«Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы он возрастал в познании»
(святой преподобный Нектарий Оптинский)
Каждый раз, возвратившись из паломнической поездки, мы благодарим Всемилостивого Бога за возможность прикоснуться суетной и отягощенной мирскими заботами душой к великим христианским святыням. Посетив места, где совершали духовные подвиги святые угодники Божии, чувствуешь желание подражать им, радостно следуя за Господом, освобождаясь от груза греховных привычек и помыслов. Напитанные Божией Благодатью мы будто бы воспаряем над обыденной жизнью, и хочется поделиться этой светлой радостью со всеми ближними и дальними. И самое главное тогда – не расплескать, не потерять, не растратить напрасно эту благодать, дарованную Богом.
В начале августа прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко совершили четырехдневную поездку в Калужскую епархию.
В первый день поездки, по дороге в Калужскую область, мы посетили два монастыря в Серпухове. Первым стал Введенский Владычный женский монастырь. Эта святая обитель, бывшая до 1806 года мужским монастырем, основана в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским, услышавшим глас, повелевший ему поставить в пределах града Серпухова монастырь во имя Божией Матери «на спасение многим душам человеческим и себе в память». По молитвам святителя Алексия и его келейника — преподобного Варлаама было выбрано место для обители на берегу реки Нары близ её впадения в реку Оку, на котором в 1362 году был построен первый храм. Первым настоятелем созданной обители стал преподобный Варлаам Серпуховской, святые мощи которого и ныне почивают в монастыре. И мы начали наше паломничество с молитвы у этой святыни. Об истории обители нам рассказала насельница монастыря монахиня Инна. Как и многие русские монастыри, обитель знала периоды расцвета, упадка и поругания.
В конце XIX века в монастыре был явлен святой чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Церковное предание гласит, что в 1878 году отставному солдату, обнищавшему и обезножевшему вследствие пристрастия к винопитию, в сонных видениях трижды являлся старец, велевший для исцеления души и тела отправиться во Владычный монастырь и молиться в Георгиевском храме перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С трудом преодолев долгий путь, передвигаясь на четвереньках и ползком, несчастный добрался до обители и поведал одной из послушниц монастыря о полученном им знамении. Но образ, к которому пришел страдалец, был там неизвестен. После долгих поисков обратили внимание на икону, висевшую в проходе из Георгиевского храма на колокольню. На иконе Пречистая Дева была изображена перед Чашей, в которой находился Богомладенец. Когда икону сняли со стены, то на обратной стороне прочитали её название – «Неупиваемая Чаша». Чаша Неупиваемая, поскольку Агнец Её «всегда ядомый и никогда неиждиваемый». Перед святым образом был отслужен молебен, после чего страждущий солдат получил исцеление. А приложившись к святым мощам преподобного Варлаама, он узнал в нем старца, повелевшего ему посетить монастырь. К святому образу начали приходить многочисленные паломники, многие из которых получали исцеления от душевных и физических недугов. Святой образ перенесли в соборный храм обители. Икона была украшена позолоченной серебряной ризой, подаренной купцом Стефаном Федоровым, получившим исцеление от недуга.
Святой образ находился в обители до её закрытия в 1919 году, а затем был утерян. Существуют чудотворные списки этой иконы, один из которых находится в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, который мы также посетили.
Эта древняя обитель, одна из девяти, основанных в XIV веке по благословению святого преподобного Сергия Радонежского. В те времена эти земли входили в удел князя Владимира Андреевича Храброго. Монастырь был обнесен высокими каменными стенами для защиты и укрепления границ княжества. Преподобный Сергий, прибывший сюда со своим учеником преподобным Афанасием Высоцким, выбрал место для постройки храма и благословил преподобного Афанасия стать первым настоятелем новой обители. Из стен обители в 1380 году вышли, благословленные преподобными Сергием и Афанасием воины дружины князя Владимира, чтобы сразиться с войском орды на Куликовом поле. В обители были захоронены погибшие в битве воины. В воспоминание об их подвиге был построен трапезный храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1381 году при участии преподобного Сергия был освящен главный храм обители во имя Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Настоятелями монастыря были святые преподобный Афанасий-младший и преподобный Никита Серпуховской, молитвами и трудами которого обитель была восстановлена после разрушительного набега татар в 1408 году. Период расцвета обители пришелся на время царствования Михаила Федоровича Романова. Монастырь получил щедрые пожертвования, на которые были обновлены храмы. К монастырю были приписаны около 400 дворов с 3000 крестьянами. Благосостояние обители упало в период царствования императрицы Екатерины II и вновь улучшилось при императоре Александре I.
