11 марта - день блаженной кончины старицы схимонахини Марии (Маковкиной), похороненной на нашем Шуваловском кладбище.

Приглашаем на совместную молитву 11 марта 2025 г.
Будет совершена лития в храме и у могилы!

Воспоминания о подвижнице бережно сохранила и передала ее воспитанница, Клавдия Георгиевна Петруненкова.

...С матушкой Марией я была знакома в течение 25 лет – с 1946 года до самой блаженной кончины старицы в 1971 году.

Родилась схимонахиня Мария (в миру Мария Павловна Маковкина) в благочестивой семье в 1884 году. С детства стремилась она ко Христу и еще с отроческих лет хотела принять монашество.

Ее старшая сестра схимонахиня Марфа (почила о Господе в Петербурге в 1969 году в возрасте 95 лет) около трех десятилетий подвизалась в Иверско-Выксунском женском монастыре Нижегородской губернии, основанном святым преподобным Варнавой Гефсиманским.

С помощью сестры и Мария стала духовной дочерью отца Варнавы. С раннего возраста от Бога ей было дано глубокое смирение. Не посмела она сама подойти за благословением на иночество к духоносному старцу, а попросила об этом сестру.

В ответ отец Варнава произнес: «Она девочка интеллигентная и будет жить в городе. Придет еще время, когда Мария получит высочайшее благословение и будет пострижена на 3-й день после дня памяти преподобной Марии Египетской».

Так великий прозорливец благословил юную Марию на подвиг в миру и повелел ей ежедневно выполнять монашеское правило и читать акафист Иверской иконе Божией Матери.

Слова батюшки Варнавы стали для Марии законом на всю жизнь. В течение многих десятилетий неукоснительно соблюдала она все, заповеданное ей святым отцом. Насколько это было непросто – мы можем только догадываться. Известно, что за ревностное несение послушания Господь сподобляет подвижников высочайших духовных дарований. До времени Мария сокрыла себя от мира. Ограждением от врагов видимых и невидимых были истинное смирение и молитва Иисусова.

По благословению отца Варнавы Мария закончила медицинское училище и служила болящим и страждущим. После того, как гефсиманский старец отошел к Вечности, его преданная духовная дочь всегда разговаривала с ним как с живым и просила о заступлении и помощи. По всему было видно, что он не оставляет ее своим предстательством. Во время первой мировой войны Мария была фельдшером в Царскосельском Дворцовом лазарете. Здесь, по воле Божией, ей удалось видеться и общаться с семьей Царственных Мучеников.

После октябрьского переворота Мария работала в медицинских учреждениях Петрограда. Одному Господу известно, каково тогда было ей нести свой подвиг среди бушующего безбожного мира, когда саму Церковь потрясали всяческие нестроения и расколы. Несомненно, укрепляли подвижницу и молитвы преподобной Марии Египетской, которую она считала своей небесной покровительницей. Всеблагой Промысл Божий приводит Марию в Александро-Невскую Лавру к иеросхимонаху Серафиму, которого она когда-то знала как благочестивого мирянина, духовного сына отца Варнавы. У лаврского духовника обрела она молитвенный кров и более 20 лет находилась под его окормлением. Безусловно, сблизило их и то, что они имели одного небесного покровителя–святого преподобного Варнаву Гефсиманского. Было им о чем вспомнить и чем поделиться.

После отъезда отца Серафима из Лавры Мария посещала его в Вырице, получая уроки высокой подвижнической жизни. Духовное познается только духовным. Это было общение двух людей, которые с полуслова понимали друг друга. Это было общение двух сердец, покоящихся в Господе.

В 1939 году Мария вышла на пенсию. Вскоре, по благословениям Вырицкого старца и митрополита Алексия (Симанского), она оставляет свою квартиру на Литейном проспекте и переходит на жительство при Николо-Богоявленском кафедральном соборе. Здесь трудница Христова несет различные послушания и всецело отдает себя молитве.

Когда город покрыла блокадная ночь, Мария проявила необыкновенную бодрость духа, постоянно утешая и ободряя многих людей. Во время артиллерийских обстрелов и воздушных налетов она слезно молилась великому угоднику Божиему Николаю чудотворцу об избавлении города, и России от вражеского нашествия. Несмотря на голодную слабость и воздушные тревоги, постоянно ходила Мария на Смоленское кладбище и приносила горячие свои молитвы блаженной матери нашей Ксении.

