«Город над вольной Невой» — такое замечательное название в нынешнем 2024/2025 учебном году получил общешкольный проект начального звена учебно-консультационного центра «Родник».

Итак, предмет исследования определён, цель и задача намечены, начинаем изучение с зоны ближайшего доступа.

Выборгская сторона, бульвары, скверы, проспекты…

И отправляемся на уникальный классный час под открытым небом, стартуя прямо с Выборгского шоссе, некогда знаменитой сухопутной части великого пути из Варяг в Греки. Надо бы открыть эту тайну ребятам!

Автобус подали будто для нас, едем почти одни, Маша и София весело напевают в течение всего маршрута, другие девочки, разбившись парами, о чем-то мило щебечут, мальчики что-то замышляют, а мы со Светланой Анатольевной Никифоровой, классным руководителем 4 «а», сопровождая наш небольшой отряд юных исследователей, невольно ловим улыбки прохожих.

Весело и дружно переходим проспект Просвещения и бодрым шагом движемся вдоль проспекта Энгельса по своеобразному бульвару-галерее, смотрим не только на конфеты в киосках, но и на зелёные насаждения, стильно обрамляющие бульвар.

Небольшой привал у чудо-повозки, ещё бросок…

И начинаем наш классный час на одной из лавочек бульвара.

— Ребята, мы почти добрались до нашего объекта исследования! Шли мы по чудесной пешеходной дороге, вымощенной, правда, не жёлтым кирпичом, но очень живописной, увитой плющом и сказочно-озеленённой. Как же называется материал, которым вымощен тротуар?

Оказалось, что слово «брусчатка» ребятам не знакомо. Вот и первое открытие!

— А кто же попробует на практике определить: как называется подобная пешеходная зона?

Эх! Не определили!

Зато определения сквера вырвалось у всех почти одновременно!

Ах! Нам удалось-таки применить знание прошлогодней теорию ИЗО на практике!

— Сквер — это такая площадка для отдыха. Небольшая площадь. В центре нее фонтан или часы, или скульптура, а по периметру расставлены лавочки для отдыха! А ещё обязательно есть деревья, кустарники, клумбы! Да! И фонари тоже есть или подсветка хотя бы, — засыпали меня своими ответами наши исследователи.

С архитектурными особенностями местности постепенно разобрались, теперь самое время для исторических.

Мы узнали, что у Д.Д. Шостаковича, нашего великого композитора, скоро День Рождения.

Да. Он родился 25 сентября 1906 года.

Посчитали: сколько лет назад он появился на свет.

Вспомнили: чем особенно знаменит этот человек и как приблизила победу его гениальная «Ленинградская симфония».

Установили интересный факт: дата 9 августа для композитора стала особой!

Судите сами! Гитлер наметил праздновать победу именно в этот день, именно 9 августа 1942 года, именно в нашем городе. Он даже объявил Дмитрия Шостаковича врагом Рейха, а в ответ получил «Триумфальную затрещину» от композитора и слушателей, от дирижёра и оркестра Радио Комитета, от защитников и жителей осаждённого города!

Ведь именно в этот день, 9 августа 1942 года, около ста музыкантов своим виртуозным исполнением провозгласили победу, победу света над тьмой, победу духа над бренной плотью, победу веры над мраком неверия!

Именно в этот день, 9 августа 1942 года, ни один вражеский снаряд не разорвался над городом, благодаря единству фронта и тыла, а оккупанты окончательно поняли: «Им никогда не победить!»

9 августа — сакральная дата ещё и потому, что жизненный путь композитора оборвётся много лет спустя, по воле Божией, именно 9 августа.

Создатель «Ленинградской симфонии» перешёл в вечность, и вечность отозвалась надеждой на спасение.

Когда один из сопровождающих учитель изобразительного искусства, классный час незаметно превращается в пленэр…

Как здесь не взять в руки планшет и карандаш? Как не сделать эскиз? Наши исследователи взялись за дело! Но оказалось, что изобразить скульптуру не так-то легко. Интересно, сколько же труда заняло ее воплощение у скульптора?

Обследование объекта произошло незаметно и очень естественно.

Сначала мы сели вдалеке, но мало-помалу ребята приблизились к объекту вплотную, а потом невольно определили и материал постамента, и материал скульптуры.






Оказалось, что скульптура выполнена из металлического сплава, но полная внутри.

А ещё, по мнению Никиты, одного из исследователей, очки у скульптуры имеют только дужки, а линзы и глаза составляют единое целое.



Игорь Лебедев, вложив свой карандаш в одну из граней буквы «Т» из надписи на постаменте, установил тождество длин сторон буквы с длинной карандаша. На этом его изыскания не закончились, обойдя фигуру кругом, он обнаружил таинственную надпись!



Разгадку пришлось искать вместе. Мы установили, что число 2009 — год создания скульптуры, а таинственная надпись — подпись скульптора.

А ещё мы выяснили, что за спиной композитора не утесы или скалы, а раскрытые страницы партитуры!

Нам даже удалось ее «прочесть» — услышать голоса некоторых фрагментов из симфоний гениального композитора!

Вот такое удивительное знакомство произошло в 4 «а» классе!

Введение в проектную деятельность совершилось.

Интересно, какой класс будет следующим исследователем памятных мест нашего города?

Инна Мартиросова