Потаповская О.М.
Конспект занятия
Программное содержание
Знакомство детей с событиями праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Материал к занятию
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Ход занятия
На дворе весна. Вот уже и март месяц прошел, наступил второй весенний месяц.
– Скажите, ребята, как второй месяц весны называется?
Апрель
– Что вы можете рассказать об апрельских изменениях в природе?
В окружающей нас природе все обновляется с приходом весны: по-новому, по-весеннему дует ветер, ярче светит и пригревает солнышко, бегут ручьи, тает снег – всё просыпается после зимнего сна.
– А какие изменения в жизнь православных людей приходят с наступлением весны?
В марте начался, а сейчас продолжается Великий пост. Великий пост можно назвать духовной весной – временем обновления и возрождения души. И взрослые, и маленькие христиане особенно усердно трудятся над своей душой в дни поста. И от этих трудов в наших душах начинает «таять снег» равнодушия, непослушания, своеволия, лени и начинают распускаться, как первые весенние цветы, нежные расточки милосердия, трудолюбия, послушания.
Всё в православной жизни во время Великого поста помогает такому «наступлению весны» в нашем сердце: и Великопостные церковные службы, и особые покаянные молитвы, и сам строй жизни, ставший более размеренным, сдержанным и строгим.
Об этом говорит в своем стихотворении и современная поэтесса
Светлана Высоцкая.
А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!
Последние строчки стихотворения подводят нас к разговору об одном из самых главных праздников Православного календаря – Благовещении Пресвятой Богородицы. Этим праздничным днем, 7 апреля, завершается первая апрельская неделя. В этот день Церковь вспоминает, как Архангел Божий Гавриил принес Пречистой Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божия.
Воспитатель показывает детям большую икону или репродукцию иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Воспитателю важно не спешить рассказывать о событиях празд-ника! Надо дать детям возможность самим всмотреться в изображение и рассказывать о том, что они увидят на иконе, помогая им вопросами.
Задача воспитателя состоит не в передаче информации, а в организации осмысления детьми событий праздника через восприятие изображения на иконе. Педагогу надо постараться внимательно слушать детские ответы, а затем обобщить их, обращая внимание на отдельные детали изображения и обращаясь к уже имеющемуся у детей опыту.
- Давайте внимательно рассмотрим икону праздника, что вы на ней видите?
Мы видим Ангела и Пресвятую Богородицу.
– Как вы смогли узнать на иконе Ангела, Пречистую Деву?
Ангел изображен, как обычно на иконах, в виде юноши в длинном одеянии. У Ангела есть крылья для того, чтобы он мог быстро долетать до людей, сообщая им вести от Бога. Иконописец подчеркивает близость Ангела к Богу, его святость, изображая нимб – сияние вокруг головы Ангела. На нашей иконе Ангел только-только предстает пред Святой Девой, прилетев из Горнего мира, его ноги еще не успели коснуться земли.
А изображение Пречистой Девы Марии похоже на изображение Богородицы на других иконах: мы ведь уже рассматривали иконы Рождества Христова, Сретения Господня. Мы можем узнать Пречистую Деву на иконе по особому одеянию – темно-вишневому плащу, покрывающему голову и плечи Богородицы. На плечах и челе этого темно-вишневого покрова Богородицы в отличие от покрова других святых жен иконописцы изображают три золотых звездочки: знак чистоты и девства Пречистой Владычицы.
Воспитатель указывает на детали изображения, давая всем детям возможность рассмотреть их и увидеть, о чем идет речь.
– Всмотритесь внимательно в изображение на иконе и скажите: за каким занятием застал Пречистую Деву Ангел? Иконописец показывает нам, что Ангел явился Деве Марии, когда Она пряла пряжу. Видите, в руках у Богородицы веретено, на которое Она наматывает красную нитку.
– А можно ли, смотря на икону, сказать, ждала ли Пречистая Дева Ангела, или его явление оказалось неожиданным для Нее?
Рассматривая изображение на нашей иконе, мы можем сказать, что явление Ангела было неожиданным. Пречистая Дева обернулась, наверное, услышав шум ангельских крыльев. Она с тревогой смотрит на нежданного гостя.
– А как иконописец смог передать, что Ангел явился Деве Марии возвестить Ей не свою собственную, но Божию волю? Ангел на иконе правой рукой благословляет Богородицу, передавая Ей благословение от Бога. А еще мы видим на иконе отверзтое, как бы приоткрывшееся небо и луч, сходящий с неба на Пречистую Деву. А в сиянии этого луча иконописец изображает белого голубя.
