В Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, 28 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Курганский и Белозерский Даниил, схиархимандрит Оптиной пустыни Илий (Ноздрин), ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители.
За богослужением пел хор собора под руководством Льва Дунаева.
Среди молящихся был директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.
"Для нашего назидания Святая Церковь за Божественной литургией предложила нам сегодня отрывок из Евангелия об исцелении Господом расслабленного, - сказал владыка в проповеди. - Спаситель везде, где была возможность, учил, проповедовал - на природе, на море, в горах, синагогах и в частном доме. Так, сегодня Он пришел в один частный дом в Капернауме. Двор был заполнен людьми, а в это время четверо человек принесли своего друга -расслабленного, парализованного. Они не стали дожидаться, когда Христос закончит поучение, разобрали крышу и на носилках спустили к Его ногам расслабленного. Даже Спаситель удивился, видя такую решимость друзей, их веру и горячее желание помочь собрату. Народ смотрел и недоумевал, что происходит и в чем причина болезни парализованного. Господь читал мысли людей. Он сказал: "Чадо, прощаются тебе грехи твои" (Мф. 9:2), тем самым дав понять народу, что причина болезни - грехи".
"Причина всех скорбей, страданий и болезней - наши грехи, - продолжил архипастырь. - Там были книжники, которые наблюдали за Господом и подумали, что Он богохульствует. Кто может прощать грехи? Они еще не верили, что Иисус Христос - Сын Божий, хотя в это уже уверовали Иоанн Креститель, апостолы Андрей Первозванный и Нафанаил. Господь хотел, чтобы все остальные тоже уверовали, что Он - Сын Божий, а не только Иисус из Назарета. Спаситель сказал расслабленному: "Встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мф. 9:7). Что больше - прощать грехи или исцелить на глазах в одну минуту парализованного? Господь показал, что Он - Сын Божий".
"Церковь приводит этот евангельский отрывок во время поста, чтобы показать: если мы хотим получить исцеление от своих расслаблений, надо прощаться с грехами, очищать сердце от страстей. Только в чистое сердце может войти благодать Божия. Об этой благодати как раз учил святитель Григорий Палама. В XIV веке возникли споры о Фаворском свете: тварный он или нет, физический или нет. Григорий Палама оставил святоотеческое богословие о том, что этот свет - нетленный, божественный, и все мы призваны стяжать его. Фаворский свет на Афоне стяжают многие подвижники, которые непрестанно молятся Богу. Господь говорил, что каждый из нас должен внутренне просветиться, чтобы люди видели наши добрые дела и прославляли Отца Небесного. Наша задача - стяжать этот свет внутри себя. Для этого требуются время и подвиг. А какое время лучшее в году, как не Великий пост? Это время, когда можно исправиться и принести плоды покаяния. До наступления Пасхи мы должны приложить все силы, чтобы очистить нашу святую душу", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Иоанна Шанхайского.
На память о богослужении митрополит Варсонофий подарил владыке Даниилу крест и панагию, а схиархимандриту Илию - крест.
Заслуги директора музея в духовном просвещении людей с ограниченными возможностями были отмечены знаком священномученика Серафима Петроградского. За усердное служение Святой Церкви и в связи с 60-летием сотрудник музея Александр Арютин был награжден серебряной медалью святого апостола Петра. Митрополичьи грамоты вручены другим сотрудникам - Елене Веденеевой, Анне Корчагиной, Светлане Майструк, Нине Ивановой, Игорю Стахееву, Дарье Чудотворовой, Анатолию Шарию и Марине Хайретдиновой.
За усердное служение Святой Церкви и в связи с юбилейной датой со дня рождения казначей собора Любовь Алексеева была награждена серебряной медалью святого апостола Петра.
Директор музея подарил правящему архиерею Корсунскую икону Божией Матери.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Едва достигнув 20 лет, удалился на Афон, где проникся духом исихазма и принял его как основу жизни. Когда в Константинополь приехал ученый монах Варлаам и объявил учение об исихазме еретическим, святитель вступил с ним в дискуссию и одержал победу. В 1341 году Константинопольский Собор принял его положения о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, обращенных к миру и доступных восприятию как фаворский свет, но являющихся нечувственными и несотворенными.
Собор преподобного Исаакия Далматского был задуман императором Петром I, который родился в день памяти этого святого. Современному храму предшествовали три храма, оказавшиеся недолговечными. Четвертый был заложен в 1819 году по проекту Огюста Монферрана. Строился 40 лет. Был освящен 12 июня 1858 года как главный собор Российской империи. Здесь совершались благодарственные молебны в памятные дни петровских побед, торжественно отмечали день основания Санкт-Петербурга. В советское время храм закрыли, в нем разместился антирелигиозный музей. В 1937-м он получил статус памятника, а музею определили историко-художественный профиль. Первое богослужение прошло в 1990 году. С осени 2015-го по договоренности с музеем в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.