В преддверии осенних каникул, по благословению отца Романа, 2 «а» класс УКЦ «Родник» отправился в Российский этнографический музей.
Ведь всем известно, что наша великая страна многонациональна. И если сейчас, жилье в одном городе мало чем отличается от жилья в другом, то в давние времена все было совершенно иначе! А как именно, ребятам предстояло узнать на экскурсии «В каких домах живут люди».
Но обо всем по порядку!
В музей мы отправились на метро, торопились, но заметили памятник Пушкину на площади Искусств. Мы еще вернемся к нему.
Открыв роскошные, тяжелые двери музея, мы оказались перед знаменитым Мраморным залом. Нас встречала экскурсовод Екатерина. Она-то нам и рассказала, что огромный Мраморный зал, полностью облицованным розовым карельским мрамором, с 24 колоннами. По периметру зал оформлен высоким горельефом, на котором изображены все народы, проживавшие на территории Российской империи. Не остался без внимания и уникальный хрустальный потолок. Он выполнен из полутора тысяч прозрачных хрустальных плиток с двуглавыми орлами в обрамлении Андреевских лент и узора из дубовых листьев.
А теперь к экскурсии.
Екатерина расспросила ребят, почему же музей навали этнографическим, и сразу же получила ответ – от слова этнос – группа людей, народ, объединённый по национальному признаку.
В первом зале экскурсионной программы мы прошли в светлую горницу – русскую избу. Жилища всех славянских народов, проживающих в лесистых местностях, сооружались из самого доступного строительного материала – древесины. Рассмотрели каким же образом построена изба? Надо же! Без гвоздей! А все потому, что кузнец на Руси был весьма дорогим специалистом и не каждый крестьянин мог себе их позволить. Поэтому, была изобретена система укладки бревен шип-паз, когда дом складывается из крепко-накрепко соединённого между собой сруба. Сейчас подобная технология считается уникальной, а раньше, построить дом без гвоздей – это означало обойтись малыми средствами.
Отличительной особенностью славянского жилища был красный угол. Здесь располагались иконы. Его ребята узнали сразу! Красным угол был, потому что был красивым, украшенным – полотенцами с вышитыми национальными орнаментами. Под иконами – обеденный стол, во главе стола садился хозяин дома или уважаемый гость. На оконные откосы избы вешали расшитые полотенца.
Избы освещались лучинами, которые закреплялась в специальном держателе – светлеце, на деревянном корыте с ножками. Щепу для освещения заготавливали в доме младшие. А чтобы изба не загорелась от разлетающихся искр с лучины (щепки), в корыто насыпали песок.
Крестьянские жилища были обустроены предельно скромно, стол да лавки, а еще сундуки. В них хранили приданое для дочерей, берегли сезонную одежду, запасы белья и прочих предметов.
Непременной и важной частью дома была печь. Всем известное выражение «плясать от печки» пошло от того, что при возведении избы сначала думали, как разместить печь, а все остальное уже обустраивали, исходя из ее расположения. Печь играла большую роль в жизни семьи, от приготовления пищи и сна до помывки и лечения хвори. Женская половина жилища формировалась вокруг печи. У печи занимались прядением, ткачеством, пошивом одежды и рукоделиями. Зимой у печи устаивались вечерние посиделки с песнями да сказками. Ох, и не зря печь называли царицей избы!
Стоит сказать, что русская изба хоть была скромна, но отличалась своей функциональностью!
Рядом с интерьером русской избы расположены удивительные экспонаты, посвященные резьбе по дереву. Искусным использованием древесины украшали жилища, отгоняли злых духов во времена язычества. А сегодня по этой резьбе мы рассуждаем о культурных и художественных вкусах народа того времени.
А какую одежду носили люди? Ребята рассмотрели традиционные русские женские костюмы несложного кроя, свободного А-силуэта. В цветовой гамме обнаружили красный, белый и черный цвета. Головной убор – платок. Часто используются пояса. Мужской костюм описали так: рубаха, подпоясанная по талии, и свободные брюки, заправленные в обмотки, поверх которых надевались лапти или сапоги. Одежда шилась из тканей, которые сами же и ткали.
Что ж, отравимся на Крайний Север и познакомимся с народом и его жилищем. На севере люди жили в чумах. Кстати, живут и сейчас. Это своеобразная палатка конической формы. Чум хорошо приспособлен к открытым, холодным и ветряным пространствам. Снаружи с чума легко скатывается снег, а внутри, не задерживаясь, выходит дым от очага. Чум состоит из нескольких шестов – чем их больше, тем вместительнее жилище. Сверху шесты покрывают оленьими шкурами. Летом их меньше, зимой – больше. В центре чума всегда ставится очаг – печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Огонь – важная часть жизни северных народов. К огню относились благоговейно, огонь берегли. А еще на Севере говорили: «Семья – люди одного огня». То есть, живущие в едином пространстве, у одного домашнего очага. В традиционных свадебных обрядах народы севера приобщали невесту к семейному очагу мужа.