В годы богоборчества обитель была поругана, разграблена и закрыта. С ноября 1918 года в ней расположились латышские стрелки. На территории монастыря было устроено место расстрела и лагерь для политзаключенных. До 1931 года только в Покровском храме совершались службы, в 1924 году Божественную Литургию здесь служил Патриарх Тихон.
После 1931 года в монастырских помещениях располагались жилые квартиры, склады, казармы, пилорама, загоны для скота.
В марте 1991 года обитель была возвращена Церкви, и началось её возрождение. Об истории обители и её святынях нам рассказал иеромонах Трифон.
Одной из главных святынь монастыря является находящийся в Покровском храме чудотворный список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Мы поклонились святыням обители, среди которых частица Гвоздя Распятия, частица Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей святых угодников Божиих (прав. Анны, святых апостолов Андрея, Матфея, Фомы, Луки, Марка, святого пророка Иоанна Предтечи, святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, равноап. князя Владимира, святителя Николая, преп. Сергия), часть рубашки прп. Серафима Саровского, личные вещи прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворный образ святого великомученика Георгия.
Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев-Боровский монастырь, ставший следующим местом нашего паломничества, основан в 1444 году святым преподобным Пафнутием Боровским на живописном месте, на пересечении двух рек, там, где река Истерьма впадает в реку Протву. Преподобный Пафнутий с юных лет возлюбил Бога и принял монашеский постриг в возрасте 20 лет. Его духовным наставником стал преподобный Никита Серпуховской, ученик преподобного Сергия Радонежского. Святой Пафнутий 63 года нес монашеский подвиг, воспитав множество учеников, среди которых святой преподобный Иосиф Волоцкий. Господь ниспослал преподобному Пафнутию дары прозорливости и чудотворения. Он прославлен в лике святых в 1547 году.
Главный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1467 году, был расписан Дионисием. Через 120 лет он был разобран. Фрагменты росписи ныне находятся в Московском музее русской иконы им. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. На месте разобранного храма по повелению царя Феодора Иоанновича был построен новый пятиглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы, обнесенный крепостными стенами и башнями. Позднее были возведены храм Рождества Христова с трапезной и высокая колокольня, внешне напоминающая колокольню Московского Высоко-Петровского монастыря, храм пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана, патриарха Цареградского. В годы реформ Патриарха Никона насельники обители приняли сторону древнего исповедания веры, за что были подвергнуты репрессиям. Претерпели мученическую смерть бывший настоятель монастыря епископ Коломенский и Каширский Павел, и иеромонах Полиевкт Боровский. В обители в заточении находились протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова и её сестра княгиня Евдокия Урусова. Обе умерли здесь от голода.
Первый период упадка обители пришелся на годы правления императрицы Екатерины II. У монастыря были отобраны земли, количество насельников сократилось до 33 человек.
В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре вновь восстановлен.
После революции 1917 года монастырь был разграблен, поруган и закрыт. Имущество монастыря было передано в музеи. На территории обители располагались исправительная колония и сельскохозяйственный техникум.
В 1991 году обитель была возвращена Церкви, и началось её возрождение.
