По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского прихожане, под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко, совершили паломническую поездку к христианским святыням Ярославской земли.

Основанный в XI веке сыном крестителя Руси великого князя Владимира, великим князем Ярославом Мудрым, Ярославль ныне является третьим по численности населения городом Центрального Федерального округа, а его исторический центр у слияния рек Волги и Которосли – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ярославль - один из древнейших волжских городов, упоминаемых в летописи. Он основан в период княжения великого князя Ярослава в Ростове (988-1010 г.г.), на месте, называемом Медвежий угол. По преданию великий князь Ярослав сразился с напавшим на него медведем и одержал победу. На гербе города изображен стоящий на задних лапах медведь с секирой. Согласно преданию, город основан в день почитания Церковью святого пророка Илии. В честь этого события была возведена первая на Ярославской земле Ильинская церковь. Ярославль стал пограничным городом Ростово-Суздальского княжества.

Начало духовного расцвета города произошло в XIII веке в период правления князя Константина Всеволодовича. В это время были основаны Спасский и Петропавловский монастыри, построены Успенский собор, Входоиерусалимская церковь. Создана библиотека, в которой находились древние рукописи и книги, а также единственный список «Слова о полку Игореве». Удобное расположение города способствовало становлению его центром торговли.

В XVII веке Ярославль стал крупнейшим центром Российского государства, вторым после Москвы. В период Смутного времени и захвата Москвы польско-литовскими интервентами, Ярославль выполнял столичные функции. Здесь зародилось народное ополчение за освобождение Москвы.

В Ярославском Спасском монастыре, избранный на царство Михаил Федорович Романов подписал грамоту о восшествии на престол.

Многочисленные храмы, возведенные в Ярославле в XVII веке, были построены на пожертвования купцов и жителей города.

Реформы царя Петра 1 сделали Ярославль рядовым уездным городом. Древний Ярославль славен и тем, что здесь была открыта полотняно-бумажная мануфактура, основаны театр, получивший название его создателя Федора Волкова, и одно из первых высших учебных заведений - Демидовский лицей.

Во время Отечественной войны 1812 года монастыри города принимали раненых.

Несмотря на то, что город пострадал от пожаров, а после революции 1917 был частично разрушен, в нем сохранились православные святыни - храмы XVII-начала ХХ века, которые нам посчастливилось посетить.

Сразу же после приезда мы отправились в г. Тутаев, носивший до революции название Романов-Борисоглебск, и посетили на Леонтьевском кладбище левобережной части города могилу великого старца Русской Православной Церкви – архимандрита Павла Груздева. Родившийся в благочестивой семье, отец Павел с детских лет познал лишения, голод и гонения. Младенцем, чтобы помочь семье, оставшейся без ушедшего на фронт кормильца, он собирал милостыню. Однажды, измученный голодом и холодом мальчик, пришел навестить своих тетушек, подвизавшихся в Мологском Афанасьевском монастыре, и по благословению игуменьи остался в обители, неся различные послушания: следил за курицами и цыплятами, пас коров и лошадей, а потом начал помогать в алтаре. Здесь он обрел радость труда и молитвы. Возрастая, он начал выполнять в монастыре тяжелую мужскую работу. Радостью и утешением для отрока стало благословение гостившего в обители Патриарха Тихона, благословившего его носить подрясник и скуфейку. Владыка сам облачил мальчика и подарил ему четки. Отец Павел до конца жизни хранил эти четки, подрясник и скуфью.

Господь ниспослал Своему угоднику дары прозорливости и исцеления, которые отец Павел скрывал за шутками и юродством. Его даже признали негодным к воинской службе в связи со «слабым умственным развитием». Когда в январе 1930 года Афанасьевский монастырь закрыли, разогнав насельников, он был принят в Варлаамо-Хутынский монастырь, исполняя послушания чтеца, певчего и звонаря. Ему также поручили следить за ракой святого преподобного Варлаама Хутынского. По благословению епископа Алексия Симанского (будущего Патриарха Алексия 1) Павел Груздев в этой обители был пострижен в иноки. Послушания он сочетал с мирской работой на судостроительной верфи. Когда и Хутынскую обитель закрыли, инок Павел, взяв икону святого преподобного Варлаама, уехал домой. Этому святому он молился в тяжелые периоды жизни в лагерях и ссылках.

За исповедование веры отец Павел подвергся гонениям. Первый раз он был арестован в возрасте 28-ми лет в 1938 году. В 1941 году вновь подвергся аресту и был приговорен к 6-ти годам заключения, которое отбывал в лагере под Вяткой. Испытывая страдания от издевательств, побоев, голода и холода, отец Павел старался подбодрить и поддержать других заключенных, а каждую свободную минуту проводил в молитве. Через 2 года после освобождения по отбытии срока наказания, отец Павел был вновь арестован и отправлен в ссылку в Северный Казахстан. На родину он вернулся только в 1954 году и поселился возле Толгского монастыря. В 1958 году он был рукоположен в священный сан, а в августе 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом Ротовым (будущим митрополитом Ленинградским) пострижен в монашество. В Ярославской епархии отец Павел прослужил около 40 лет. Годы гонений ухудшили его здоровье, он плохо видел, а затем совсем ослеп. Но окрепли ниспосланные ему Богом духовное зрение и дар исцеления. Всех, приходивших к нему, он учил христианской любви с помощью рассказов и притч. Некоторые из них после смерти отца Павла были изданы и даже экранизированы. Архимандрит Павел Груздев отошел ко Господу 13 января 1996 года. Имеется множество свидетельств о том, что старец помогает и после смерти.