Все годы войны Мария провела рядом с владыкой Алексием, который жил в ту грозную пору в Никольском соборе. Будущий Патриарх почитал ее высоко духовную жизнь, порою спрашивал ее совета. После кончины Патриарха Сергия митрополит стал патриаршим Местоблюстителем и переехал в Москву, а Марию благословил остаться в соборе.

Посвящая дни неустанным трудам во славу Божию, ночи она отдавала молитве. При малейшей возможности приезжала в Вырицу, чтобы из источника благодати почерпнуть новых сил и духовного опыта. Батюшка Серафим очень радовался за свою воспитанницу и видел, как восходит она от силы в силу. Только он мог всецело понять внутреннюю жизнь праведницы и дать мудрые наставления, необходимые для неуклонного духовного роста. Мария преклонялась перед Вырицким подвижником и до конца дней своих почитала его святым богодухновенным старцем. Она следовала всем его назиданиям и советам. Через батюшку научилась Мария желать спасения всем людям, а по неустанным трудам своим обрела и благодатный мир. Перед кончиной отец Серафим Вырицкий благословил многих духовных детей обращаться к матушке Марии за советом и молитвенной помощью.

Постоянно пребывая в недоступных для постороннего взора покаянии, сокрушении сердца и умной молитве, старица Мария уже не могла скрывать свое духовное состояние от истинно верующих людей. Одного взгляда на нее было достаточно, чтобы понять – этот человек не от мира сего. Любовь светилась в каждом ее слове и деле. Люди сами тянулись к ней, на любовь отвечая любовью.

Прихожане приносили ей много подарков, гостинцев, денег, и она тут же раздавала все без остатка самым нуждающимся, как бы перераспределяя полученное. Сам Господь указывал матушке, кому необходима такая помощь.

Вновь и вновь видели люди, как в зной и лютое ненастье, летом и зимою быстрой походкой шагала она в легких тапочках на Смоленку. Блаженная шла к Блаженной, чтобы просить за неразумных и заблудших детей, Матушка Мария часто научала нас: «Идите ко Ксении Блаженной только пешком, читая «Отче наш...» и «Богородице Дево...»

Многие ощущали на себе силу молитв старицы Марии. Матушка обрела неизменную любовь всех верующих и священства города. Люди приходили к ней, чтобы разрешить самые сложные вопросы духовной жизни.

17 апреля 1962 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в Псково-Печерской обители она приняла великую схиму. Было это ровно на третий день после дня памяти преподобной Марии Египетской, как и предсказал ей отец Варнава. Постригал мать Марию ныне приснопамятный старец схиигумен Савва (Савченко).

Более всего поражал всех светлый лик матушки. Голос у нее был тихий и мягкий. Она всегда улыбалась и была очень немногословна. Всегда, с трепетным благоговением вспоминала она отца Серафима. Видно было, что для нее всякая мысль о нем – молитва.

Схимонахиня Мария рассказывала мне, как святой преподобный Варнава Гефсиманский благословил на брак Ольгу и Василия Муравьевых. Впоследствии он благословил их принять монашеский постриг, когда Россию постигнут тяжкие испытания. Матушка восхищалась подвигами Вырицкого старца и говорила: «Какую он прожил жизнь! Скольким людям помог!»

Всегда и во всем старалась она подражать батюшке Серафиму. Ее духовное влияние простиралось далеко за пределы города святого апостола Петра. Промыслом Божиим старицу Марию знали и почитали многие государственные деятели. Когда в начале 60-х годов на Церковь обрушились хрущевские гонения, был арестован и незаслуженно осужден архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко). Матушка очень сокрушалась по этому поводу. Она послала Председателю Верховного суда Александру Федоровичу Горкину коробку конфет и просила передать со словами: «Бабушка Мария просит освободить архиепископа Черниговского». И что вы думаете? Был назначен пересмотр дела и владыку Андрея освободили досрочно...

