Тихвинские обители: слияние истории и веры
По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского, под духовным руководством о. Максима Киселева прихожане Спасо-Парголовского храма посетили три монастыря Тихвина.
Над Дымским озером дымок
Воздушно-лёгкого тумана.
Слегка под дождиком промок
Зелёный лес, чисты поляны.
...Здесь семь веков назад тому
Молился сам святой Антоний.
Мы прикасаемся к нему,
И всё о том же Бога молим:
Чтоб к Царству Божьему вели
Все наши бренные дороги,
Чтоб в душах всех сады цвели,
И внуки помнили о Боге.
Чтобы родимая страна,
Пройдя все скорби и потери,
Себя и целый мир спасла,
Вернувшись к Истине и вере.
Ольга Киповская
28 сентября 2024 года ранним утром полный автобус паломников из Спасо-Парголовского храма отъехал в Тихвин. Мы спешили на Божественную Литургию в Антониево-Дымский монастырь, к преп. Антонию Дымскому, старейшему святому Санкт-Петербургской епархии, ученику и сомолитвеннику преподобного Варлаама Хутынского.
Преподобный Антоний с юных лет подвизался в Хутынском монастыре, восходя к духовному совершенству. Он стал преемником преподобного Варлаама, приняв от него игуменство. Однако, стремясь к уединению, удалился на берег Дымского озера, основал здесь святую обитель, преобразовав пустынное место в «благоплодный вертоград», и прославил ее своими духовными подвигами и чудотворениями.
Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Современная судебно-медицинская экспертиза подтвердила сведения жития. Следы от гвоздей на главе и вериг на теле позволили достоверно идентифицировать мощи святого преподобного Антония после их второго обретения в 2001 году.
Преподобный Антоний принял на себя и подвиг молитвы на камне, находившемся в водах Дымского озера. Само озеро считается священным. Раньше было так: сначала молились у мощей преподобного, потом шли окунаться в озеро.
Существует предание о том, что по молитвам святого преподобного Антония после купания в озере был исцелен от болезни благоверный князь Александр Невский, пожаловавший грамоту на учреждение монастыря.
Самое известное исцеление от молитв у мощей преподобного было в 1744 году, когда купец Ермолай Каликин помолился у раки преподобного, потом окунулся в Дымское озеро и был исцелен от страшной кожной болезни: он весь был покрыт проказой. По исцелении этот купец сначала пожертвовал два иконостаса, а потом в 1761 году построил в монастыре собор.
К преподобному Антонию приходили иноки, искавшие уединения от мира и места духовного покоя, видя в нем мудрого наставника и неустанного молитвенника. А Тихвин в те времена был поселением, где жили духовные чада Антония Дымского. Это были миряне, которые окормлялись у преподобного и молились вместе с ним.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.
Мы помолились и причастились за Божественной Литургией. Смогли приложиться к открытым мощам прп. Антония и пошли на берег Дымского озера.
Осень уже вступала в свои права: легкий дождик шептал о вечности, а березы склонялись к воде, словно прислушиваясь к молитвам паломников.
Кто-то из нас решил принять омовение в святых водах озера, кто-то просто стоял в раздумьях, любуясь осенними красками леса.
Далее наш путь лежал к Тихвинскому Успенскому монастырю. Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери. Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет».
Историю монастыря и обретения чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери с большой любовью нам рассказали экскурсоводы обители. Мы как будто переносились на несколько веков назад в те далекие времена, когда как «солнце на воздусе» воссияла в Тихвинских землях византийская святыня, чудом перенесенная из Константинополя, икона Богородицы Одигитрия. Богоматерь явила через чудотворный образ свое особое присутствие, благословение и покров всему русскому северу.
Икона сама избрала место своего пребывания, где и была возведена первая деревянная церковь в честь чудесного явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
Мы услышали рассказ о паломничестве Великого князя Иоанна Васильевича Грозного перед венчанием на Царство к «Пречистой на Тихвине», об основании по его повелению в 1560 году Тихвинского Успенского мужского монастыря, о спасении монастыря от шведов благодаря заступничеству Богородицы, о разорении монастыря в советское время, о перенесении иконы в Америку и возвращении ее через 63 года на Родину.
Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель Тихвинской иконы, описывал, как икону вывозили под бомбежками, через лагеря беженцев. А когда она возвращалась в Россию, её путь был торжественным: через Ригу, Москву и Петербург, ей поклонились более полумиллиона человек. Дорога от вокзала до обители была устлана цветами.