Вместе с отцом Александром мы помолились об упокоении отца Павла и его сродников. Потом отец Александр помазал нас маслом из лампадки, зажженной у могилы духоносного старца.

Затем мы посетили один из древнейших храмов города - во имя Покрова Божией Матери. Ранее этот храм, построенный в 1654 году, принадлежал располагавшемуся на этом месте Новопокровскому мужскому монастырю. У стен обители находились торговые ряды. А в Праздник Святой Троицы здесь устраивались ярмарки. Эта традиция существовала даже в советское время. Покровский храм не был закрыт в годы гонений на Церковь и являлся единственным действующим храмом г. Тутаева на левом берегу Волги.

Настоятель, протоиерей Георгий Юдин, познакомил нас со святынями храма: старинными иконами, среди которых, вырезанные из дерева Глава святого пророка и Крестителя Господня Иоанна и фигура святителя Николая. Одной из наиболее почитаемых святынь является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». По преданию она была написана иконописцем, получившим душевное расстройство от размышлений о сути реформ Патриарха Никона. В минуты просветления несчастный горячо молился Пресвятой Богородице об исцелении. И Она явилась ему в видении, повелев написать Свой образ и пообещав исцеление. Иконописец в минуты просветления рассудка написал святой образ. На иконе Пречистая Дева и Младенец Спаситель увенчаны царскими коронами и спеленаты одной фелонью. Многие, молящиеся перед этой иконой, получили утешение, вразумление и исцеление. По преданию получил исцеление и сам иконописец. На оборотной стороне холста изображен образ Спасителя.

Следующим местом нашего паломничества стал Казанско - Преображенский храм, возведенный в 1758 году на месте, где ранее располагались женский монастырь, а также Преображенская и Никольская церкви. Согласно преданию, в XVI веке жителю города Герасиму Трифонову было видение Пресвятой Богородицы, повелевшей привезти из Казани Её чудотворный образ, и указавшей место для строительства храма, в котором этот образ должен пребывать.

Храм расположен на крутом речном берегу и был когда-то ориентиром главного въезда в город со стороны Волги. Храм 2-х этажный. Нижний, зимний, освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Верхний, летний, в честь Преображения Господня. Ныне храм является объектом культурного наследия народов РФ Федерального значения и в нем проводятся реставрационные работы.

Переправившись на пароме на правый берег Волги, мы посетили Воскресенский собор города Тутаева.

Строительство этого величественного храма началось в 1640 году. К 1652 году была возведена храмовая часть с двумя приделами, освященными в честь святителя Николая и в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Через 18 лет храм был разобран и перестроен на старом фундаменте из-за того, что «шатры расселись от тягости».

Собор имеет высоту около 50 метров, длину 35 метров и ширину 30 метров. Настенные росписи выполнены лучшими того времени мастерами фресковой живописи, а выбранная ими система росписи представляет храм, как «небо земное». В куполе изображен Спас Вседержитель, в нижней части изображены пророки и евангелисты. На сводах храма – изображение событий Нового Завета и христианских праздников. На боковых стенах - события Страстей Христовых. На западной стене – картина Страшного Суда. На папертях собора изображены события Ветхого Завета.

Помимо настенных росписей в соборе находится много икон, одна из которых «Спас Оплечный», датированная XV веком. Её размеры 2,96 х 1,96 м, а вес около 200 кг. Для выноса этой иконы на Крестный ход изготовлено специальное приспособление, на котором икону несут 40 человек. В храме под иконой сооружен проход, по которому паломники и прихожане передвигаются на коленях.

Прошли этот путь и мы.

Далее мы отправились в Вауловский Успенский скит, некогда бывший подворьем Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Скит был излюбленным местом отдыха святого праведного Иоанна Кронштадтского. До наших дней сохранились липовая аллея и сосны, посаженные по благословению Кронштадтского пастыря. В скиту бывали Патриарх Тихон, игуменья Таисия Леушинская, старец архимандрит Павел Груздев и многие другие подвижники веры.

Об истории скита нам рассказала монахиня Тихона. Мы поклонились уникальной, написанной на листе меди, чудотворной иконе Божией Матери «Благодатное Небо».


Ранним утром второго дня нашего паломничества мы отправились на Божественную Литургию в Свято-Введенский Толгский монастырь.