В ту пору матушка Мария усиленно постилась и молилась Пресвятой Богородице и святителю Николаю о спасении Русской Православной Церкви и православной России. Примечательно, что Хрущев был смещен со всех своих постов именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – нашей. Небесной Владычицы и Заступницы. Это Произошло 1/14 октября 1964 года. А уже в декабре, в результате состоявшегося в Верховном суде совещания под председательством А.Ф. Горкина, были признаны многие факты нарушения законности в отношении Церкви и верующих.

Известно высказывание Председателя Совета министров Алексея Николаевича Косыгина, которое он сделал на торжественном обеде, состоявшемся в гостинице «Россия» после интронизации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова): «Мне очень помогла своими молитвами старица Мария из Никольского собора...»

Дело в том, что после блаженной кончины Патриарха Алексия I в высших эшелонах власти ставился вопрос об упразднении патриаршества, что было бы равносильно разгрому Церкви. На заседании Совета министров все отмалчивались по этому поводу. Один только Алексей Николаевич твердо сказал: «Если мы такое сделаем, то сгорим...» Эти слова впоследствии упомянул он в разговоре с архиепископом Никоном (Фомичевым).

А Святейшему Патриарху Пимену Алексей Николаевич сказал: «Желаю Вам, Ваше Святейшество, твердо держать предание православной веры!»

Когда вопрос о патриаршестве решался на государственном уровне, матушка Мария вновь взяла на себя особый подвиг поста и молитвы. В то время она и без того была очень слаба, и мы так сокрушались, переживая за свою наставницу. Только через благодатную помощь свыше выдержала она это испытание. О ней можно сказать те же слова, которые матушка произносила об отце Серафиме Вырицком: «Какую она прожила жизнь! Скольким людям она помогла!»

Когда из Псково-Печерского монастыря по навету изгнали архимандрита Антипу, матушка Мария добилась у Патриарха его восстановления. Таких примеров можно привести множество – Правда Божия была для старицы превыше всего.

Великую подвижницу любили и почитали многие иерархи Церкви и настоятели обителей. Тесная духовная связь существовала между матушкой и Святейшим Патриархом Алексием I. Однажды она дала мне большое-большое красивое яблоко и велела отвезти его в Москву Святейшему. Первосвятитель Церкви принял этот необычайный дар, поцеловал и положил перед собою. Затем задумчиво посмотрел на яблоко и передал матушке высочайшее благословение. Второй раз таким же образом старица передала патриарху Богородичную просфору из Псково-Печерской обители. С просфорой он поступил точно также, как и с яблоком. Что все это означало, ведомо Единому Господу, но когда Святейший приезжал в город на Неве, он всегда встречался с матушкой Марией и уединенно беседовал с нею.

Шло время, возраст брал свое. Телесные силы старицы таяли, хотя духом она была по-прежнему необычайно бодра. Душа человеческая не стареет, наоборот, с возрастом она совершенствуется, если стремится к небесным обителям. Матушке было открыто время ее кончины. Тогда она говорила: «Пора мне в дорогу, пора мне в дорогу!» Мы недоумевали: «В какую еще дорогу? Вы же так больны!» Однако, пришло время исполниться предначертанному.

11 марта 1971 года, совершая Божественную литургию, отец Игорь Мазур причастил старицу Марию Пречистых и Животворящих Таин Христовых. После принятия Святых Даров матушка как бы уснула в алтаре нижнего храма Николо-Богоявленского собора. Когда закончилась Литургия, то оказалось, что она мирно отошла ко Господу еще во время богослужения. Дай Бог всякому такую светлую кончину...

Рассказ об ученице отца Серафима Вырицкого дополняет Татьяна Николаевна Алихова, которая окормлялась у вырицкого подвижника в течение пяти лет до самой блаженной его кончины:

...Когда стало совершенно очевидно, что старец начал угасать, многие духовные чада спрашивали у него: «Батюшка! Что же нам делать? Без вас мы осиротеем...» Тогда отец Серафим отвечал: «Ничего подобного! У вас теперь в Никольском соборе есть матушка Мария». Перед концом своей земной жизни отец Серафим Вырицкий очень многих благословил перейти под духовное окормление к старице Марии.

Ее светлый образ навсегда вошел в мое сердце и душу. Вместе с родными и близкими я находилась под ее духовным руководством до 1971 года. Рядом с матушкой было легко и спокойно. Взгляд ее светился любовью и состраданием, люди ощущали ее несомненную святость. Мы же неоднократно испытали на себе сипу ее молитв, благословения и прозорливости.

