В конце июня 2024 года прихожане нашего храма под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко совершили паломническую поездку к святыням Гдовский земли и Талабских островов.
День первый: святыни Гдовской земли
День второй: Талабские острова
Ранним утром едем на пристань. Садимся на четыре катера и по узким протокам реки через густые заросли камыша и тростника выезжаем на просторы озера и плывем к Талабским островам.
Мы высаживаемся на острове Талабск (Залит) и идем на могилу старца протоиерея Николая (Гурьянова). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал волю Божию о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению. Главное было то, что он всех утешал. Как сам он говорил, когда выходил из своего домика: «Надо вас утешить. Чем вас утешить?». Протоиерей Валериан Кречетов делился: «Батюшка всё время повторял: “Всё хорошо, да, всё хорошо. Какие мы счастливые, что мы в Церкви, что мы причащаемся…” Старца спрашивали о России, а он отвечал: “Россия не умирала. Ох, как хорошо у нас. Слава Тебе, Господи. Господь не оставляет нас”».
Отец Александр отслужил панихиду на могиле старца, помазал нас елеем от лампады, ведь старец любил помазывать всех приходящих к нему. Он делал это, выходя из своего зеленого домика и в храме, куда «убегал» привычной дорогой. Как говорил старец, «Чего вы за мной бежите? Вы бы в храм так каждый день бегали, как сегодня за мной бежали». А за ним устремлялись люди, подбегали, на ходу брали благословение, просили помощи, молитвы. И батюшка благословлял, давал советы, одной-двумя фразами разрешал проблемы, и жизнь каждого наполнялась присутствием Господа нашего Иисуса Христа.
Мы помолились и причастились на Божественной Литургии в храме Николая Чудотворца, где служил отец Николай.
После службы прикладываемся и поем тропарь у иконы «Благодатное Небо». В писцовых книгах сказано, что в 1903 году плотники не успевали делать гробы, так умирало много людей от холеры. И была явлена икона Матери Божьей «Благодатное Небо», с этой иконой островитяне ходили три дня вокруг одного и другого острова. После этого болезнь отступила и люди построили в благодарение Богу по приделу к храмам на двух островах. Старец Николай Гурьянов имел обыкновение после вечернего богослужения петь величание Божией Матери у иконы, при этом, по свидетельству прихожан, чувствовалось особо близкое присутствие Пресвятой Богородицы. В 20-е годы богоборцы похитили серебряную ризу с Талабской иконы, и отец Николай заказал для нее ризу в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. Делала ризу игуменья Тавифа. Два года мать Тавифа работала над ризой, и, будучи почти незрячей, в 1960 году вышила прекрасную ризу и почила в Бозе.
После молебна мы идем к домику отца Николая.
Батюшкин маленький дворик. Здесь все проблемы, всё ненужное отваливается, отпадает. Наша паломница описала свои чувства: «Всё было так чудесно. Я теперь поняла, что за скамеечка стоит у домика батюшки. Сидя на ней, ты чувствуешь чудо в душе и покой…».
Домик батюшки. Крохотные кухонька и келия, умиротворяющая, молитвенная атмосфера. Множество икон Спасителя, Царицы Небесной, свт. Николая, Царственных мучеников и других Божьих угодников. Невольно думается, — вышел хозяин на время и вот-вот вернется. Мы прикладываемся к мощам и иконам, епитрахили, шапочке, подряснику отца Николая.
Переезжаем на соседний остров – Верхний, где учеником преп. Ефросина – преп. Дорофеем (в схиме Досифей) был основан мужской Петропавловский монастырь.
Преподобный Досифей приплыл на остров Верхний, который славился своей разбойничьей историей. И нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы повернуть этих людей к покаянию, суметь растопить злобные сердца: предание гласит, что первые насельники были из числа разбойников. А также создал преп. Досифей Уклад(своеобразная конституция острова), который удивительным образом сочетал местные традиции и устои, преображая их в духе православного христианства.«Какому роду быть уже без мужа, тому делить от родовой артели по чети от ловца — кажинному жильцу: от рыбы, от укоса, от дровин». А одно из правил Уклада гласило: «Талавы сохранят природы вольность, не с имут с берегов ни валунов, ни травяных укосов, а деревами обсодят загорье, а островного леса нипочем не отдадут». Этой норме следовали до 80-ых годов прошлого века и лес брали только с материка.
Отец Александр отслужил литию на могиле отца Сергия (Демидова), который восстановив из руин храм Петра и Павла, скончался на 51-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции.
По крутым каменным ступеням спускаемся в нижний пещерный храм преп. Досифея XV века. Певчая Наталья рассказывает, что, когда расчищали от мусора храм Петра и Павла, нашли маленькую пещерную церковь, в которой молился Досифей Верхнеостровский, и где покоятся под спудом его еще не обретенные святые мощи. Храм построен из известняковой плиты, которая завозилась из Пскова и Изборска. Чтобы этот камень доставить, нужно было преодолеть 30 километров по озеру.
С Натальей идем к Досифеевой горке, на которой установлен деревянный поклонный крест — в память о прибытии на остров инока Досифея. Здесь по преданию был потом построен один из храмов монастыря. Теперь могучие камни подпирают памятный крест, напоминающий об этом. А местные легенды гласят, что храм этот во время нападения шведов нетронутым погрузился в песок. Ушёл, словно невидимый град Китеж...Чуть дальше – горка, где стояла келья преподобного, он любил здесь в одиночестве молиться.
Мы идем по пустынному острову, и если до революции на Талабских островах жило около 4000 человек, то сейчас на Верхнем острове постоянно проживает около 20 человек.
Возвращаемся по реликтовому лесу. Огромные ели упираются в небо, их крон не разглядеть. Там, на верхушках, гнездятся серые цапли. Орнитологи наблюдают на острове около 80 видов птиц. Усталые, но довольные возвращаемся на пристань.
Трогаемся в обратный путь, садимся на катера и вот мы уже на причале.
Жалко покидать гостеприимные Талабские острова и так хочется еще сюда вернуться.
Пять дней я жил в гостях.
Я жил в гостях у Бога.
Я слышал, как закат над озером звенит.
Зеленою травой мне выстлали дорогу.
Талабских островов безоблачные дни.
…..
Сердце чует предел… что-то в жизни изменится скоро —
Тростниковой протокой опять распахнулись вдали
Бесконечность воды и бескрайность небесных просторов,
В их объятиях ласковый малый кусочек земли.
(Василий Полушкин)