Главной святыней монастыря является частица мощей её основателя – святого преподобного Пафнутия Боровского. Во время экскурсии мы поднимались на стены монастыря, откуда открывается прекрасный панорамный вид обители, побывали в концертном помещении с необыкновенной акустикой, помолились об упокоении схиархимандрита Власия (Перегонцева), бывшего духовником обители с 1991 года, почившего в ноябре 2021 года. На его могиле отец Александр отслужил литию. Наша гид, Мария, поделилась своими воспоминаниями о батюшке. Он был её духовным наставником. Рядом с местом погребения установлен памятник схиархимандриту Власию.
Затем мы посетили село Высокое, где находится подворье монастыря с церковью Покрова Пресвятой Богородицы – памятником деревянного зодчества. Храм был построен в 1620 году. Самые отважные паломники окунулись в воды святого источника близ этого храма.
Последним местом нашего паломничества в этот день стал Малоярославецкий Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь. Здесь мы молились за вечерним богослужением, а затем отправились на экскурсию по обители. Точное время основания её неизвестно. Летопись упоминает о нахождении на этом месте в XIV веке Никольской церкви, построенной дворянами Оболенскими. В летописи об обители упоминается c XVI века. В Смутное время монастырь был разорен, а после своего восстановления упразднен в 1775 году императрицей Екатериной II. Обитель была вновь восстановлена в начале XIX века по инициативе местного купца Целебеева и на его пожертвования.
В 1812 году монастырь пострадал при нашествии войска Наполеона. На воротах монастыря до наших времен сохранились следы снарядов. По распоряжению императора Александра I следы шрапнели оставлены в память о боях, проходивших здесь во время Отечественной войны 1812 года. К 1813 году обитель была восстановлена. Был заново построен Никольский собор.
В 1918 году монастырь был закрыт. До 1926 года службы проходили в Никольском соборе, который стал приходским храмом. Затем в помещениях обители располагались педагогический техникум, музей и жилые квартиры. В 1991 году монастырь был возвращен Церкви. Храмы реставрированы. При обители открыты филиал Российского государственного социального университета, православная гимназия, приют для девочек «Отрада».
Утром второго дня мы отправились на Божественную Литургию в Казанский храм Свято-Введенской Козельской Оптиной пустыни. После окончания богослужения для нас была проведена экскурсия по монастырю.
Оптина пустынь является одной из древнейших российских обителей, ей присвоен статус объекта культурного наследия Федерального значения. Согласно церковному преданию монастырь был основан в XIV веке неким разбойником Оптой, раскаявшимся в греховной жизни и принявшим монашеский постриг с именем Макарий. Первоначально, как видно из сохранившихся архивных документов XV века, обитель называлась Макарьевской. В первые годы в монастыре проживало от 3 до 12 насельников. В период царствования Петра I обитель была упразднена, как малонаселенная и приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. В 1726 году обитель была вновь открыта. Время духовного расцвета обители наступило в XIX веке, в связи с появлением в ней благодатного старчества.
В обитель приезжали многочисленные паломники, чтобы ощутить особую атмосферу молитвы и получить духовное наставление. Обитель прославлена именами великих старцев, 14 из которых причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Все они были призваны на служение Богом, с Помощью Которого достигли состояния бесстрастия, любви, сердечной чистоты. Им была открыта Воля Божия и ниспосланы дары рассуждения, прозорливости, врачевания душ от страстей для ведения паствы к спасению. Началом старчества в обители считается 1829 год, когда здесь поселился преподобный Лев (Наголкин). Отец Лев читал в душах, приходивших к нему людей их сокровенные помыслы и тайные забытые грехи, и призывал их к сердечному покаянию.
В 1834 году в Оптинский монастырь пришел преподобный Макарий (Иванов), ставший духовником обители. Его трудами были изданы переводы святоотеческих книг и рукописей.
Братья Путиловы, преподобные Моисей и Антоний, поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни в 1821 году. Преподобный Моисей стал строителем, а затем наместником Оптиной обители, управляя ею 37 лет. В годы его управления были построены церковь во имя св.прп. Марии Египетской, кладбищенская церковь во имя Всех Святых, братские корпуса, возведена каменная ограда, расширен главный храм обители – Введенский собор, собрана богатая библиотека, началась книгоиздательская деятельность. Преподобный Антоний в течение 18 лет был начальником Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни.