Святая обитель была основана в 1314 году архиепископом Ростовским и Ярославским Прохором (в схиме Трифоном) на месте обретения им чудотворного образа Пресвятой Богородицы, получившего наименования Толгского от названия протекающей неподалеку реки Толга. По преданию святая икона чудесным образом была явлена архиепископу Прохору в лесу на берегу Волги, вблизи Ярославля. В тот же день на месте явления иконы была построена церковь, освященная Владыкой Прохором в честь Праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. По благословению Владыки на этом месте был основан мужской монастырь. Множество чудес и исцелений получали люди, молившиеся у святого образа.

Обитель посещали царствующие особы: царь Иоанн IV (Грозный), царица Прасковья Федоровна, император Петр I, императрица Екатерина II, император Николай II с членами семьи.

В послереволюционные годы монастырь был закрыт. Помещения обители занимали мирские учреждения. Какое-то время строения монастыря использовались для размещения колонии для малолетних преступников и под складские помещения. Только в декабре 1987 года в полуразрушенном состоянии обитель была возвращена Церкви. Молитвами и трудами игуменьи Варвары, сестер и трудников, монастырь возрожден и поражает своим благолепием. Бесценным украшением храмов является их роспись. На территории монастыря разбиты красивые цветники, устроен пруд с лебедями. Обитель стала первым женским монастырем в РСФСР и является объектом культурного наследия народов РФ Федерального значения. Ныне в обители 5 действующих храмов: Введенский и Крестовоздвиженский соборы, построенные в XVII веке, надвратная церковь святителя Николая (1672 г.), храм нерукотворного Образа Спасителя (конца XVII- начала XVIII в.) и подклетная церковь св. великомученицы Варвары (2006 г.). На территории монастыря построена часовня в память убиенных в Смутное время 46-ти иноков обители. Главными святынями монастыря являются, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», возвращенная в обитель из Ярославского музея, и мощи святителя Игнатия Брянчанинова, обретенные в Николо-Бабаевском монастыре в 1988 году. Свято-Введенский Толгский монастырь по праву называют жемчужиной Ярославской земли. Сюда приезжает множество паломников, чтобы укрепиться в вере, получить утешение и помолиться у святынь обители.

В древней святой обители мы молились за Божественной Литургией и причастились Святых Христовых Тайн. Затем отправились на экскурсию, которую провела для нас монахиня Тихона.

Побывали в кедровнике, первоначально посаженном из шишек, подаренных монастырю царем Иоанном IV в благодарность за полученное исцеление. Здесь же построена часовня в память о втором обретении здесь чудотворной «Толгской» иконы Божией Матери после пожара в обители.



После познавательной и интересной экскурсии мы еще раз помолились у святынь монастыря, в том числе, у мироточивой иконы Божией Матери «Знамение», и отправились на экскурсию по Ярославлю.

Мы посетили Казанский женский монастырь и поклонились его святыням - Казанской иконе Божией Матери и мощам святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского.

Побывали на Стрелке – месте слияния рек Волги и Которосли.

Посетили Успенский кафедральный собор, где поклонились святым покровителям Ярославской земли – благоверным князьям Феодору, его сыновьям Давиду и Константину, князьям Василию и Константину Ярославским, чудотворцам.

Большое впечатление произвело на нас посещение храма, именуемого Спас–на-Городу - одного из лучших сохранившихся до наших дней образцов зодчества XVII века. Храм возведен на месте сгоревшей древней церкви, стоявшей на рыночной площади города. Настоятель храма иеромонах Сергий Барабанов рассказал нам об истории храма, о проводимых реставрационных работах, в которых он лично участвует. В храме находятся 2 иконы, вышитые бисером отцом Сергием. Главный придел храма освящен в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Южный придел - в честь святителя Николая.


В завершение дня мы побывали на вечерней службе в находящемся вблизи нашей гостиницы Богоявленском храме, построенном в конце XVII века.

Утром третьего дня мы отправились на Божественную Литургию в храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново.

Сегодня чудо явления в XV веке Животворящего Креста Господня над Сахотским болотом у Никольского погоста известно многим. Недавно одну из копий Годеновского Креста привозили в Санкт - Петербург и мы ходили поклоняться этой святыне. По Милости Божией мы сподобились поклониться и Кресту, пришедшему с неба 29/11 июня 1423 года. Исторические источники повествуют, что в этот день пастухам на поле у Никольского погоста был явлен столп света, исходящий с неба на землю. Приблизившись, они увидели парящий в воздухе Животворящий Крест Господень, озаренный неизреченным светом, а перед ним икону святителя Николая со Святым Евангелием. Преклонившим колени пастухам был Голос, возвестивший: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолиться, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили Церковь Мою». По благословению архиепископа Ростовского Дионисия на месте явления Креста была построена церковь. Множество чудотворений произошло по молитвам у Животворящего Креста. Чудесным образом Крест уцелел даже во время случившегося пожара. Ежегодно жители окрестных поселений приходили в Крестовоздвиженский храм Никольского погоста, чтобы поклониться Кресту в день его обретения – 11 июня. После революции святыню пытались уничтожить, но не смогли вынести Крест из храма. Безуспешно пытались распилить – пилы ломались. После разрушения храма Крест был тайно выкуплен у властей и перенесен верующими в село Годеново в храм святителя Иоанна Златоуста, построенный в 1794 году. По милости Божией этот храм не был закрыт в богоборческие годы. Ныне этот храм является подворьем Переславского Никольского женского монастыря. В этом храме мы молились за Божественной Литургией и причастились Святых Христовых Тайн. Отец Александр сослужил клирику храма, а после окончания Богослужения прочитал акафист Животворящему Кресту Господню и все мы поклонились и приложились к святыне.

