Прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством иерея Сергия Ледовского совершили паломническую поездку в Сланцевский и Кингисеппский районы Ленинградской области. Эти районы расположены на юго-западе Ленинградской области. Нынешние земли Сланцевского района некогда населяли финские народы. Затем, еще до Крещения Руси, население земель находилось в зависимости от русских княжеств. В 947 году княгиня Ольга основала здесь погост для сбора податей. По этим землям проходил торговый путь из Новгорода в Ивангород. С XV века земли находились в зависимости от Великого княжества Московского. После реформы 1708 года (при правлении императора Петра-1) эти земли вошли в состав Ингерманландского наместничества. Позднее были включены в состав учрежденного Гдовского уезда, переименованного в августе 1928 года в Гдовский район. Сланцевский район был образован в марте 1941 года. Во время Великой Отечественной войны он был оккупирован немецкими войсками, которые находились здесь с августа 1941 года по февраль 1944 года. В результате успешно проведенной Кингесеппско - Гдовской операции Сланцевский район был освобожден.

Первым мы посетили храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Пенино. Он построен по проекту известного Петербургского архитектора Николая Никитича Никонова. Старая деревянная церковь, существовавшая здесь, не могла вместить многочисленных прихожан из рядом расположенных деревень. Средства на строительство храма были пожертвованы жителями окрестных деревень. Большую часть (около половины) средств пожертвовал купец 2-й гильдии Семен Гаврилов, ставший первым старостой храма. Величественный, трехпредельный, пятикупольный храм с шатровой колокольней был одним из самых больших и наиболее посещаемых на Северо-западе. 123 года назад, 17.08.1900 г, накануне первого престольного праздника, храм и его центральный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы были освящены епископом Нарвским Никоном (Софийским). На освящении храма присутствовал Кронштадтский пастырь – протоиерей Иоанн Сергиев. Через год, в августе 1901 года, епископом Гдовским Константином состоялось освящение боковых приделов - во имя Сретения Господня и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. На освящении присутствовал отец Иоанн Кронштадтский. Современники вспоминали великолепие храма. Стены были богато расписаны, в центральном куполе был изображен Господь Саваоф по подобию Его изображения в Московском Успенском соборе. Храм украшал золоченый иконостас. В алтаре центрального придела был установлен металлический посеребренный престол. Священные сосуды были особой чеканной работы. В дар от управляющего Киновии Александро-Невской Лавры храм получил Святое Евангелие и Напрестольный Крест. По сохранившимся фотографиям видно, что храм посещала многочисленная паства.

Недалеко от храма была построена часовня во имя святой Параскевы Пятницы у святого источника с целебной водой. В её освящении принял участие святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После революции, в 1939 году, храм был закрыт. В период немецкой оккупации, с 1942 по 1944 год, в нем возобновились богослужения, которые совершал священник храма во имя Покрова Божией Матери в деревне Козья Гора протоиерей Алексий Кибардин, ставший одним из прототипов главного персонажа повести А.Ю. Сегеня «Поп». После освобождения Сланцевского района от фашистских войск, храм был вновь закрыт из-за отсутствия прихожан. В 1948 году иконостас храма был вывезен и помещен в Крестовоздвиженской церкви села Ополье. На территории, прилегающей к храму, разместили школу - интернат, от соседства с которой храм претерпел поругание и разорение. До начала XXI века он находился в запустении, но по милости Божией с 2002 года восстанавливается и реставрируется трудами и молитвами клира Санкт-Петербургского Воскресенского Смольного собора и благотворителей. Храм является одним из сохранившихся творений епархиального архитектора Николая Никитича Никонова, по проектам которого были построены в Санкт-Петербурге Иоанновский монастырь и Леушинское подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.

С 2010 года в храме возобновлены богослужения. В августе 2021 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил в цокольном этаже храма его четвертый предел во имя святителя Алексия Митрополита Московского. В этом приделе, имеющем уникальный фарфоровый иконостас, проходят богослужения в зимнее время. В другое время года нижний придел закрыт, и мы не смогли побывать там.

Мы молились и приобщились Святых Христовых Таин за Божественной Литургией в главном приделе храма. После богослужения отец Виктор Матяшов ответил на вопросы о возрождении Рождественского храма, к сожалению, не имеющего ныне постоянного прихода. На сегодняшний день в деревне Пенино не зарегистрировано ни одного постоянно проживающего человека. Богослужения посещают дачники и паломники. Храм еще не полностью реставрирован. Отсутствуют некоторые иконы иконостаса главного придела, не установлены иконостасы боковых приделов. Для паломников на территории храма имеется гостиница. Реставрирована часовня над святым источником и построена купальня. Имеется подсобное хозяйство. Нас пригласили в яблоневый сад, где мы угостились ароматными яблоками. Есть пасека, рядом с которой построен «пчелиный храм». А наши паломники, любители «тихой охоты», обнаружили рядом с храмом белые грибы.