Преподобный Амвросий (в миру Александр Гренков) поселился в обители в 1839 году в качестве послушника, будучи еще мирским человеком. Он стал келейником Оптинских старцев Льва и Макария, нес послушания в монастырской пекарне и на кухне Иоанно-Предтеченского скита, принимал участие в строительных работах. В 1842 году был пострижен в монашество с наречением имени Амвросий, в честь святого преподобного Амвросия Медиоланского. В 1845 году состоялось его рукоположение в иеромонаха. Тяжело заболев, в 1848 году он был пострижен в схиму. Из-за болезни находясь в вынужденном затворе, преподобный Амвросий помогал старцу Макарию в переводах святоотеческих книг и в переписке с людьми, просившими духовных наставлений и советов. После кончины старца Макария (в сентябре 1860 года) он стал духовным наставником братии обители и богомольцев. К нему за советом и утешением приходило множество людей разных сословий. Преподобный Амвросий стяжал от Господа дары духовного рассуждения, сердечной молитвы, христианской любви, прозорливости и исцеления. Им была устроена Шамординская Казанская женская обитель с детским приютом, школой и богадельней.
Старец Амвросий удостоился стать первым из Оптинских старцев, причисленным к лику святых (прославлен Церковью в 1988 году).
Преподобный Иларион (Пономарев) поселился в Оптиной пустыне в 1839 году. Был в течение 20 лет келейником старца Макария, трудился на пасеке, в садах и трапезной. С 1863 года нес послушание начальника Иоанно-Предтеченского скита.
Преподобный Исаакий (Антимонов) поселился в скиту Оптиной пустыни в 1847 году. Нес послушания на пасеке, на кухне и в пекарне. С 1862 по 1894 г. был настоятелем монастыря.
Преподобный Анатолий (Зерцалов) поселился в обители в 1853 году. Нес послушания скитоначальника и духовника Шамординской обители.
Преподобный Иосиф (Литовкин) поселился в обители в 1861 году. Нес послушание келейника преподобного Амвросия, а с 1888 года – скитоначальника. Он дважды удостоился явления Божией Матери.
Преподобный Варсонофий (Плиханков) поселился в Иоанно-Предтеченском скиту в 1889 году. Провел 10 лет в затворе под руководством старцев Анатолия и Нектария. Находился в духовном общении со святым праведным Иоанном Кронштадтским, старцем Варнавой Гефсиманским, митрополитом Петербургским Антонием и митрополитом Московским Трифоном. Нес послушания духовника скита и Шамординской обители.
Преподобный Анатолий (Потапов) поселился в Оптиной пустыне в 1885 году. Был келейником старца Амвросия. Продолжил вместе с преподобным Нектарием старческое служение после революции, претерпев гонения, обыски и аресты. Своей христианской любовью, состраданием и вниманием к людям назывался паствой утешителем. У него окормлялись епископы Серафим Соболев и Трифон Туркестанов, исповедовалась преподобномученица Елизавета Федоровна.
Преподобный Нектарий (Тихонов) поселился в обители в 1873 году. Более 20-ти лет находился в полузатворе. Стал последним из избранных Оптинских старцев. Стяжал от Господа дар прозорливости, принял на себя подвиг юродства. Претерпел гонения и арест.
Преподобный Никон (Беляев) исповедник. Прибыл в Оптину пустынь в 1907 году. Стал письмоводителем старца Варсонофия. После закрытия обители трудился в сельскохозяйственной артели, созданной на её территории. Служил в Козельске, принимая богомольцев. Претерпел гонения, аресты и ссылку.
Преподобномученик Исаакий (Бобраков) поселился в обители в 1884 году. В 1914 году стал настоятелем монастыря. После закрытия обители создал в Белеве общину из гонимых монашествующих, за что в 1937 году был арестован и расстрелян вместе с Оптинскими насельниками: игуменом Софронием, монахом Мисаилом, иноками Даниилом и Григорием.
Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, возведенная на месте разрушенного больничного храма, является усыпальницей семи преподобных Оптинских старцев: Льва, Макария, Илариона, Иосифа, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова). Их святые мощи, обретенные в 1998 году, покоятся в мраморных раках.
В церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, возведенной в начале XIX века, восстановленной в конце XX века, и освященной Святейшим Патриархом Алексием II 26 июля 1996 года – в день канонизации преподобных старцев Оптинских, под спудом покоятся святые мощи старцев Моисея, Исаакия и Антония. Этот храм стал последним, в котором совершались богослужения в советское время. Последняя Божественная Литургия была отслужена святым преподобным старцем Оптинским Никоном в 1923 году.
В главном храме монастыря – соборе во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, возведенном во второй половине XVIII века, покоятся святые мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария. После возвращения обители Церкви в 1987 году, северный придел собора был освящен в честь преподобного Амвросия. Ежедневно рака с его святыми мощами открывается и читается акафист святому преподобному Амвросию с всенародным пением. Мы приняли участие в чтении акафиста и приложились к святым мощам преподобного старца.
После экскурсии мы посетили монастырское кладбище и часовню, возведенную на месте погребения убитых в 1993 году в день Праздника Светлого Воскресения Христова иеромонаха Василия Рослякова, инока Трофима Татарникова и инока Ферапонта Пушкарева. Отец Александр отслужил литию у могил новомучеников.
В этот день мы побывали на вечернем богослужении во Введенском соборе и на святом источнике преподобного Пафнутия Боровского.
Утром третьего дня мы отправились в Шамординскую Казанскую Амвросиевскую женскую обитель, где за Божественной Литургией приобщились святых Христовых Тайн. Затем послушница Елена провела для нас экскурсию по монастырю.
Шамординская обитель создана по благословению и молитвам святого преподобного Амвросия Оптинского, радевшего о немощных и обездоленных, ищущих спасения у Бога. В эту женскую общину принимались все желающие посвятить себя служению Богу, независимо от возраста и состояния здоровья. Изначально святой старец принял на себя заботу о содержании общины и её насельниц.
Первой настоятельницей обители стала ученица преподобного старца Амвросия – София Болотова, принявшая монашеский постриг в сентябре 1884 года. Все свое имущество она передала обители. Её трудами и молитвами в обители были построены церковь, кельи для насельниц, хозяйственные постройки. Были открыты золотошвейная и иконописная мастерские, ясли, приют, начальная школа для детей, богадельня. Игуменья София отошла ко Господу в 1888 году. К этому времени в обители проживало 250 насельниц. Еще при жизни игуменьи Софии было задумано строительство Казанского храма. Для этого в обители был построен кирпичный завод. Строительство Казанского храма было завершено в 1902 году. Большую помощь в строительстве храма и благоустроении обители оказал московский купец, торговец чаем Сергей Перлов. Он часто приезжал в Шамординский монастырь и даже построил на территории обители дом для своей семьи. Сергей Перлов удостоился быть похороненным в обители рядом с храмом. Насельницей Шамординской пустыни была сестра классика русской литературы Льва Толстого - Мария Николаевна. За несколько лет до кончины она приняла монашеский постриг. Погребена на монастырском кладбище.
Здесь, в созданной им обители, любил бывать преподобный старец Амвросий. Для него была устроена келья в одном из корпусов монастыря. В ней прошли последние дни его жизни. Здесь он отошел ко Господу 10(23) октября 1891 года. После возрождения обители над этой кельей возведен храм, освященный в июне 1996 года Святейшим Патриархом Алексием II во имя святого преподобного Амвросия Оптинского.
Обитель была закрыта в 1923 году, её земли и угодья передали колхозу. Сестры обители, которых к 1918 году было 800, подверглись гонениям, арестам и ссылкам. Духовная жизнь монастыря возобновилась в 1990 году, когда в храме во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» была отслужена Божественная Литургия. Обитель возвращена Церкви в январе 2019 года.