Далее нам предстояла экскурсия по старинному городу Переславлю Залесскому. Многие из нас сожалели, что не увидели на Литургии настоятельницу Свято-Никольского монастыря игуменью Евстолию. Господь явил Свою Милость!

Мы встретили её у входа в Никольскую обитель. Матушка Евстолия родилась и духовно возрастала в Ленинграде. Затем подвизалась в Свято-Введенском Толгском монастыре, принимая участие в возрождении обители. А потом ей было поручено восстановление из руин древнего Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском. Игуменья Евстолия рассказала нам о возрождении обители и о возвращении из забытья великой святыни – Животворящего Креста Господня. По её словам, не иначе как по Промыслу Божию святитель Иоанн Златоуст, во имя которого освящен храм в Годеново, отошедший ко Господу в Праздник Воздвижения Креста Господня, стал хранителем сошедшей с небес на русскую землю святыни – Животворящего Креста. Трудами и молитвами игуменьи Евстолии, сестер и трудников обители, поруганный в советское время, монастырь возродился. Предположительно обитель была основана в середине XIV века святым преподобным Димитрием Прилуцким. Исторические документы содержат сведения о том, что к середине XVI века обитель имела обширные земельные угодья. Как и другие русские монастыри, Никольский монастырь подвергался набегам, разорениям, пожарам и разрушениям.

В разное время в монастыре подвизались святой благоверный князь Андрей Смоленский, святой преподобный Корнилий Молчальник, священномученики епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) и протоиерей Евгений (Елховский).

В 1923 году монастырь был закрыт. Главный собор обители - Никольский и колокольня были взорваны. На территории монастыря расположили животноводческую базу. В надвратном храме была устроена мастерская, а Благовещенский храм использовался, как жилой дом.

Только через 70 лет - в декабре 1993 года монастырь возвращен Церкви и началось его возрождение. Были реставрированы сохранившиеся постройки и вновь возведен Никольский храм. При обители существуют детский приют и профессиональный колледж «Добрая школа на Сольбе». Главными святынями обители являются принесенный сюда в конце XVII века Корсунский Крест, обретенные в 2000 году святые мощи благоверного князя Андрея Смоленского и святые мощи преподобного Корнилия Молчальника.


Старинный русский город Переславль-Залесский был основан в 1152 году. Изначально он был небольшой крепостью, построенной князем Юрием Долгоруким для обороны и укрепления своего удельного княжества, а затем стал важным транспортным, промысловым и торговым пунктом. По велению князя была построена первая Спасская церковь и началось строительство каменного Спасо-Преображенского собора. Он был построен и освящен в годы правления его сына - князя Андрея Юрьевича Боголюбского. С 1175 года город становится вотчиной брата князя Андрея – князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), а с 1212 года - его сына князя Ярослава Всеволодовича. Здесь родились его старшие сыновья Федор и Александр. Известно, что в Спасо-Преображенском соборе 4-х летний Александр принял княжеский постриг. После смерти старшего брата Федора и отца, князь Александр Ярославович (Невский) получил во владение Переславскую вотчину. В годы правления Владимирским княжеством старшего сына святого благоверного князя Александра Невского - князя Дмитрия Александровича, Переславль на несколько лет фактически стал столицей Владимиро-Суздальской земли. Город сильно пострадал от набега татарского войска и перешел во владение тверских и московских удельных князей до времени, когда Переславское княжество после смерти бездетного двоюродного брата унаследовал младший сын благоверного князя Александра Невского – князь Даниил Александрович. Князь Даниил присоединил Переславское княжество к Московскому, положив начало объединению Русских земель в единую державу.

До нашего времени в Переславле-Залесском сохранились и действуют 5 монастырей и около 20 храмов. Мы посетили один из древнейших в России Никитский монастырь. Он был основан в 1010 году святым благоверным князем Борисом Владимировичем и освящен во имя великомученика Никиты.