После трапезы, экскурсии и омовения в водах святого источника мы отправились в храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в деревне Козья Гора.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1904-1908 г.г. для женской Покровской общины по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. По проектам В.А. Косякова были построены в Петербурге Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря, Успенский храм подворья Оптиной пустыни, Богоявленская церковь на Гутуевском острове, церковь во имя иконы Божией Матери « Милующая» в Галерной Гавани, Кронштадтский Никольский Морской собор. Инициатором и заказчиком строительства Покровского храма был состоятельный крестьянин Андрей Кудрявцев, дочь которого, Мария, стала первой настоятельницей созданной в 1902 году женской Покровской общины. Главный престол Покровского храма 29.01.1908г. освятил епископ Гдовский Кирилл Смирнов (будущий священномученик Кирилл, митрополит Казанский). Северный придел храма во имя святителя Николая 12.02.1913 г. освятил епископ Гдовский Вениамин Казанский, (будущий священномученик Вениамин, митрополит Петроградский). Им же освящен 20.09.1916 г. южный придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Об истории храма нам рассказала матушка Варвара. У этого необыкновенно красивого и очень уютного храма, являющегося объектом культурного наследия, счастливая судьба. Он устоял в годы богоборчества и войны. Был закрыт только около 5 лет с 1937 по 1942 год. Из-за отдаленности от больших дорог он не был разграблен и поруган. Матушка Варвара поведала нам предание о том, что посетив этот храм при закладке фундамента, святой праведный Иоанн Кронштадский предрек ему стоять до Второго Пришествия Спасителя, при том, что священники в этом храме будут часто меняться. Матушка Варвара сказала, что вторая часть предсказания сбылась. Священники этого храма часто менялись. Из-за отсутствия паствы в советское время приход был очень бедным. В годы войны священником Покровского храма был вернувшийся из 10-ти летней ссылки протоиерей Алексий Кибардин. Ныне с 2004 года настоятелем храма является игумен Елевферий Нецветаев, трудами и молитвами которого создана дружная община из местных жителей и дачников. И среди наших паломников были члены этой общины - супруги Александр и Татьяна.

Одной из святынь храма является Старорусская икона Божией Матери.

Следующим местом нашего паломничества стал бывший Свято-Успенский скит с Должанской пещерой у реки Долгая, принадлежавший Покровскому монастырю. По преданию здесь было явление Пресвятой Богородицы, Которая переходя через реку, наступила на камень, оставив отпечаток Своей стопы. В этом святом для паломников месте была устроена часовня в пещере и построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в конце XIX века - каменный храм по проекту архитектора Н.Н. Никонова. К сожалению, этот храм был уничтожен - разобран на кирпичи в 1955 году. Кирпичи были использованы для нужд совхоза. На месте уничтоженного храма установлен Поклонный Крест, у которого отец Сергий отслужил молебен.

Успенский храм соединялся с пещерой, в которой некогда жил монах-отшельник. В пещере находится святой источник с целебной водой.


Недалеко от пещеры построен храм, освященный в 2015 году во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Протоиерей Иоанн Сергиев бывал в Гдовском уезде, навещая родственников супруги – матушки Елизаветы, а также своих духовных чад Николая и Философа Орнатских, служивших в деревне Ополье.

С 1761 года из Должска к пещере в Праздник Успения Пресвятой Богородицы местные жители и паломники из соседних губерний приходили Крестным ходом с чудотворной иконой Успения, хранившейся в Свято-Успенской церкви. В XIX веке, взамен обветшавшей деревянной, была построена по проекту архитектора Карла Ивановича Брандта каменная церковь, освященная в сентябре 1864 года епископом Ревельским Герасимом. Церковь построена на земле, находившейся во владении великого князя Константина Николаевича. Члены царской семьи внесли вклад в её строительство, пожертвовав деньги, строительные материалы, богослужебные книги и церковную утварь. Но большая часть средств была пожертвована местными жителями - крестьянами окрестных деревень. Сейчас храм, многие годы находившийся в разорении и поругании, восстанавливается трудами и молитвами его настоятеля игумена Адриана и неравнодушных людей. Силами общины храма обустраивается территория бывшего Спасо-Успенского скита и Должанская пещера.

Завершая поездку, мы посетили церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Ополье.

Село Ополье было поместьем семьи графов Шуваловых. Каменная белая церковь с голубыми куполами, напоминающая наш Спасо-Парголовский храм, была построена в конце XIX века по инициативе графа Петра Павловича Шувалова и его матери графини Софьи Андреевны Шуваловой, пожелавших иметь в своем поместье церковь « по образу церкви в Вороновском погосте Новоладожского уезда». Храм построен по проекту архитектора Ивана Иудовича Буланова в русско-византийском стиле и освящен в 1885 году. В церкви два престола: главный во имя Воздвижения Креста Господня и второй во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. В 1937 году храм был закрыт и подвергся разорению. Во время войны богослужения в храме возобновились. Сюда в 1948 году был перенесен один из иконостасов храма Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино. Здесь он находится и ныне.

История нашей страны неразрывно связана с историей русской Церкви. Изучая её, осознаешь силу веры наших предков, строивших прекрасные и просторные храмы для своих потомков. Печально видеть разорение и разрушение храмов Божьих. Но радостно видеть их возрождение молитвами и трудами тех, кто знает, что спасение и благополучие нашей многострадальной родины возможно только с Божией помощью.

Слава Богу за всё!

Марина Гаталова
Использованы фотографии паломников Александры Юстеженковой, Виктории Сенчуговой, Ольги Купрюхиной, Марины Гаталовой и полученные из открытых источников.