В пяти километрах от Шамордино находится село Клыково. В начале XIX века эти земли принадлежали поручику Полторацкому. В его имении был построен храм во имя Спаса Нерукотворенного образа. После революции храм был закрыт и поруган. После начала возрождения Оптинской обители храм был возвращен Церкви. По благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента здесь в 1992 году было образовано Архиерейского подворье, ныне мужской монастырь – Спаса Нерукотворного пустынь, насельниками которого стала братия, пришедшая из Оптинского монастыря. Насельницей этого монастыря с января 1996 года была схимонахиня Сепфора (в миру Дарья Николаевна Шнякина). Менее полутора лет прожила матушка Сепфора в обители, но ниспосланные ей Богом дары прозорливости, сострадания и любви к людям, привлекали многочисленных паломников приезжать к ней за духовным наставлением, молитвой и утешением. Матушка Сепфора отошла ко Господу 13 мая 1997 года в возрасте 101 года. И после окончания земной жизни она продолжает помогать обратившимся к ней за помощью людям.
Схимонахиня Сепфора похоронена возле алтаря Никольского придела храма Спаса Нерукотворного образа. Мы посетили домик матушки, где все осталось так, как было при её жизни. А затем отец Александр отслужил литию на могиле старицы.
Вечером мы посетили Оптину пустынь, простились с полюбившейся нам обителью, и вместе с братией прошли вечерним крестным ходом вокруг монастыря.
Утром четвертого дня мы отправились в Успения Пресвятой Богородицы Калужскую Свято - Тихонову пустынь. Эта древняя обитель была основана в XV веке святым преподобным Тихоном Калужским, пришедшим сюда из Киева. Стремясь к уединению для сердечной молитвы и духовных размышлений, преподобный Тихон поселился в лесной чаще в дупле дуба, прожив там 17 лет. Он питался травой, а воду черпал из вырытого им колодца. Узнав о боголюбивом отшельнике, к нему начали приходить люди за советом и утешением. Некоторые пожелали остаться с ним. Однажды владелец земель князь Ярослав приказал преподобному Тихону удалиться и даже замахнулся на него плетью, но рука его отнялась и осталась неподвижной. Князь раскаялся и попросил прощения у святого Тихона, после чего преподобный исцелил его. По просьбе князя и учеников преподобный Тихон устроил вблизи своего жилища обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы и стал первым настоятелем её. Перед сражением на реке Угре святой Тихон благословил князя Иоанна Васильевича III на битву с татарским войском. Монахи обители молились, крестили, причащали воинов, отпевали погибших. При жизни преподобный Тихон прославился дарами чудотворения и исцеления. И по окончании земной жизни он продолжает помогать людям, о чем мы узнали на экскурсии по обители. Преподобный Тихон был причислен к лику святых в 1551 году на Стоглавом соборе. Его святые мощи почивали в Успенском соборе обители, а во времена Смуты были спрятаны под спудом. На месте захоронения преподобного Тихона ныне установлена мраморная рака. К Успенскому монастырю приписан Сергиевский скит, основанный в 1906 году великой княгиней Елизаветой Федоровной в память об убитом супруге великом князе Сергее Александровиче. В скиту получали помощь паломники, отправляющиеся на Святую Землю. Там же были открыты больница, приют, школа для слепых и глухих детей. В 1918 году Успенский монастырь и Сергиев скит были закрыты. Был взорван Преображенский храм, снесен дуб, в дупле которого жил преподобный Тихон. Помещения обители заняла воинская часть и разместилась сельскохозяйственная техника. В апреле 1991 года обитель была возвращена Церкви.
