Вижу райские в небе поля,
Вижу – в ад устремилась дорога,
Потому не погибла Земля,
Что монахи о всех молят Бога.
Потому летом в яблоках сад,
И весной разливаются реки,
Что, восстав от грехов и услад,
Славят Бога и жизнь человеки.
Иеродиакон Рафаил (Романов)
В конце июня 2024 года прихожане нашего храма под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко совершили паломническую поездку к святыням Гдовский земли и Талабских островов.
День первый: святыни Гдовской земли
Первым мы посетили город Гдов, — один из самых маленьких городов России, его население меньше 4 тысяч человек. Считают, что название Гдов образовалось от слова «вдов», то есть «принадлежащий вдове». По преданию, этот городок близ Чудского озера был уделом вдовствующей великой княгини Ольги, родившейся около 885 года в селе Выбуты под Псковом. Её именем была названа и местная речушка – Вдовья. Татищев В.Н. писал, что ещё до крещения Руси святая благоверная княгиня Ольга обошла весь Русский Север с проповедью Евангелия, везде устрояя погосты, храмы, кресты.
При проведении археологических раскопок в 1989 году на месте старого собора Димитрия Солунского были обнаружены остатки храмового строения, датируемые XII веком. Подтверждением древности города может ещё служить жалованная грамота 1623 года царя Михаила Фёдоровича, где сообщается о том, что псковский князь Тимофей Довмонт, княживший в 1266—1299 годах, выделил Псковскому девичьему монастырю Ивана Предтечи земли в Гдове.
В 1431 году для защиты западных рубежей Руси в Гдове построили крепость. Накануне революции в Гдове стояло уже шесть благолепно выстроенных храмов. К сожалению, три из них разрушила советская власть, а три других были взорваны, когда немцы отступали в 1944 году.
Мы побывали в соборе Державной иконы Божией Матери в старинной крепости Гдова.
Это первый храм, который был построен на Псковщине после 1917 года и сооружали его с учетом технологий средневековых псковских мастеров. В середине 80-х годов, когда КПСС ещё руководила страной, священник Михаил Женочин принял смелое решение строить в Гдове новый храм. Отец Михаил вспоминал: «За духовным советом я поехал к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит (Талабск). Вместе со мной было два священника с прихода Кобыльего Городища. Батюшка приветливо встретил нас, усадил за самоварчик, и я ещё не произнёс ни слова, а он неожиданно для всех нас спросил: «А храм-то во Гдове строится?» От такого вопроса мы чуть не потеряли сознание, ибо стали свидетелями явного дара прозорливости старца. Он ушёл в свою маленькую комнату и, вернувшись, дал мне пожелтевший пакет, в котором лежала одна тысяча. Я принял его с верою, как залог того, что храм будет и деньги не оскудеют, как масло в кадке Наинской вдовы времён Илии Пророка....» И старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе.
Собор в крепости назывался в древности св. Димитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Димитрия Солунского, главный храм - иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина.
Мы помолились у могилы отца Михаила Женочина, умершего 29 мая 2009 года за две недели до своего 55-летнего юбилея, построившего собор и внесшего колоссальный вклад в жизнь и облик города Гдова.
Следующее место нашего паломничества – Ветвеник – небольшая деревня, которая живописно раскинулась вдоль берега Чудского озера. Уже в 16 веке в Ветвенике находилась церковь Петра и Павла. Белоснежная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была построена в 1903 – 1907 годах по проекту Санкт-Петербургского епархиального архитектора Н.Н.Никонова. По берегам озера более десяти храмов, названных в честь Первоверховных Апостолов. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак и стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание.
В 2000 году рядом с Храмом силами «Братского корпуса Николая Чудотворца» была построена и открыта «Ветвеницкая церковно-приходская школа иконы Покрова Божьей Матери». Помимо двух учебных корпусов, на территории учебного центра построены жилые помещения для учеников и преподавателей. Когда мы приехали в школе был выпускной вечер и концерт.
Нас встретил иерей Сергий Олисов, настоятель трёх храмов в Ветвенике, Кярово и Ремде. Он показал нам храм, и мы увидели, сколько еще работы предстоит для его восстановления.
Поддержав свои силы трапезой на Чудском подворье, мы поехали в деревни Кобылье Городище и Самолву рядом с местом Ледового побоища.