В этой обители в XII веке подвизался преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Он был уроженцем города и много лет занимался сбором казенных податей и налогов, завышая их суммы, чтобы обогатиться. Однажды в церкви он услышал чтение пророка Исаии, пробудившее его совесть, и пришел в Никитскую обитель за спасением погибающей души. Безропотно исполнил послушание, данное игуменом: стоять при входе в монастырь и исповедовать свои грехи всем проходящим. Желая спастись, он принял монашеский постриг и непрестанно молился, стоя в глубокой яме, возложив на себя вериги и каменную шапку. Он претерпел мученическую смерть от своих родственников, прельстившихся его веригами, приняв их за серебряные. Игумен с братией нашли его тело, а затем были найдены и вериги, выброшенные в реку злодеями: «яко древо в водах волжских плавающие». Много исцелений и чудотворений произошло у гроба Никиты Столпника. Его мощи и ныне почивают в обители под спудом. Мы поклонились святым мощам преподобного Никиты и месту его молитвенного подвига.

Затем мы посетили Свято-Данилов монастырь, основанный в 1508 году святым преподобным Даниилом Переславским.

Преподобный Даниил родился в Переславле-Залесском в благочестивой семье. С детства принял решение посвятить себя служению Богу. Читая жития святых, он пробовал подражать их духовным подвигам. Юношей ушел в Горицкий монастырь в своем городе и 30 лет подвизался там, став игуменом обители. Он заботился о могилах, в которых были похоронены бездомные и путники, погибшие в дороге. Искал застигнутых нечаянной смертью, погребал их тела на кладбище и молился об усопших, полагая, что среди них могут быть и угодники Божии, смиренно оставшиеся неизвестными. Под конец жизни он построил на кладбище церковь, а затем основал обитель, которая ныне носит его имя. Его святые нетленные мощи почивают в соборном храме обители.

Вместе с отцом Александром мы помолились об упокоении игумена Даниила (Соколова), прошедшего в этой обители путь от послушника до настоятеля монастыря, убитого в своей келье 7 июля 2016 года.

Далее мы отправились в Феодоровский монастырь, основанный в начале XIV века на месте сражения московского князя Юрия Данииловача с тверским князем Михаилом Ярославовичем. Битва произошла в день памяти великомученика Феодора Стратилата. В честь этого святого и победы, одержанной московским князем, была основана святая обитель. Своего расцвета она достигла, когда вместо обветшавших, старых, деревянных, стали возводиться каменные постройки. Самый древний из монастырских храмов – собор св. вмч. Федора Стратилата был построен в 1557 году в честь рождения царевича Феодора Иоанновича на деньги, пожертвованные его отцом царем Иоанном IV (Грозным). «Во имя ангела сыну Феодору» царь пожертвовал обители земли, иконы, богатые ризы и пелены для них, богослужебные книги, церковную утварь. А ещё заложил каменные здания трапезной и келий, возвел каменную ограду. Щедрые пожертвования впоследствии делал и сам царь Феодор Иоаннович.

В Смутное время обитель очень пострадала, и долгие годы ушли на её восстановление. Основанный изначально, как мужской, монастырь с 1667 года становится женским, поскольку из-за эпидемии мировой язвы многие женщины овдовели, а девицы осиротели. Сестры шили одежду и обувь, изготавливали глиняную посуду и мыло.

Обители всегда оказывали внимание царствующие особы. На пожертвования царевны Натальи Алексеевны Романовой (сестры императора Петра 1) были построены Введенский и Казанский храмы, больничный корпус. В конце XVII века монастырь стал местом заточения и принудительного пострига сторонниц царевны Софьи Алексеевны. Периоды расцвета монастыря приходятся на середину XVIII века и конец XIX- начало ХХ веков. Множество паломников посещали монастырь, чтобы помолиться у чудотворных икон Божией Матери «Феодоровской» и «Боголюбской».

В 1910 году главным врачом больницы Переславля-Залесского стал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он же возглавил и другие медицинские учреждения города - военный госпиталь, фабричную и уездную больницы, а также оказывал безвозмездную помощь сестрам Феодоровского монастыря. До 1917 года он и члены его семьи были прихожанами Феодоровского собора. У будущего святителя Луки сложились добрые отношения с игуменьей Евгенией. В обители сейчас открыт музей, посвященный святителю Луке Крымскому, и мы его посетили.

С 1901 по 1923 г. пастырское попечение в обители нес священник Николай Дунаев, прославленный Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

После революции монастырь преобразовали в Федоровскую сельскохозяйственную коммуну. Соборный храм стал приходским. А в 1923 году монастырь и храм закрыли. В богоборческое время в разные периоды здесь располагались трудовая колония, войсковая часть, турбаза, детский дом. Во Введенской церкви были устроены баня и прачечная. Но почти все строения, кроме колокольни, сохранились. В 1998 году монастырь был возвращен Церкви и изначально был приписан к Никольской обители, а с 2001 года – стал самостоятельным.

Молитвами и трудами игуменьи Варвары, а после её кончины в 2017 году, игуменьи Даниилы, обитель восстанавливается. На территории монастыря сейчас располагается Епархиальное управление.

Святынями монастыря являются частицы святых мощей великомученика Феодора Стратилата, святителя Николая, преподобного Серафима Саровского, святителя Луки Крымского. Множество паломников приезжает, чтобы помолиться у чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери и оставить в специальном ящичке под иконой свою записку с молитвенной просьбой. Молились у святынь обители и мы.

