![](/_pu/282/05434788.jpg)
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Саввы Освященного, 18 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.
![](/_pu/282/99867241.jpg)
![](/_pu/282/38398420.jpg)
![](/_pu/282/30825725.jpg)
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
За богослужением пели хор собора под руководством Льва Дунаева и молодежный хор под управлением Ларисы Христич.
Студент IV курса бакалавриата СПбДА Николай Степанов был рукоположен во диакона.
![](/_pu/282/73803462.jpg)
![](/_pu/282/55626048.jpg)
![](/_pu/282/94164703.jpg)
"Мы собрались сегодня в этом соборе, чтобы принести благодарность нашему Господу Спасителю, - сказал владыка в проповеди. - "Десять прокаженных стояли вдали. "Помилуй, Наставник!" - кричали они. Все они взывали в единой нужде. Один благодарен, а девять же где?" - поется в духовной песне. Сегодня мы слышали евангельское чтение о десяти прокаженных. Оно - про нас. Проказа - символ греха, поразившего весь род человеческий. Сыну Божиему пришлось сойти с неба, принять на себя падшую человеческую природу и исцелить, обновить ее. По-другому никто уже не мог спастись. Только сам Творец, Сын Божий мог спасти от этой проказы род человеческий".
"Мы слышали, как десять прокаженных - самарянин и девять иудеев, которые обычно в жизни не общаются, объединились в этой болезни и кричали вослед Господу, чтобы Он исцелил их, - продолжил архипастырь. - Они не могли приблизиться ни к одному чистому человеку, это было запрещено, чтобы зараза не распространилась дальше. Христос сказал им: "Пойдите, покажитесь священникам" (Лк. 17:14). То есть идите в храм, там очищают от грехов. Они пошли и по дороге к храму все исцелились. Только один самарянин пришел и воздал благодарение Богу. Господь спросил: "Не десять ли очистились? где же девять?" (Лк. 17:17). Они получили исцеление и забыли своего Благодетеля, ушли от Него еще дальше, чем до этого были. Так и с нами происходит, Бог иногда дает нам все, что мы просим у Него. Когда получаем должности, назначения, забываем, как будто так и должно быть. Забываем своего Благодетеля и живем, как будто не знаем Его. Это неправильно. Евангелие показывает, что благодарность - хорошая добродетель, а неблагодарность - плохое состояние человека. При неблагодарности мы теряем веру в Бога, своего Благодетеля. Поэтому Господь сказал самарянину: "Иди; вера твоя спасла тебя" (Лк. 17:19). А у остальных вера пропала, они не поблагодарили, веры не стало, и люди ушли от Бога дальше. Важно благодарить Бога. Ему от этого лучше не бывает, а нам лучше, мы тогда сохраняем связь с Ним. Если же не благодарим Его, теряем эту связь. Сколько людей получают исцеления, каждый день из больниц выписывают пациентов. Кто из них приходит в храм поблагодарить Бога? Никто, может, один человек из всего города придет и скажет: "Господи, благодарю, что послал мне хороших врачей, хорошие лекарства и хорошую больницу, где я исцелился".
"Сколько урожая Господь дает нам в году - от огородов до больших площадей. Кто приходит благодарить Бога за солнце, тепло, ветры, дождь? Благодарят технику, удобрения, что угодно, только не Бога. Так мы живем неблагодарные, а когда наступает бедствие, вспоминаем Господа. Хотя бы таким путем Бог напоминает о себе, Своей вечности и нашей будущности. Если мы здесь Его не узнаем, не будем общаться с Богом, то как, переступив порог смерти, сможем с Ним общаться? Никак. Мы просто Его не узнаем. Он скажет: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня" (Мф. 7:22-23). Надо Его благодарить за все - за день, ночь, свет, здоровье. Господь посылает все, что нам полезно, а что не полезно - отнимает. Бывает, что, имея здоровье, мы хуже становимся, а в болезнях чаще Бога призываем. Что бы с нами ни случалось, надо за все Бога благодарить. Уже ветхозаветные допотопные люди устраивали жертвенники, благодарили Бога и на этих камнях приносили жертву. Апостолы наставляли христиан первого века: "Всегда за все Бога благодарите". Мы должны это запомнить. Каждое воскресенье, когда в храмах совершается Евхаристия, а это и есть благодарение Богу, надо приходить и благодарить Его, приносить жертву, пусть маленькую. Проснуться пораньше, прийти в храм, постоять здесь, помолиться - и отсюда уйдем обновленными, освященными, благодатными. Все, что мы в жертву приносим, Господь стократно возвращает. Благодарю всех, кто пришел в этот ранний час в наш собор, чтобы здесь принести Господу благодарение за свою жизнь, себя, детей и родных. Господь принимает вашу жертву и поможет вам нести свой крест", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Спиридона Тримифунтского. Владыка Варсонофий преподнес Юрию Мудрову икону Божией Матери "Знамение", ответным подарком стал образ праведного Иоанна Кронштадтского.
![](/_pu/282/94299353.jpg)
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м собор получил статус памятника. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.