5 апреля 1242 года на льду Чудского озера новгородское войско под командованием князя Александра Невского разгромило немецких рыцарей Ливонского ордена. С одной стороны, в битве участвовали личная дружина князя, новгородцы, отряд суздальцев под началом князя Андрея Ярославича, брата Александра, а также псковичи. С другой стороны — воины Ливонского ордена — орденские братья-рыцари и кнехты, воины Дерптского епископа, включая ополчение из эстов, а также датские рыцари. По сути дела, это была битва католиков и православных.
Александру Ярославичу удалось не просто разбить вражеское войско. Благодаря этой победе натиск рыцарей-крестоносцев на Новгородскую землю значительно ослаб, как и влияние католической церкви. Кроме того, после трагических событий, связанных с татаро-монгольским нашествием, победа в Ледовом побоище стала восприниматься как начало возрождения Руси. После своего поражения Ливонский орден был вынужден заключить мир с Новгородским княжеством и отказаться от всех территориальных претензий на русских землях. Легенды и народные предания доносят до нас, что на береговой возвышенности близ места битвы у деревни Кобылье Городище, после сражения были захоронены воины Александровой дружины, которые погибли в рубке с немцами. Через несколько лет на этом месте была поставлена деревянная часовня, которую позже видел и сам князь Александр Невский, когда через много лет приплыл по воде на место битвы, чтобы вспомнить своих воинов. А псковичами, спустя время, тут же был поставлен укрепленный городок, небольшая пограничная крепость. В 1462 году внутри крепости была построена каменная церковь в честь архистратига Михаила — это самый древний храм на Гдовской земле. В церкви Михаила Архангела любил служить будущий священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанцев). Здесь же служил родной брат Патриарха Тихона - Никандр (Белавин). В этом храме крестили отца Николая (Гурьянова). С детства будущий старец прислуживал в алтаре. Маленький Коля носил во время архиерейского богослужения посох митрополита Вениамина. А Владыка говорил Коле, обняв его: «Какой ты счастливый, что с Господом…». А уезжая и прощаясь, митрополит сказал: «А теперь, Коля, до второго пришествия…» Вскоре владыку расстреляли. Последние годы настоятелем храма является иеромонах Никандр (Чебурахин). Человек с очень интересной личной судьбой, бывший военный, пограничник.
Добраться до этих мест и сейчас непросто, грунтовая петляющая дорога. Зато ты понимаешь, насколько непроходимыми эти места были раньше.
При въезде в Кобылье Городище нас встречает бронзовый поклонный крест, посвящённый, как гласит надпись «воинам, отстоявшим Русь во главе с дружиной Александра Невского». Рядом с крестом недавно возведена деревянная часовня.
В центре села стоит церковь Михаила Архангела. Рядом с церковью установлен памятник Александру Невскому работы скульптора В.Г.Козенюка. От памятника открывается вид на озеро. Как предполагают, именно там, за островами произошло Ледовое Побоище. Здесь же рядом, на берегу, как символ переклички времён, стоят памятники на братской могиле защитников Отечества, павших в 1944 году.
Мы молимся, прикладываемся к старинным иконам в храме и едем в деревню Самолву к мемориальному комплексу «Александр Невский с дружиной». Памятник был открыт 11 сентября 2021 года к 800-летию со дня рождения князя. Он установлен Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства обороны РФ на берегу Чудского озера, примерно на том месте, где в 1242 году произошло Ледовое побоище.
На открытии комплекса присутствовали Президент Российской Федерации В.В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.
Скульптурная композиция состоит из трёх конных фигур (самого Александра Ярославича, его брата и воеводы) и шести пеших воинов. У всех княжеских дружинников — лица реальных людей. Всадники — это Александр Ярославич, его юный брат Андрей и воевода. Облик трёх пеших воинов сделан на основе сохранившихся летописных свидетельств. А лица других трёх ратников — это лица бойцов шестой роты Псковской дивизии ВДВ, которые погибли в 2000 году в Аргунском ущелье.
Над витязями развеваются флаги с ликами святых, а также хоругвь. На главном знамени воинства находится изображение «Спаса Нерукотворного». Под ноги князя и его соратников создатели поместили доспехи и щиты поверженных противников. Выполнены они в виде змеиной чешуи — отсылка к подвигу Георгия Победоносца. Ратники показаны весёлыми и улыбающимися, поскольку они возвращаются домой с победой.