Последний, четвертый день нашей поездки был посвящен знакомству с христианскими святынями города Ростова Великого. Древний русский город Ростов расположен в 47-ми км от Ярославля на берегу озера Неро. Он впервые упомянут в летописи в 862 году в числе городов, находившихся под властью князя Рюрика. Ростов был центром Ростово-Суздальских земель и к XII веку стал вторым, после Суздаля, по значению городом. В XIII веке Ростов вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества. Затем, до XV века был центром Ростовского княжества. В 1777 году стал уездным городом. Ныне это город областного значения, на территории которого находится более 300 памятников исторического значения, в том числе более 100 памятников федерального значения. В 1995 году памятник-музей «Ростовский Кремль» включен в список особо ценных объектов культурного значения народов России.

Мы посетили Борисо-Глебский монастырь. По преданию на месте будущей обители, основанной в 1363 году, был лиственный лес, в котором поселился монах Феодор, пришедший из Великого Новгорода. Позже к нему присоединился инок Павел. Узнав, что в Ростове находится преподобный Сергий Радонежский, они отправились туда, чтобы попросить у него благословения, а у Ростовского князя Константина и епископа Игнатия разрешения, устроить монастырь. Преподобный Сергий посетил место будущей обители и благословил Феодора и Павла построить здесь храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Оставленный преподобным Сергием деревянный крест, сохранился до наших дней и находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Как сказано в «Повести о Борисо-Глебском монастыре»: «труды к трудам прикладывая, а слезы к слезам», преподобными Феодором и Павлом был возведен первый деревянный храм. Вскоре, узнав о духовных подвигах подвижников веры, сюда «стала приходить к ним мирская чадь, древодели в помощь делу». Близ обители были поставлены избы, и в том же году возникло ремесленное поселение, ставшее позднее селом, названным Борисоглебские слободы. Сейчас это поселок городского типа Борисоглебский.

По преданию, когда устав от трудов Феодор и Павел прилегли отдохнуть вблизи строящегося храма, в сонном видении обоим явились два светлых воина в золотых ризах и прорекли: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего. А мы неотступно будем вместе с вами и с теми, кто после вас будет строить обитель сию святую». Воины назвались Романом и Давидом – именами, данными в крещении святым благоверным князьям Борису и Глебу. Это явление было свидетельством их небесного покровительства новой обители. Со дня основания Борисо-Глебский монастырь находился во владении Московского митрополита. С 1430 года он стал Великокняжеским, что способствовало его расцвету. Благотворителями, а иногда и насельниками обители становились представители знатнейших княжеских и боярских родов. Обитель многократно посещал царь Иоанн IV (Грозный). По преданию, по его указанию в монастыре была построена церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского. До наших дней сохранился, построенный в 1523 году на месте первого, деревянного храма, собор во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Но перестройки изменили его первоначальный облик. Из древних росписей частично сохранилась только фресковая роспись у места захоронения преподобных Федора и Павла, на которой изображены святые равноапостольный князь Владимир, его сыновья князья Борис и Глеб, коленопреклоненные преподобные Феодор и Павел, и святитель Леонтий Ростовский. Стены собора украшены росписью начала ХХ века.

Второй каменный храм обители - Благовещенский был возведен в 1526 году.

Монахи обители сохранили на её территории красоту дикой природы. В монастыре растут почти все виды деревьев и полевые цветы.

Борисо-Глебский монастырь прославился и духовными подвигами святого преподобного Иринарха затворника. На месте его кельи установлена часовня. По преданию на этом месте когда-то рос кедр, под которым преподобные Сергий Радонежский, Феодор и Павел беседовали об устройстве монастыря. Под этим кедром был погребен старец пустынник Григорий, в миру Ростовский князь Андрей Федорович Голенин, числившийся погибшим на Куликовом поле.

Преподобный Иринарх, в миру носивший имя Илия, с детства удивлял своих благочестивых родителей стремлением служить Богу. Будучи 6-ти летним младенцем он выразил желание стать монахом, носить вериги и быть духовным наставником для людей. В возрасте 18-ти лет он покинул отчий дом и поселился близ Нижнего Новгорода у благочестивого христианина, приобретая духовные знания и опыт. Там же вскоре поселились и его братья Андрей и Давид, отправленные родителями на поиски Илии. Уже в это время проявился ниспосланный ему дар прозорливости – ему было видение кончины и погребения отца. По возвращении домой Илия некоторое время помогал семье улучшить благосостояние, а затем удалился в Борисо-Глебский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Иринарх. В обители он проводил время в молитве, посте и послушаниях, которые исполнял с усердием. Отдав свои сапоги страннику, Иринарх летом и зимой ходил босиком. Некоторое время он подвизался в Ростовском Авраамиевом монастыре, где нес послушание келаря. Здесь ему было видение кончины матери, после погребения которой, он некоторое время подвизался в Ростовском Лазаревском монастыре. Здесь ему было видение святых Лазаря и князей страстотерпцев Бориса и Глеба, повелевших ему вернуться в Борисо-Глебский монастырь. Здесь, во время молитвы перед Распятием Господа Иисуса Христа, ему был Глас, повелевший стать затворником для спасения. Пребывая в затворе, Иринарх возложил на себя вериги и пребывал в посте, трудах и молитве около 30-ти лет. Здесь его посетил юродивый Иоанн Большой Колпак, предсказавший получения от Бога дара отводить людей от пьянства и дара наставничества. Вскоре у Иринарха появился ученик Александр, разделивший с ним труды и молитвы в затворе. К преподобному Иринарху приходило множество людей за духовным советом, молитвой и утешением. Всех он наставлял на путь добродетели, а приносимые ему дары, раздавал нищим. Когда преподобному Иринарху было видение о разорении Московского царства и других русских городов от литовского нашествия, он, по благословению игумена, вместе с учеником отправился в Москву к царю Василию III и предупредил его о предстоящей угрозе.