Однажды в нашем присутствии матушка Мария вручила повару владыки Григория (Чукова) – Анне Петровне – блин, сказав при этом: «Помяни новопреставленную рабу Божию Елизавету!» Через три дня скоропостижно скончалась сестра Анны Петровны – Елизавета Петровна.

Весной 1961 года заболела моя мама. В воскресный день 21 мая в Никольском соборе нас с сестрою подозвала к себе матушка Мария и, ни о чем не спрашивая, сказала: «Маму надо причастить! Завтра праздник святителя Николая, а во вторник обязательно надо». Мы ответили, что маму причащали совсем недавно, 12 мая, и по служебным обстоятельствам нам было бы удобнее сделать это в четверг. На это старица твердо повторила: «Надо во вторник!» Мы исполнили ее благословение. Во вторник отец Иоанн Тихомиров исповедал и причастил маму, а в четверг утром она покинула этот мир.

В октябре 1964 года тяжелый недуг поразил моего мужа. Был созван консилиум, в который вошли одиннадцать врачей. Заключение звучало как смертный приговор – супругу оставалось жить не более одного месяца. Я побежала в Никольский собор. Матушка сказала, что необходимо послать кого-нибудь в Псково-Печерский монастырь к старцу схиигумену Савве, чтобы он помолился о здравии Виталия Васильевича. Когда в Печоры приехала моя духовная сестра Вера, то отец Савва прочел сразу пять акафистов. Молилась тогда за моего болящего супруга и матушка Мария. Вскоре ему стало легче, болезнь начала постепенно отступать. После чудесного выздоровления Виталий Васильевич прожил еще тридцать лет...

Своими воспоминаниями о духовной дочери отца Серафима Вырицкого делится также настоятель храма во имя святителя Петра, митрополита Московского, на бывшем Творожковском подворье протоиерей Игорь Мазур, преподавший старице Марии Святые Дары в день ее блаженной кончины:

...Матушка Мария была необыкновенным человеком, воистину жителем иного мира. И где это было видано, чтобы женщина жила при алтаре! Однако, по высочайшему благословению Патриарха Алексия I последние несколько лет, будучи уже больной, старица жила в специальной комнатке при алтаре, почти не выходя из святилища. Какими озарениями одаривал ее Господь, оставалось для нас тайной, но по ее словам и молитвам сбывалось все абсолютно точно. К ней допускали мужчин, а женщины получали от нее благословение через священников...

Рассказывает протоиерей Вячеслав Клюжев, настоятель храма во имя великомученицы Екатерины в Царской Славянке, также служивший в ту пору в Никольском соборе:

...Глас верующего народа – глас Божий. На протяжении десяти лет я наблюдал, как многие люди шли за советом и благословением к старице Марии. Она пользовалась искренним и глубоким почитанием народа. И почитали ее как святую.

Ее светлый лик, полные любви глаза и великая доброта притягивали к себе людей. Так слетаются пчелы на мед. Все знали, что если матушка благословит, то любое начинание закончится успешно (экзамен, операция, какая-либо деловая поездка, командировка и тому подобное). Все верили в силу ее святых молитв, а молитвенница она была великая! Целые ночи выстаивала она на молитве при алтаре, где последние пять-шесть лет жила в особой комнате. Сбывалось все, что она предсказывала и получалось так, как она говорила...

***

Когда матушка Мария тихо почила о Господе, то ее похороны стали еще одним свидетельством народной любви – на отпевание великой подвижницы собралось очень много верующих со всего города. Похоронена старица схимонахиня Мария на Шуваловском кладбище.

Многие петербуржцы поминают ее в своих молитвах и веруют, что ныне ученица отца Серафима Вырицкого предстательствует за нас на небесах...

В настоящее время ведется поиск и сбор информации по матушке Марии и ее семье.

По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского, собираются свидетельства о помощи схимонахини Марии людям, которые приходят на ее могилку со своими нуждами. Письма можно оставлять в притворе храма, в специальном ящике у иконы святителя Николая.

Царствия Небесного схимонахине Марии - великой труженице и молитвеннице!

Приходите и вы с любое время помолиться к матушкам. По дорожке от храма до могилок развешаны указатели.

Еще о схимонахине Марии читайте здесь.