Троицкий кафедральный собор г. Калуги, который мы посетили в четвертый день поездки, был построен в начале XIX века на месте, где в XVI веке находилась деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, а затем в XVII веке каменный Троицкий собор. На строительство существующего ныне Троицкого собора императрицей Екатериной II были пожертвованы 30 тысяч рублей, но строительство собора продолжалось более 20 лет. Он был освящен в только 1819 году. В 1888 году рядом с собором был разбит сквер, названный Владимирским в честь посещения собора Великим князем Владимиром Александровичем. Сейчас в этом сквере установлены памятники святым преподобным Кукше и Лаврентию, совершавшим духовные подвиги на Калужской земле.
В 1924 году собор был закрыт и разорен. В советское время в нем располагались Дом обороны, кинотеатр, спортивная школа, Выставочный зал. А в годы Великой Отечественной войны в помещениях собора был склад боеприпасов. В 1991 году собор был возвращен Церкви. Одной из главных святынь храма является чудотворный список Калужской иконы Божией Матери.
Святой образ, обретенный чудесным образом на чердаке дома помещика Василия Хитрово в 1748 году, прославился множеством исцелений по молитвам страждущих, а также избавлением от эпидемии чумы в 1771 году, от эпидемии холеры в 1892 году, избавлением от нашествия французов на Калугу во время Отечественной войны 1812 года. Еще один список этой иконы находится в Калужском Георгиевском соборе, который мы также посетили.2-х этажный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца был построен в 1701 году на средства, пожертвованные семьей купцов Коробовых, на месте ранее существовавшей Георгиевской церкви XVII века. В годы богоборчества храм был закрыт, здесь располагались светские учреждения, а во время Великой Отечественной войны помещения храма использовались фашистами под гетто. В конце XX века храм был возвращен Церкви. С 1992 года в нем возобновлены богослужения. При храме существует школа для «особенных детей» и сестричество. Прихожане храма оказывают помощь насельникам Дома-интерната для умственно отсталых, лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, помогают престарелым и инвалидам.
Мы также посетили храм святителя Николая Чудотворца, построенный в XVII веке. Этот храм, единственный в Калуге, в котором совершались богослужения в советское время. Он был ненадолго закрыт в 1935 году, когда его использовали под зернохранилище. С 1939 года храм был передан обновленцам, которые совершали здесь службы до 1941 года. В 1945 году храм был возвращен Церкви. Главными святынями храма являются древние иконы святителя Николая и частица его святых мощей.
Последней обителью в программе нашего паломничества стал Костромской во имя Казанской иконы Божией Матери девичий монастырь. Он был основан после окончания Смутного времени. В первой половине XVII века закончилось строительство Казанского собора, ставшего главным храмом обители. В начале XX века на его месте был построен новый собор, уцелевший в богоборческое время. В помещениях храма располагался Государственный архив Калужской области. С 1992 года началось возрождение обители. Была образована община, но сестры монастыря вынужденно проживали в других обителях. Ежегодно в день празднования Казанской иконы Божией Матери они приходили крестным ходом к Казанскому собору, вознося молитвы о возвращении его верующим. Ныне обитель возрождается. Об истории монастыря нам рассказала инокиня Фамарь.
Как богата русская земля христианскими святынями, припадая к которым мы укрепляемся в вере, а ниспосланная на нас Божия благодать делает нас сильнее, милосерднее и мудрее. Посетив святые обители, понимаешь причины, по которым молодой учитель Александр Гренков, приехав в монастырь за духовным советом, навсегда поселился в Оптиной обители, став старцем Амвросием. А приехавший летом 1988 года в Оптину пустынь потрудиться московский журналист, успешный спортсмен Игорь Росляков, остался здесь, став иеромонахом Василием и претерпел вместе с иноками Трофимом и Ферапонтом мученическую смерть за Христа. И совсем недавно состоятельный и благополучный в мирской жизни москвич Виктор, приехав в Оптину на несколько дней, остался в обители, став иеромонахом Каллиником.
Нет большей радости, чем общение с Богом. А здесь особенно ощущается Его близкое присутствие. Вот так об этом написал иеромонах Василий Росляков на последних страницах своего дневника: «Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: «А теперь ты можешь летать по всей вселенной». Дух Святый – это крылья души».
Слава Богу за всё!