Святого старца уважали и почитали не только русские полководцы, но и вражеские воеводы. Преподобный Иринарх благословил на ратные подвиги князя Михаила Скопина-Шуйского, князя Дмитрия Пожарского, посадского человека Кузьму Минина и князя Бориса Лыкова. В затворе его посетили и воеводы польско-литовского войска: пан Микульский и пан Сапега. Оба были удивлены силой веры и мудростью старца. По приказанию пана Сапеги монастырь остался невредим.

По молитвам старца произошло множество чудотворений и исцелений. Происходят они и после его блаженной кончины 13/26 января 1616 года. Преподобный Иринарх был погребен в заповеданном им месте, в могиле, которую он выкопал сам. Мы посетили часовню, установленную на месте кельи святого преподобного Иринарха, и место его погребения. Вознесли молитвы. Возложили на себя сохранившуюся часть его вериг.

Затем мы посетили святой источник преподобного Иринарха.

Далее мы отправились в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в конце XIV века святителем Иаковом, епископом Ростовским. Святитель Иаков был избран на Ростовскую кафедру в 1389 году, но через 3 года был изгнан жителями города за то, что заступился за женщину, осужденную на казнь. Тогда он пришел на берег озера Неро, снял с себя епископскую мантию, положил её на воду, перекрестил, встал на неё и поплыл по озеру. Видевшие это горожане поняли, что обидели святого человека и начали просить его вернуться. Мантия пристала к берегу в месте расположения будущего монастыря. Святитель Иаков сказал, что прощает своих обидчиков, но в город не вернется, а будет жить в уединении. Некоторые из горожан пожелали остаться с ним и посвятить себя служению Богу. Через некоторое время ими была построена деревянная церковь, освященная в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Так был основан Зачатьевский монастырь. В честь его основателя называемый Иаковлевским. Святые мощи Иакова Ростовского, вскоре после основания монастыря почившего, покоятся в обители под спудом. До революции существовала традиция Крестного хода в день памяти святителя Иакова из Успенского собора Ростовского Кремля в Спасо-Яковлевский монастырь в знак покаяния о нанесенной ему обиде.

До XVII века все постройки обители были деревянными. Первой каменной постройкой стал пятиглавый Троицкий (Зачатьевский) собор, возведенный в 1686 году, расписанный известными ярославскими мастерами. До нашего времени часть древней росписи частично сохранилась. В храме продолжаются реставрационные работы.


В 1702-1709 г.г. обитель была под опекой митрополита Димитрия Ростовского. Приехав в Ростов по повелению царя Петра 1, митрополит Димитрий в этом храме отслужил благодарственный молебен и указал место своего будущего погребения. 25.11.1709 года он был здесь погребен. Согласно завещанию усопшего, в монастырь были принесены две иконы Божией Матери, принадлежавшие святителю Димитрию - «Боголюбская» и «Ватопедская. Отрада и Утешение». В 1752 году при ремонте пола были обретены святые мощи митрополита Димитрия. Для них по приказанию императрицы Елизаветы Петровны была изготовлена в 1758 году серебряная рака.

В 1802 году на средства графа Николая Шереметева был воздвигнут Димитровский собор, в связи с чем по решению Святейшего Синода в 1836 году название обители изменено. Монастырь стал назваться Свято-Яковлевским Димитриевым. В том же году на средства графини Анны Орловой-Чесменской на месте Иаковлевского придела Зачатьевского храма построен храм во имя святителя Иакова Ростовского, имеющий общую паперть с Зачатьевским собором. В юго-западной башне была устроена домовая церковь в честь Толгской иконы Божией Матери с выходом на смотровую площадку. Поднимались на смотровую площадку и мы.

Во второй половине XVIII века была построена 3-х ярусная колокольня.

Монастырь часто посещали царствующие особы: Императрица Екатерина II, её внуки императоры Александр 1 и Николай 1, правнук император Александр II, прапраправнук император Николай II. Благодаря щедрым пожертвованиям обитель процветала.