– Что может означать изображение белого голубя? Видели ли мы изображение голубя еще на какой-нибудь иконе? Мы видели изображение голубя на иконе Крещения Господня, которую рассматривали на занятиях зимой. В виде голубя сошел во время Крещения Господня на Спасителя Дух Святой. Рисуя голубя в луче, сходящем с Неба на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы, иконописец показывает нам, что Дух Святой снисходит на Деву Марию.
– Молодцы, вы внимательно рассматриваете изображение на иконе и вспоминаете то, что уже знаете. А знаете ли вы, какую весть принес Пречистой Деве Марии Ангел?
Если кто-то из детей может ответить, воспитатель внимательно слушает его. Вопрос этот может быть и риторическим, ведь на занятиях об этом еще не говорили, изображение на иконе тоже не дает детям подсказки. Поэтому ответ на этот вопрос воспитатель дает сам.
Ангел был послан Богом для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Нее родится Сын Божий, который и спасет мир от зла, греха и смерти.
Послушайте, как рассказывает о явлении Ангела Богородице Евангелие – книга о земной жизни Иисуса Христа. Воспитатель читает или пересказывает детям повествование о Благовещении Пресвятой Богородицы, описанное в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26–38).
Послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве Марии. Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами».
Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего...
Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... ...ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
– Посмотрите внимательно на изображение Пречистой Девы на иконе, подумайте и ответьте: поверила ли Ангелу Дева Мария или стала противоречить ему, просить доказательств того, что все будет именно так, как он сказал? Пречистая Дева поверила Ангелу. Евангелие повествует, что Мария с верой и смирением ответила ему: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел.
Так узнала Дева Мария от Архангела Гавриила Благую весть о том, что станет Матерью Бога. Само слово «Евангелие» означает в переводе с греческого языка – «Благая весть».Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Без смиренного принятия Богородицей воли Бога о том, чтобы Она стала Матерью Иисуса Христа, не могло бы произойти Рождества Христово.
Благовещение Пресвятой Богородицы изображено на многих иконах, на картинах, описано в стихах.Вот стихотворение современной поэтессы
Татьяны Шорыгиной:
Благовещение
С крыши льется звонкая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтобы принести Благую весть!
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
Вешний воздух над землей царил,
Зеленели тонко луговины –
Весть принес Архангел Гавриил
О зачатии Спасителя и Сына.
А сейчас послушайте, как красиво и возвышенно описывает события Благовещения русский поэт, живший очень давно, больше ста пятидесяти лет назад. В его стихотворении много старинных слов, но после нашей беседы о событиях Благовещения вы уже можете понять эти стихи.
Читая стихотворение, педагог снова показывает детям икону праздника и поясняет слова стихотворения.
В. Бенедиктов
Благовещение
Кто сей юный? В ризе света (риза – одежда)
Он небесно возблистал (возблистал – воссиял)
И, сияющий, предстал (предстал – явился)
Кроткой Деве Назарета: (Назарет,— город, где произошло Благовещение)
Дышит радостью чело, (чело – лоб)
Веют благовестью речи, (благовесть – благая весть)
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейный (сия – эта)
Осеняет ясный лик, (лик – лицо)
Долу взор благоговейный (долу – вниз; взор – взгляд)
Под ресницами поник; (поник – опустился)
Скрещены на персех руки, (перси – грудь)
В персех сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки: (приемлет звуки – слышит)
«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый –
Искупления глашатай, (глашатай – вестник)
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощения, (воплощение – рождение Бога Иисуса Христа как человека, в человеческой плоти)
А пред ним – полна смиренья –
Дева, Матерь Божества.
А вот строки еще одного стихотворения, напечатанного сто лет назад в детском журнале «Незабудка». Мы с вами можем к празднику выучить это стихотворение и, почитав его, прославить Пречистую Деву Богородицу Марию.
В день Благовещения Радуйся, Чистая!
Радуйся, Чудная!
Вечного Света Заря!
Лилия райская,
Дева всепетая,
Мать Неземного Царя!
Слово Архангела
С детским смирением
Скрывшая в сердце Своем.
Песням и нашим
Внемли, Благодатная,
Мы Тебе славу поем!