Затем мы посетили знаменитую церковь «Крылечко», где находится чудотворная фреска Божией Матери — копия явленной Тихвинской иконы. Очи Богородицы на этой фреске удивляют: вместо строгости и печали в них угадывается нежная улыбка. Эта фреска была написана на внешней стене монастыря в XVII веке; к ней было пристроено крылечко, и поэтому образ стал известен как «Богородица на крылечке». В XIX веке, после исцеления тяжело больного тихвинца Александра Боровского, здесь был построен храм, и фреска оказалась внутри него. В храме «Крылечко» нас встречали певчие профессионального хора, и мы приложились к чудотворной фреске.
После этого мы направились на молебен к Тихвинской иконе Божией Матери. В таинственном полумраке Успенского собора отец Максим отслужил молебен у чудотворной иконы. В этот момент время словно остановилось. Мы ощущали единство с теми, кто веками молился здесь, искал помощи и утешения.
Прощаясь, любуемся Успенским собором, Крестовоздвиженской церковью, внутренним каре монастыря, звонницей, трапезной палатой монастыря с церковью Покрова Пресвятой Богородицы.
Едем в Тихвинский Введенский монастырь.
Монастырь, входивший в XIX — начале XX века в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, в котором к 1917 г. подвизалось более 200 монахинь и послушниц, сейчас находится в плачевном состоянии…
Сколько же злобы было выплеснуто на это святое место, чтобы так разорить цветущую и благоустроенную обитель. Монастырь считался «царским», так как его игуменьей в 17 веке была четвертая жена Иоанна Грозного Анна Колтовская, в иночестве Дарья, в 18 веке он был местом ссылки знатных узниц. Здесь 14 лет подвизалась Мария Солопова, будущая игуменья Таисия Леушинская, которая называла его своей «монашеской колыбелью».
Последней настоятельницей (1918-1926 гг.) монастыря стала игуменья Иоанникия, в миру Александра Яковлевна Кожевникова. Советская власть осваивала монастырь по-своему. Со звонницы сбросили колокола, разорили церкви. Монастырское кладбище было осквернено, надгробные плиты были разрушены. Игуменьи Иоанникии пришлось присутствовать при изъятии ценностей в своем монастыре, размещении здесь областной детской колонии.
Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 г. Престарелая Иоанникия оставалась жить в колокольне, в крошечной комнатке.
Осенью 1937 г. она была арестована как «участница контрреволюционной группы». После избиений и пыток 80-летняя женщина была расстреляна 3 декабря 1937 г., в самый канун престольного праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вместе с другими тихвинскими новомучениками была погребена в безвестной могиле на Левашовской пустоши.
В советское время чего только не было в стенах монастыря. Когда детскую колонию отсюда выселили, здесь в разное время находилась музыкальная и спортивная школы, мастерская. В какой-то момент монастырские постройки решили приспособить под гаражи, потом под пожарное депо и жилье.
С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. На плечи настоятельницы монастыря матушки Тавифы легла непростая задача восстановления монастыря практически с нуля, наши прихожане посильно помогали ей в ее трудах.
Сейчас восстановлением монастыря, его 3 церквей, нескольких келейных корпусов, хозяйственных построек занимается игуменья Павла и 2 монахини.
Интереснейшую экскурсию по монастырю нам провела прихожанка Введенского женского монастыря, исследователь-краевед Светлана Викторовна Старшинина. Мы побывали в восстановленной келье насельницы Тихвинского монастыря конца XIX — начала XX в., расположенной на втором этаже надвратного храма великомученицы Екатерины. Много лет назад в этом помещении на самом деле располагались кельи монахинь, а в советское время здесь некоторое время проживала изгнанная из своих покоев в игуменском корпусе настоятельница монастыря Иоанникия (Кожевникова), расстрелянная в 1937 году.
Мы помолились в церкви великомученицы Екатерины и в Введенском храме. Поклонились месту погребения Царицы-инокини Дарьи.
Время пролетело незаметно, и мы уже в автобусе на обратном пути, но в сердце остались воспоминания о трёх монастырях Тихвина, где прошлое и настоящее переплетаются в едином потоке жизни, а душа находит покой и утешение. Будем ждать и надеяться, что мы еще приедем к Тихвинским святыням!