После 1917 года службы в храмах, за исключением Иаковлевской церкви, не проводились. С 1919 года монастырь был передан в ведение Музейному отделу Наркомпроса, как памятник древнерусского искусства. Молитвами и трудами настоятеля обители епископа Иосифа (Петровых) обитель существовала до 1928 года. Затем её закрыли, разместив на территории детский дом, а с 1930 года – торговые склады. С 1988 года обитель становится филиалом Ростовского музея. А в апреле 1991 года - возвращена Церкви. Святынями монастыря являются мощи святителей Иакова Ростовского, Димитрия Ростовского, «Ватопедская» икона Божией Матери.

Поклонившись святыням обители, мы отправились в храм Вознесения Господня. Этот храм, построенный по повелению царя Иоанна IV, в 1566 году над могилой святого блаженного Исидора, является одним из старейших в городе. По преданию царь Иоанн Грозный возвел эту церковь по обету, в благодарность за молитвенную помощь блаженного Исидора при взятии в 1563 году города Полоцка. Храм неоднократно перестраивался. В конце XVIII века к нему был пристроен придел во имя святого Исидора Блаженного. А в первой половине XVIII века была осуществлена роспись стен сценами из Евангелия и жития святого Исидора.

Блаженный Исидор родился в Германии и был воспитан в католической вере. Перейдя в православие, он покинул родительский дом, где пребывал в достатке и роскоши, и принял на себя подвиг странствования и юродства. Смиренно переносил он насмешки, оскорбления, побои, голод и холод. Днем странствовал, а ночами молился. Он пришел в Ростов и обосновался на топком месте, построив себе шалаш. Господь ниспослал своему угоднику дар чудотворения, который проявился еще при жизни блаженного Исидора. За пророческие предсказания его называли Твердислов. В своем убогом жилище Исидор отошел ко Господу в 1474 году. О смерти его узнали, когда, проходя мимо его шалаша, люди почувствовали особенное благоухание.

Помолившись у мощей святого блаженного Исидора чудотворца, мы отправились в Ростовский Кремль.

В IX-XVII в. на этом месте находилась крепость - Ростовский Детинец. Со временем её строения обветшали. В период правления царя Михаила Федоровича здесь были устроена крепость, окруженная земляными валами. Ростовский Кремль был построен в 1650-1680 г.г., при митрополите Ионе Сысоиче, как резиденция Ростовских митрополитов. Архиерейский двор был окружен башнями, представляя собой райский сад с прудом. Территория Кремля, обнесенная высокими стенами, включает главную площадь с Успенским собором, архиерейский двор и митрополичий сад. Успенский собор, являющийся главным храмом, построен на месте ранее существовавших 4-х соборов. На территории Кремля расположены церковь святого апостола Иоанна Богослова, церковь святителя Григория Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спас на Сенах, домовый храм митрополита Ионы Сысоича), надвратная церковь Воскресения Христова, четырех ярусная звонница с 15-ю колоколами, Белая и Красная палаты, архиерейский дом и другие постройки. До 1788 года Успенский храм был кафедральным собором Ростовской и Ярославской епархий. Он был расписан известными ярославскими и костромскими мастерами, но в 1671 роспись пострадала от пожара.

В 1787 году митрополичья кафедра была перенесена в Ярославль. В Кремле богослужения совершались только по Праздникам в Успенском соборе. Монастырские здания сдавались под торговые склады и постепенно ветшали. На территории Кремля располагались торговые ряды. На пожертвования ростовских купцов в 1860-1880 г.г. были проведены реставрационные работы. В 1883 году в Белой палате Кремля был открыт музей церковных древностей. В 1910 году Государственная Дума присвоила Архитектурному комплексу Ростовского Кремля статус музея. В 60-х годах прошлого века здания, пострадавшие от смерча 1953 года, были реставрированы. В 2013 году Успенский собор Кремля возвращен Церкви.

Успенский собор стал усыпальницей святителей и князей Ростовских. Мы поклонились святым мощам святителей Леонтия, Исайи и Феодора Ростовских.

Прогулялись по Митрополичьему саду, который, как и задумывал митрополит Иона Сысоич, похож на райский.


По дороге на вокзал мы возблагодарили Господа и Его Пречистую Матерь за возможность прикоснуться к древним святыням, сохраненным благочестивыми предками для укрепления нашей веры. История России неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви. Подвижники веры благословляли людей на ратные, духовные и трудовые подвиги. Силой их молитвы эти подвиги увенчивались победой. И нам, ослабленным мирской суетой, так необходимо припасть к чистым родникам православной веры, чтобы духовно возрастать и спасаться.

Благодарим всех, кто молился за нас! Благодарим наших экскурсоводов и водителей. Благодарим отца Александра за духовное окормление, терпение и снисхождение к нашим немощам.

Слава Богу за всё!

Марина Гаталова
Использованы фотографии паломников Виктории Сенчуговой, Ольги Купрюхиной, Светланы Василевской, Раисы Ковалевой, Дмитрия Холостова, Ирины Анохиной, Анны Стульниковой, Марины Гаталовой и полученные из открытых источников.