В чумах северных народов нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели – только маленький столик, и тот стоит за печью, а кровать – это тоже оленья шкура.
Ребята сразу сообразили, что олень – это главное животное севера, которое одевает, питает и перевозит с места на место народ. Так мы выяснили, что северяне-кочевники, народ, передвигающийся в поисках пищи, пастбищ для оленей. Это уникальное животное, которое не слепнет в зимние солнечные дни, и нормально себя чувствует до -50 градусов. А еще температуру своего тела олень регулирует собственным дыханием. Рассмотрели мы и северный «экипаж» из саней, которые называются нарты.
Традиционная северная одежда многослойна. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло. Одежда делалась, конечно, из оленьих шкур. Более легкая – из рыбьих шкур.
Бррр, аж холодно стало от северных рассказов!
А потому самое время отправиться к народам Средней Азии.
Их жилище называется юрта. Круглая и большая представлена в соответствующем зале, где ребята уютно расположились, слушая экскурсовода. Итак, из чего же сделана юрта? Из дерева и войлока, его не плетут, это нетканый текстильный материал из валяной шерсти, к тому же войлок долго сохраняет тепло и прекрасно пропускает воздух. И если у славянских народов до сих пор принято, что дом строит мужчина, то в Азии считалось, раз женщина – хозяйка дома, то юрту она и устанавливает! Мужчина только поднимал центральный обод. Сферический купол жилища символизирует небесный свод, не имеющий начала и конца, а также обозначает связь поколений. В центре юрты стоял достархан – главный стол. Жилище было условно поделено на две части – женскую слева и мужскую справа, также распределялись и предметы быта, также располагались и приходящие гости.
Кстати, юрта – это тоже передвижное жилье, поэтому ребята делают вывод, что жители Средней Азии тоже кочевники. А на чем, а точнее, на ком кочевали эти народы? На конях и верблюдах. Последних называют кораблями пустыни, ведь верблюды способны развивать скорость до 65 км/ч и обходиться без воды до двух недель. Это главные животные народов Средней Азии. Купол юрты везли впереди обоза на самой крепкой лошади, которую вела красивая нарядная молодая девушка. На одном из стендов ребята замечают необычного верблюда и интересуются у Екатерины, в чем же дело. Оказывается, это свадебный верблюд! На его горбу установлено сидение с тканевой вышитой крышей. Внутрь сажали невесту. Интересно, почему так? Оказывается, в благодарность родителям невесты жених всегда привозил калым – награду за красоту и воспитание девушки. А везли ее на таком верблюде жениху с сопровождением, т.к. невест крали только те, кто калым не имели возможности принести. Поэтому невесту до передачи жениху своеобразно охраняли. Потом невесту встречала свекровь и в благословение на чадородие осыпала молодую девушку рисом.
И если жители севера берегли огонь, то жители Средней Азии с особым почтением относились к воде, которой в засушливых краях немного. Ребята замечают на дастархане угощение и узнают, что это курут – еда, створоженное молоко кобылы, приправленное солью и подсушенное на жарком солнце. Такой едой жители Средней Азии питаются в долгих кочевых переходах.
На этом интересном моменте мы прощаемся с нашим экскурсоводом Екатериной, но из музея не уходим. Нам интересно хотя бы одним глазком посмотреть на залы белорусов и украинцев. Белые хаты-мазанки, с такими уже знакомыми предметами быта – та же печь, та же лучина, те же колыбели для малышей. Стеклянные витрины с манекенами в национальных расшитых костюмах – красота. Поистине братские народы! Немного порассматривали промысловые экспонаты пчеловодов, ткачей, земледельцев.
У каждого народа свои обычаи, свой уклад жизни, наполненный предметами с особым смыслом. И все мы жили и живем на территории нашей прекрасной и великой страны – России!
Выходя из музея, мы сошлись во мнении, что у нас получился настоящий праздник для любителей народной культуры.
А вот и Пушкин, к которому мы вернулись!
Ну как ту не вспомнить отрывок и поэмы «Руслан и Людмила»?! Ребята хором прочли про дуб, на котором златая цепь и сорвали овации собравшихся вокруг туристов.
Итальянская улица вывела нас к зданию первого банка, а повернув к метро налево, мы с особым трепетом наслаждались видом Дома Книги и Казанского собора (Спас на крови, увы, в лесах!).
Отличная получилась среда! Слава тебе, Господи!