неблагодарность - плохое состояние человека. При неблагодарности мы теряем веру в Бога, своего Благодетеля. Поэтому Господь сказал самарянину: "Иди; вера твоя спасла тебя" (Лк. 17:19). А у остальных вера пропала, они не поблагодарили, веры не стало, и люди ушли от Бога дальше. Важно благодарить Бога. Ему от этого лучше не бывает, а нам лучше, мы тогда сохраняем связь с Ним. Если же не благодарим Его, теряем эту связь. Сколько людей получают исцеления, каждый день из больниц выписывают пациентов. Кто из них приходит в храм поблагодарить Бога? Никто, может, один человек из всего города придет и скажет: "Господи, благодарю, что послал мне хороших врачей, хорошие лекарства и хорошую больницу, где я исцелился".
"Сколько урожая Господь дает нам в году - от огородов до больших площадей. Кто приходит благодарить Бога за солнце, тепло, ветры, дождь? Благодарят технику, удобрения, что угодно, только не Бога. Так мы живем неблагодарные, а когда наступает бедствие, вспоминаем Господа. Хотя бы таким путем Бог напоминает о себе, Своей вечности и нашей будущности. Если мы здесь Его не узнаем, не будем общаться с Богом, то как, переступив порог смерти, сможем с Ним общаться? Никак. Мы просто Его не узнаем. Он скажет: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня" (Мф. 7:22-23). Надо Его благодарить за все - за день, ночь, свет, здоровье. Господь посылает все, что нам полезно, а что не полезно - отнимает. Бывает, что, имея здоровье, мы хуже становимся, а в болезнях чаще Бога призываем. Что бы с нами ни случалось, надо за все Бога благодарить. Уже ветхозаветные допотопные люди устраивали жертвенники, благодарили Бога и на этих камнях приносили жертву. Апостолы наставляли христиан первого века: "Всегда за все Бога благодарите". Мы должны это запомнить. Каждое воскресенье, когда в храмах совершается Евхаристия, а это и есть благодарение Богу, надо приходить и благодарить Его, приносить жертву, пусть маленькую. Проснуться пораньше, прийти в храм, постоять здесь, помолиться - и отсюда уйдем обновленными, освященными, благодатными. Все, что мы в жертву приносим, Господь стократно возвращает. Благодарю всех, кто пришел в этот ранний час в наш собор, чтобы здесь принести Господу благодарение за свою жизнь, себя, детей и родных. Господь принимает вашу жертву и поможет вам нести свой крест", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Спиридона Тримифунтского. Владыка Варсонофий преподнес Юрию Мудрову икону Божией Матери "Знамение", ответным подарком стал образ праведного Иоанна Кронштадтского.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.