Архитекторы Константин Фомин и Дмитрий Смирнов, а также скульптор Виталий Шанов намеренно изобразили князя и его витязей молодыми. Поскольку Александру Невскому было чуть больше двадцати, когда произошло легендарное Ледовое побоище.
Бронзовые фигуры Александра Ярославича и его дружинников стоят на искусственном кургане высотой 6 метров, а диаметров в 60 метров. Общая же высота монумента превышает 20 метров, а его вес свыше 40 тонн. Комплекс был возведён за 120 дней.
У мемориального комплекса есть и обратная сторона, обращённая в сторону Чудского озера — мозаичное панно. На панно изображено Ледовое побоище. В центре находится изображение Александра Невского в облике святого. По обеим сторонам от князя — батальные сцены. Русские витязи как конные, так и пешие идут в атаку на Ливонских рыцарей.
Святого князя постоянно призывают на защиту Отечества. Одно из первых засвидетельствованных чудес — накануне Куликовской битвы пономарь Рождественского монастыря во Владимире видит, как из алтаря выходят два старца, подходят к гробнице князя и говорят: «Вставай, княже, споспешествуй сроднику твоему Димитрию». Князь встает из гроба и уходит с ними. И через два дня происходит Куликовская битва. Случилась долгожданная победа над некогда непобедимыми завоевателями. Так было и при Петре I — во времена Северной войны, и в войну 1812 года, и в ХХ веке, в годы Великой Отечественной войны. Он всегда рядом с земным воинством как хранитель Руси: он сберег её при своей жизни и ходатайствует за нее перед престолом Божиим.
Далее наш путь лежал в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный преп. Ефросином, Псковским чудотворцем. Родился он в 1386 году, в крещении был назван Елеазаром. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толвы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма.
Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными».
Прп. Евфросин стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из его обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, - Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Иларион Гдовский, Онуфрий Мальский и другие.
Именно сюда, в пустынный монастырь, как эстафета преемственности от Византии к России была принесена Цареградская икона Божией Матери – дар Константинопольского Патриарха Геннадия II.
В монастырской церкви Трёх Святителей хранится икона Спас Елеазаровский – шедевр древнерусского искусства, один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи.
В XVI веке здесь подвизался старец Филофей Псковский, выразивший идею вселенской ответственности России за православие: «Два Рима в ересях падоша, третий Рим стоит – Москва, а четвертому не быти».
«Рим — таинственное царство на земле, страна и народ, которых Господь Сам берет Себе в удел, и где Он незримо соцарствует вместе с земными правителями… И дай, Господи, чтобы Господь укрепил наш народ и дал ему сознание того, что… на нем лежит величайшая ответственность – быть народом крепким, сильным, народом, который будет отвечать перед Господом за судьбу всего человечества. И дай, Господи, всей нашей правящей власти понимать всю меру и всю силу ответственности за то, что будет совершаться в мире в последующие годы». (Игуменья Елисавета (Беляева), настоятельница Спасо-Елеазаровского монастыря)
В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.
Владыка Евсевий благословил возглавить восстановление Елеазаровского монастыря матушку Елизавету (Беляеву), воспитанницу старцев Троице-Сергиевой лавры и последних стариц дореволюционной Дивеевской обители. Благословение владыки подтвердил старец Николай (Гурьянов).
28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.
Профессиональные строители, увидев в каком состоянии находились монастырские руины, утверждали, что обитель можно восстановить лет за 20 – 30 при бесперебойном и достаточном финансировании. Хрупкая и не отличающаяся крепким здоровьем игуменья Елисавета сделала невозможное - за 10 лет, буквально из пепла, восстановила разрушенный монастырь во всей его нынешней красе и великолепии. Но титанический труд, бессонные ночи, постоянные разъезды и невероятное нервное напряжение подорвали ее здоровье и 4 июня 2010 года в возрасте 54 лет игуменья Елизавета отошла ко Господу. Вечная память!
Располагаемся на ночлег в прекрасной монастырской гостинице. После вечерней молитвы в церкви при гостинице отец Александр исповедует паломников.
На следующий день мы поплывем на Талабские острова...